Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Изучение новых методик преподавания физики

10.01.2025 19 20
Гладышева Ольга Сергеевна
Гладышева Ольга Сергеевна, преподаватель

Новосибирский речной колледж

Основные цели изучения физики в основной школе следующие: усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации.

Целями курса физики основной школы являются:

– формирование у ученика научных знаний и умений, необходимых для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, технике, быту; для продолжения образования;

– развитие умения применять эти знания для решения стандартных и нестандартных учебных физических задач;

– овладение языком физики и умение использовать его для анализа научной информации и изложения основных физических идей в устной и письменной формах (термины, формулировки законов, физические формулы, графики и т. д.);

– формирование умений наблюдать явления природы и техники, планировать и проводить экспериментальные исследования; – приобретение учащимися элементарных умений пользоваться измерительными приборами и приспособлениями.

Образовательная деятельность заключается в коммуникации между преподавателем и учеником. Непосредственно на качество полученных знаний и их усвоение влияет выбранная тактика обучения.

Существуют современные и традиционные методы обучения, какие особенности они имеют. Сегодня педагогические методы — это один из способов упорядоченной взаимосвязи между учителями и обучающимися, которая направлена на выстраивание образования, воспитания, развития. Техники обучения непрерывно связаны с прогрессом социальных, культурных, технологических аспектов в обществе. 

Несмотря на то, что все это косвенно относится к порядку обучения, разница у них все же есть:

- Прием - это часть метода обучения в педагогике. Например, во время чтения учебника, можно проговаривать материал вслух для лучшего запоминания. Другими словами, приемы - это действия, которые учитель или учащиеся совершают в процессе учебы.

- Метод - состоит из приемов, которые использует преподаватель, чтобы донести материал. Это может быть чтение лекции, когда вместе с озвучиванием, преподаватель делает пометки на доске, а ученики их конспектируют (прием). Идентичные приемы могут быть частью разных методов.

- Методика - в отличие от метода, где приемы могут изменяться, методика предполагает совокупность конкретных алгоритмов. Часто она состоит из конкретной программы, имеет определенную теоретическую основу. Методики являются авторскими и проверены опытным путем. Эффективность различных приемов, получивших доказательную базу на практике, становятся в будущем основной для авторской разработки.

- Методология - это более обобщающее понятие, которое включает методы, методики и приемы обучения.

Виды современных методов обучения.

Подход к организации обучения постоянно совершенствуется, появляются новые техники. Если сравнивать традиционные и современные методы, то в последних в центре находится именно ученик. Это активная модель, когда обучающийся не только слушает лекцию преподавателя, конспектирует и запоминает, а сам погружается в процесс. Есть несколько методов современного обучения, которые мы рассмотрим подробнее ниже.

Проектный

В рамках этого метода обучения студенты ставят задачу сами, определяют пути ее достижения. В перечень их обязанностей по заданию входит поиск, отбор, обобщение, анализ данных. Преподаватель здесь играет второстепенную роль и помогает только консультировать или координировать их работу. Итоговым продуктом проектного метода является презентация готовой работы и ее защита. Проекты могут быть нескольких видов: исследовательские (результат — это подтверждение или отрицание определенной теории), практико-ориентированные (ученик предлагает решение), творческие.

Проектный способ позволяет: обучить учащихся достигать целей собственными силами или планировать последовательность действий, которая приведет к их достижению; выработать навыки анализировать полученную информацию, находить в ней самое главное; научиться правильно использовать все приемы на практике; выработать навык проведения исследований, показать новый опыт. Самостоятельная проработка информации учениками способствует выработке самодисциплины, улучшает социальную адаптацию, если проект готовится группой.

Кейс

Кейс может иметь какое угодно направление, тему и зависит от дисциплины, которая преподается. Основой обучения становится реальный случай или жизненная ситуация, вокруг которых строится работа. Студенты изучают, анализируют ее, а после предлагают выход. Этот метод направлен на обучение учащихся правильно анализировать факты, применять их на практике, аргументированно доносить позицию. Часто в качестве упражнений используются неоднозначные ситуации, которые можно интерпретировать по-разному, например, с точки зрения законного обоснования или медицинских прогнозов по результатам лечения. По рассуждению ученика преподаватель уже понимает, насколько правильно он задействует знания.

Мозговой штурм

Если прошлый метод хорошо работает в группах и индивидуально, то мозговым штурмом лучше всего пользоваться в коллективной работе. За минимальный отрезок времени участникам нужно постараться выдать больше идей, учитывая заданную тему дискуссии. Озвученные идеи фиксируются учениками, а после этого проводится тщательный анализ, чтобы определить лучшее решение по теме. Задача метода: развить креативность, концентрацию на определенной задаче, а также научиться правильно выстраивать взаимодействие с остальными участниками группы.

Интеллект-карты

Для начала участникам представляется концепция или проблема, чтобы они могли увидеть и оценить взаимосвязь между составляющими. Карта выглядит как картинка, в центре которой прописана основная проблема с выходящими ассоциациями или связанными элементами. Тактика выбирается для организации групповой или самостоятельной работы над сложной темой. Во время обучения ученики собирают, анализируют и структурируют полученную информацию.

Ролевые игры

По смоделированной ситуации обучение происходит на своем опыте. Исходя из названия метода, каждому участнику отводится конкретная роль. Учитель придумывает случай и следит за игрой. Участники, учитывая свои роли, должны в итоге найти решение. С помощью ролевой игры удается обработать разные сценарии, проявить навыки. Метод игры внедряется как в дошкольных учреждениях, так и в бизнес-тренингах. Основная задача ролевого метода — перевести теорию на практику.

Тренинги

Коллективное занятие, в ходе которого у участников формируются практические навыки. На изучение темы отводится всего 20-30% от общего времени, остальное занимает решение задач и групповая работа. Тренинг часто находит применение как оптимальный выход для выработки нужного поведения, обработки навыков и умений, необходимых на определенном жизненном этапе.

Коучинг

В рамках этого метода обучения ученик прямо взаимодействует с наставником, в роли которого может быть учитель. Здесь приоритет отдается не общему развитию, а изучению конкретных тем, достижению конкретных целей. Наставник помогает учащемуся находить способы решения, определяет, в каком направлении прослеживаются большие способности, чтобы дальше развиваться в нем.

Погружение

Хорошо работает при изучении языков посредством воздействия на подсознание. Чтобы было влечение обучаться, нужно вызывать желание и заинтересованность делать это. Справедливо утверждение, что для быстрого обучения языка нужно общаться с носителем, больше практиковаться. Сегодня такой метод погружения используется в других областях, когда организуются выездные конференции.

Новые методы организации учебно-познавательной деятельности появляются постоянно. Но при их выборе не нужно гнаться за модой, а подбирать приемы, учитывая возраст учащихся, уровень знаний и направление обучения. Любой педагогический инструмент обычно можно доработать и усовершенствовать под свою аудиторию, главное, использовать их осторожно, не жертвовать проверенными техниками в пользу инновационных, которые не прошли опробование на практике.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Изучение новых методик преподавания физики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*