Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Работа с текстом на уроках иностранного языка как важный элемент языковой деятельности

02.06.2025 97 108
Трегуб Жанна Юрьевна
Трегуб Жанна Юрьевна, преподаватель

Гарина Анна Николаевна
Гарина Анна Николаевна, преподаватель

Бердский филиал Новосибирский медицинский колледж

Освоение иностранного языка требует многогранного подхода. Учебные занятия должны охватывать различные аспекты, целью которых является развитие определенных навыков и умений у студентов. В этой статье хотелось бы рассмотреть один из ключевых аспектов обучения иностранному языку, а именно работу с текстами. Почему стоит акцентировать внимание именно на текстах? Дело в том, что работа с текстами имеет важное значение при изучении как иностранного, так и родного языка, однако умение эффективно работать с текстом есть не у всех учащихся. Существует множество факторов, способствующих такому положению дел. Тем не менее, в данном контексте мы не будем углубляться в причины недостаточного владения этой деятельностью, а сосредоточимся на важности работы с текстами в процессе изучения иностранного языка и на ключевых моментах, на которые следует обратить особое внимание.

Как именно работа с текстом и информация, полученная из него, способствуют изучению иностранного языка? Прежде всего, деятельность с текстом включает в себя процесс чтения. В уроках иностранного языка применяются различные виды чтения в зависимости от конкретной цели: ознакомительное, поисковое, просмотровое и изучающее. Это не только помогает извлекать нужную информацию, но и способствует развитию таких навыков, как образно-логическое мышление, способность устанавливать связи, уметь предсказывать, обобщать, делать выводы и отличать главное от второстепенного. Кроме того, чтение улучшает качество письменной и устной речи, открывая доступ к новому словарному запасу, позволяя отработать грамматические конструкции и формировать образные представления о словах, а также способствует внутреннему проговариванию или озвучиванию информации. Во-вторых, чтение в целом помогает поддерживать и развивать интерес к изучаемому языку, его культуре и традициям.

Кроме осознания значимости работы с текстом, необходимо выделить ключевые моменты, которые следует учитывать при выполнении этой деятельности. Эти моменты зависят от осознания текстовой структуры; имеют значение также форма и категория текста; и, конечно, важно принимать во внимание возраст учащихся в сочетании с целями обучения.

Для лучшего осознания всего вышеприведенного касательно столь важного и неотъемлемого аспекта, как работа с текстом, важно рассмотреть пример использования узкоспециализированных материалов в области медицины, применяемых на занятиях иностранным языком в медицинском колледже. Однако прежде чем перейти к данному примеру, следует обозначить образовательные цели для студентов именно медицинского колледжа и то, к чему они должны быть готовы в рамках изучения иностранного языка. Эта цель на самом деле очевидна и доступна для понимания; она озвучивается студентам с самого начала их обучения иностранному языку. Задача медицинского колледжа заключается в подготовке высококвалифицированного специалиста в сфере медицины, обладающего глубокими знаниями и необходимыми навыками. Это должен быть перспективный профессионал, готовый к непрерывному обучению и развитию, активно занимающийся научной деятельностью и проявляющий интерес к современным достижениям в науке и медицине.

Первым шагом, который нужно выполнить, является тщательное планирование подготовительного этапа. На этом этапе следует представить тему и показать определенные изображения, которые имеют отношение к предмету исследования. На основе этих материалов студенты смогут выдвигать свои гипотезы.

На втором этапе акцент делается на лексическом уровне. На этом этапе вводится новая лексика, которая комбинируется с повторением и активизацией слов из предыдущих частей. Новые слова обязательно сопровождаются транскрипцией. Для их закрепления используются разнообразные упражнения, направленные на словообразование и перевод фраз. Кроме того, помимо представления новой лексики, из текста отбираются словосочетания или короткие фрагменты, которые студенты должны изучить и перевести самостоятельно. Это помогает устранить предполагаемые трудности, возникающие во время чтения и восприятия материала. Таким образом, данный этап способствует глубокому усвоению лексического материала и улучшению навыков восприятия текста.

Третий этап включает в себя как введение нового грамматического материала, так и повторение уже усвоенного, который активно используется в тексте. Одно из заданий для студентов непременно включает предложения, взятые из текста, содержащие изучаемую грамматику. Во время чтения также можно давать учащимся небольшие задания, ориентированные на идентификацию определенных грамматических явлений. Важно при этом четко указывать отрезок текста, в котором необходимо провести поиск.

Четвёртый шаг состоит из короткого задания — анкеты. В её рамках необходимо сделать определённые предположения, выразить согласие или несогласие с представленными данными.

Пятый этап заключается в непосредственном чтении текста. На этом этапе можно использовать и чередовать различные техники чтения, упомянутые в начале статьи, разбивая материал на определенные смысловые фрагменты. Некоторую информацию, содержащуюся в тексте, читают совместно со студентами, голосом одного из участников группового занятия. Особое внимание уделяется важным фактам или аспектам. В некоторых случаях может быть выполнен перевод определенного абзаца или нескольких предложений. Остальная часть текста читается студентами в тишине, для чего им предоставляется установленный временной промежуток, в течение которого необходимо найти ответы на заранее подготовленные вопросы. После каждой ключевой части прочитанного делают обобщение: студентам задается серия вопросов, на которые они должны ответить, а при необходимости они могут обратиться к тексту снова, по инициативе или просьбе преподавателя. Итоговое обобщение происходит после завершения чтения всего материала.

Шестой этап заключается в закреплении и отработке изученного материала, что происходит посредством выполнения ряда специальных заданий. Большинство из этих заданий направляет студентов к содержанию текста. Таким образом, по завершении работы с упражнениями учащиеся достаточно хорошо усваивают информацию по теме, осваивают лексику и прорабатывают определенные грамматические конструкции.

На седьмом этапе необходимо осуществить монологическое изложение по теме, которая изучается. В качестве основы выступает тот же самый текст. В качестве вспомогательных материалов предлагается схема, диаграмма, концептуальная карта или набор вопросов, которые помогут более эффективно донести необходимую информацию.

И, наконец, заключительный этап – это аудирование. Данный аспект реализуется через просмотр видео на заданную тему. Видео может иметь одну тему с текстом, может иметь другое содержание, но объединено с темой текста. Соответственно, отрабатывается все та же лексика и грамматика, что и в тексте.

Учитывая всё вышесказанное, можно утверждать, что текст играет ключевую роль в овладении различными аспектами, необходимыми для изучения иностранного языка. Он способствует изучению и закреплению лексики и грамматических правил, а также помогает распознавать грамматические конструкции в тексте, что в дальнейшем значительно облегчает процесс перевода и понимания сложных научных материалов. Кроме того, текст способствует развитию навыков поиска нужной информации и внимательного анализа с учётом специфических деталей связанных с определёнными явлениями. Также важно отметить, что текстовые материалы развивают устную речь: студенты, ознакомившись с информацией, могут её воспроизвести. Нередко происходит так, что содержание текста вдохновляет студентов на использование собственных знаний о различных явлениях, что позволяет им дополнить текст на основе изученной лексики.

В завершение, следует отметить, что текст является замечательным инструментом для изучения иностранного языка. На его основе можно развивать и совершенствовать все другие аспекты языка, а также значительно увеличить общий кругозор и словарный запас. Тем не менее, важно помнить, что тексты должны быть тщательно отобраны с учетом всех факторов, упомянутых в начале статьи. То есть они должны соответствовать заявленной тематике и, что не менее важно, вызывать интерес у обучающихся.

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Работа с текстом на уроках иностранного языка как важный элемент языковой деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*