Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль волонтёрского движения в образовательном процессе

10.01.2025 15 15
Андреев Андрей Иванович
Андреев Андрей Иванович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

На современном этапе развития общества назрела необходимость в нравственном воспитании  подростков.  Образование  неразрывно  связано  с  воспитательным  процессом. Модель  сегодняшнего  выпускника  –  это  молодой  человек,  подготовленный  к  жизни  в обществе,  свободный,  деловой,  предприимчивый,  обладающий  внутренним  механизмом нравственности, всесторонне развитая личность. Развитие    волонтерского  движения  в  системе  профессионального образования может стать эффективным способом организации воспитательного процесса.  Сталкиваясь  с  чужими  бедами  и  проблемами,  обучающийся  испытывает чувство уважения, сострадания и сопереживает людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. В процессе оказания посильной помощи нуждающимся людям, он проявляется как человек, как личность, способный влиять на окружающий его мир. Наблюдая за людьми, которые не в состоянии помочь себе без помощи окружающих, они сами начинают задумываться о ценности жизни. Кроме того, регулярная деятельность волонтерских  отрядов  способствует  развитию  трудового  воспитания, обучающийся  начинают бережно относиться к чужому труду, а также ценить собственный труд. Кроме  того,  видя  плоды  своей  деятельности,  молодые  люди  осознают,  что  духовные ценности  порой  более  значимы,  чем  ценности  материальные  и  получают  настоящее моральное  удовлетворение  от  собственной  работы.  В  этом  и  заключается  основной воспитательный эффект волонтерской деятельности обучающихся.

Цели   волонтёрства:

–  оказание услуг тем, кто в них нуждается;

–  помощь личностному и профессиональному развитию личности, а также ее самореализации и социализации. Задачи   волонтёрства:

–  формирование  ценностных  отношений  к  волонтерской  деятельности, усиление  командного  духа,  сплочение  коллектива,  создание  модели  общественного объединения,  воспитание  активной  социальной  и  гражданской  позиции,  развитие   самоуправления.

Исходя из задач   волонтерства, можно выделить его функции:

Воспитательная функция – участие в добровольческих проектах требует от обучающихся ответственности,  проявления  таких  качеств,  как  товарищество,  доброта,  честность, порядочность, благородство, самоотверженность и другие.

Образовательная функция – обучающийся не получает финансовых средств за свой труд, но  его  вознаграждение  заключается  в  том  опыте,  который  он  приобретает  за  период волонтерской деятельности. В зависимости от социальных проектов, которые доброволец устанавливает для себя самостоятельно, он получает различную и многогранную практику, включая навыки и умения, необходимые для выполнения той или иной работы.

Функция  социализации  –  обучающиеся  сталкиваются  с  различными  социальными проблемами, перенимая социальные образцы поведения старших коллег и т. д., проходят школу жизни посредством добровольческой деятельности.

Волонтерская  деятельность – это путь к  работе, здесь всегда  есть  возможность  обучающемуся  зарекомендовать  и  проявить  себя  с  лучшей  стороны, развить  компетенции  в  разных  сферах  деятельности,  апробировать  свои  умения, определиться с выбором жизненного пути и своей будущей профессиональной карьеры.

Руководитель     волонтерского  движения  в  процессе  взаимодействия  и общения с коллективом обучающихся намеренно или ненамеренно как бы продолжает себя в  них,  осуществляя  значимые  для  преобразования  их  личностных  смыслов,  мотивов, поведения.

В  процессе  педагогического  влияния  на  всестороннее  развитие  личности

обучающегося  существенную  роль  играет  авторитет  педагога.  Авторитетному  педагогу авансируется  доверие  обучающихся,  его  мнение  признается  изначально  верным, воспринимается как руководство к действию. Для развития   волонтерского движения среди молодежи важно наличие ряда условий: 

–  существование  группы  единомышленников,  выступающих  инициаторами волонтерского движения; 

–  наличие  организаций,  оказывающих  поддержку  волонтерскому  движению, (соцпартнёры)  ;

–  обеспечение престижности,   на волонтерскую деятельность в молодежной среде (прежде всего публикации о волонтерской деятельности при помощи средств массовых информаций  ).

Волонтерство – это бескорыстная и добровольная деятельность ради блага других людей,  не  являющихся  друзьями  и  не  связанные  семейными  отношениями.

Добровольчество  –  свободно  принимаемые  человеком  моральные  и  нравственные обязательства.  Люди  помогают  друг  другу,  и  это  даёт  им  чувство  удовлетворения  от выполнения  своего  человеческого  долга.  Эта  помощь,  самопомощь,  взаимопомощь, строящиеся на единении людей, общении в братстве и любви. Они не навязываются ни властью, ни обществом. Заботясь о других, люди становятся человечными.  

Добровольческая  деятельность  позволяет  через  конкретные  дела  укреплять  духовно-нравственные  ценности,  являющиеся  основой  социальной  стабильности. 

Она  способна уменьшить агрессивность и риски вовлечения молодёжи в  антиобщественные действия. Создание  условий  свободного  доступа  к  добровольческой  (волонтерской)  деятельности, привитие     ценностей  общественного  служения  способствует  достижению важнейшей  цели     –  укреплению  в  обществе  таких  духовно-нравственных фундаментальных ценностей, как человеколюбие, честность, солидарность, отзывчивость, сострадание.

Направления добровольческой деятельности в волонтёрском движении многообразны: 

–  организация помощи детским домам;

–  организация помощи пожилым людям; 

–  организация и проведение интеллектуальных конкурсов среди молодежи; 

–  помощь в проведении спортивных и туристических мероприятий; 

–  организация  и  проведение  творческих  мероприятий,  конкурсов,  праздников среди молодежи и подростков; 

–  досуговая деятельность;

–  трудовая помощь 

Обозначенные  выше  направления  могут  дополняться  другими  направлениями  в зависимости  от  существующих  проектов.  Помимо  указанных  направлений  добровольческая деятельность имеет следующие формы: одноразовые мероприятия, акции, проекты, благотворительные сезоны.

В заключение хочется отметить, что волонтерская работа  не  является  спонтанной,  она  ориентирована  на  достижение  конкретных  целей  и результатов, которые обусловлены природой этого социального феномена. Волонтерство способствует  развитию  чувственной,  эмоциональной  сферы  личности,  формирует  и изменяет  её  ценностный  мир,  способствует  реализации  социальной  и  творческой активности,  личностному  росту  и  активизирует  познавательную  деятельность.   

Волонтёрство  можно  охарактеризовать  как  социализацию  личности,  задачами  которой являются  формирование  элементов  вовлечения  людей  в  разнообразную  общественную деятельность, направленную на усовершенствование качества жизни населения, поддержка государства  в  решении  его  социальных  задач,  стимулирование  высококлассной ориентации, общественной деятельности с различными целевыми группами и категориями населения. 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Роль волонтёрского движения в образовательном процессе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*