Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время в российском среднем образовании происходят значительные преобразования, связанные с новыми требованиями к образовательным результатам. Образование в современной России становится все более многообразным; его содержание и подходы становятся более информативными, а требования к выпускникам вузов возрастают. Уделяется внимание формированию личности, обладающей собственным мнением и умеющей его убедительно обосновать, способной различать факты и предположения, основываясь на объективных суждениях и личном опыте, а также подвергать сомнению устоявшиеся взгляды и предлагать решения возникающих проблем.
Концепция модернизации российского среднего специального образования подчеркивает необходимость подготовки высококвалифицированного специалиста с развитым критическим мышлением и профессиональными компетенциями. Преподавателям необходимо находить новые подходы к обучению, внедряя технологии, способствующие глубокому пониманию и анализу информации, а также формированию логических выводов и обоснованных решений. Исследования показывают, что современным людям недостает навыков работы с информацией. Успешное развитие критического мышления у студентов позволит им адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни и достигать поставленных целей. Таким образом, образование должно создать условия для формирования критического мышления в ходе обучения иностранным языкам.
Критическое мышление понимается как способность оценивать, анализировать и логически рассуждать, опираясь на личный опыт и проверенные данные. Ученые отмечают, что знание и информация являются только начальной основой, а не конечной целью.
Психологи выделяют несколько ключевых качеств критического мышления у студентов:
Исходя из этого, необходимо готовить студентов к следующим задачам:
Критическое мышление студентов основывается на различных мыслительных операциях, таких как сравнение, обобщение, абстрагирование, систематизация, конкретизация и классификация. Эти умения помогают им ставить цели, выявлять и решать проблемы, формулировать гипотезы, аргументировать свои взгляды, а также анализировать альтернативные мнения и высказывать собственные суждения. В связи с этим, одной из главных задач становится развитие навыка анализа, что является важным условием для быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. Формирование критического мышления у студентов колледжа гарантирует, что будущие специалисты смогут адаптироваться к современному информационному окружению. Опыт в понимании и анализе информации на иностранном языке также поможет в достижении этой цели. Поэтому в системе среднего профессионального образования возникает необходимость создания условий, способствующих развитию критического мышления в процессе изучения иностранного языка.
Для достижения успеха в обучении в среднем профессиональном учебном заведении требуется достаточно высокий уровень умственного развития, эрудиции, памяти и способности к логическому мышлению. Критическое мышление включает в себя знание законов логики и соблюдение этих принципов. Оно подразумевает рациональные рассуждения и использование различных подходов. Критичность мышления формируется по мере углубления знаний о мире. В данном контексте «критическое» можно заменить на «аналитическое», что подразумевает анализ и познание. Критический подход дает возможность человеку обрабатывать информацию, выделять значимые факты, логически их переосмыслять и делать выводы. При обучении студентов языку в вузах важно учитывать особенности их будущей профессиональной деятельности: умение работать с информацией из различных источников как на русском, так и на иностранном языках. Преподаватели иностранных языков должны осознавать, что их усилия будут наиболее эффективными, если они предложат материал, способствующий развитию критического мышления, и выберут подходящие методы его подачи.
Большинство когнитивных процессов, присущих учебной деятельности, соответствуют уровням знания и понимания, которые являются наиболее базовыми, но в то же время служат основой для более сложных мыслительных навыков. С повышением уровня образования, мыслительные способности начинают усложняться. На первом курсе обучения иностранному языку материал становится более сложным, как для уровня колледжа. При получении новой информации студенты должны научиться анализировать её с различных перспектив, делать выводы о её значимости, ценности и точности. На занятиях по иностранному языку в неязыковом колледже необходимо использовать такой информативный контент, который поможет обучающимся понять, что изучение языка напрямую связано с их личностью и интересами. Важно учитывать образовательный и культурный фон студентов при развитии критического мышления. Кроме того, следует стимулировать студентов к улучшению их лингвистической, социолингвистической и межкультурной компетенции.
Наши учащиеся осваивают иностранный язык на протяжении 3 лет. В начале им предлагается культурологический контент: например, они создают презентации по темам «Страны, говорящие на английском/немецком», «Высшее образование в зарубежных странах». Позже вводится материал с элементами профессиональных аспектов, таких как «Медицинское образование за границей» и «Фармацевтическое образование в разных странах». Затем переходим к языку для специализированных целей, то есть к профессионально ориентированным материалам. Изучаются такие темы, как «История медицины», «История фармацевтики», «История стоматологии» и другие.
Технология критического мышления включает три ключевых этапа:
1) Вызов (evocation) – это этап, на котором обучающимся предлагается проанализировать свои предшествующие знания и заинтересоваться восприятием новой информации.
2) Осмысление содержания (understanding, realizing of meaning) – на этом этапе происходит получение новой информации, при котором учащиеся продолжают самостоятельно формулировать свои цели и мотивацию. Процесс установления целей во время ознакомления с новыми данными опирается на уже существующие знания.
3) Рефлексия (reflection) – это процесс глубокого осмысления, в результате которого создаются новые знания. Ранее усвоенные сведения преобразуются в личные знания. Рефлексивный анализ и синтез ориентированы на прояснение нового материала и дальнейшую образовательную деятельность.
Поскольку основной целью изучения иностранного языка является развитие речемыслительных навыков учащихся, все задания должны предполагать наличие проблематики. Важно, чтобы процесс обучения был организован таким образом, чтобы учащиеся постоянно испытывали стремление выразить свои мысли и поделиться мнением.
На этапе вызова учащиеся выявляют свои знания о новой теме и формулируют вопросы, на которые им предстоит ответить, то есть упорядочивают информационный материал. Преподаватель применяет различные методики, такие как мозговой штурм, прогнозирование содержания и постановка проблемных вопросов, что способствует возникновению интереса к исследуемому вопросу и активизирует их познавательную активность. Студенты имеют возможность работать как индивидуально, так и в парах или небольших группах, обсуждая заданные вопросы, выдвигая гипотезы и углубляя свое понимание темы во время обсуждения. Они также определяют, на какие аспекты им следует обратить особое внимание.
На этапе осмысления студенты сталкиваются с новой информацией, которая может принимать формы учебного текста, оригинальных статей, аудио- или видеоконтента. Эта фаза занимает наибольшее время в учебном процессе. В ходе изучения нового материала учащиеся активно работают, осуществляя контроль за своим пониманием информации, что играет важную роль и является необходимым условием для формирования критического мышления. Преподаватель поддерживает интерес к теме и вовлечённость студентов. Для повышения активности познавательной деятельности участников образовательного процесса учитель может применять различные методы, такие как постановка проблемных вопросов, создание графических представлений, визуализация материалов и комментарии. Эти приемы способствуют более глубокому усвоению информации и стимулируют критическое осмысление учебного материала.
На этапе рефлексии учащиеся осваивают анализ собранной информации, устанавливают причинно-следственные связи между элементами знаний, а также сравнивают, какую новую информацию они получили. Студенты участвуют в дискуссиях, мини-конференциях, ролевых играх и других творческих активностях, таких как презентации, написание эссе и докладов, решение конкретных задач и кейс-анализы. В процессе этих мероприятий они слушают аргументы, высказывают свое согласие или несогласие по обсуждаемым вопросам, что способствует обмену мнениями и сопоставлению своих знаний и опыта с опытом других участников. Развитие критического мышления проходит параллельно с улучшением коммуникативных навыков в ходе обучения всем аспектам языка. При обучении иностранной речи необходимо направлять студентов на критическое восприятие информации в чтении, аудировании, говорении и написании. Преподаватель должен вдохновлять студентов на прогнозирование, оценку мыслей и позиций авторов, сравнение с их собственными мнениями, выделение ключевых мыслей и формулирование выводов.
Для развития навыков критического анализа информации студенты могут выполнить следующие задания:
а) ознакомьтесь со статьей и выделите аргументы «за» и «против»;
б) сформулируйте плюсы и минусы предложенного решения проблемы;
в) определите положительные и отрицательные аспекты ситуации;
г) пообсуждайте в парах или небольших группах возможные пути решения проблемы;
д) поделитесь обнаруженными решениями и оцените их эффективность.
Самые распространенные по применению методы развития критического мышления – это:
Рассмотрим некоторые из описанных методов.
В рамках техники «Активное чтение» (Active reading) преподаватель разрабатывает задания, которые побуждают студентов внимательно изучать текст до самого конца. Они направлены на нахождение ответов на заданные вопросы, извлечение и анализ конкретной информации, а также оценку последствий различных решений по обсуждаемым проблемам. Кроме того, акцентируется внимание на логическом осмыслении аргументов противника. В этой связи преподаватели иностранных языков подготовили предтекстовые и послетекстовые задания, которые помогают студентам развивать не только критическое, но и аналитическое и логическое мышление. Например:
Ролевые игры. Применение ролевых игр в учебном процессе является действенным методом обучения, поскольку помогает решать задачи, такие как освоение нового материала, укрепление словарного запаса и развитие креативности студентов. Ролевые игры обладают адаптивной структурой, что позволяет учащимся развивать необходимые для их будущей профессии навыки. Сценарий ролевой игры разрабатывается с учетом специфических речевых материалов и включает разнообразные методы активного обучения, среди которых дискуссии, мозговые штурмы и анализ реальных производственных ситуаций. Внедрение ролевых игр в образовательный процесс колледжей способствует формированию профессиональной идентичности будущих специалистов. Вот примеры тем для деловых игр: «Кто лучший в анатомии и латыни?»; «Знаменитые фармацевты»; «Роберт Кох и его открытия»; «В поликлинике» и другие. Кроме того, учащиеся легче усваивают и запоминают языковые конструкции, так как ролевые игры предоставляют возможность практиковать иностранный язык на практике.
Метод Сократова диалога (Socratic Questioning) является эффективным средством для развития критического мышления и ценным ресурсом для преподавателей. Критическое мышление начинается с формулирования вопросов и анализа проблемы. Правильно подобранные вопросы, используемые в ходе занятия, создают у студентов чувство вовлеченности в предмет и служат преподавателю для стимулирования размышлений, обсуждений, дебатов и анализа учебного материала. Вопросы способствуют глубокому осмыслению информации и лучшему пониманию содержания. Метод Сократа можно применять как для закрепления уже изученного, так и для освоения нового материала. Обычно вопросы готовятся преподавателем заранее.
В завершение можно подчеркнуть, что формирование критического мышления у студентов способствует их вовлеченности в учебную деятельность. Это связано с улучшением их коммуникативных навыков, развитием информационной культуры и повышением уровня самостоятельности. Также это играет важную роль в создании устойчивых познавательных мотиваций.
Применяя методы развития критического мышления на уроках иностранного языка, преподаватель способствует развитию личности обучающегося, что происходит непосредственно в процессе обучения языку. Это приводит к формированию коммуникативной компетенции, создающей благоприятные условия для познавательной активности и самосовершенствования. Внедрение критического мышления трансформирует учёбу из рутинного процесса в целенаправленную деятельность, ведь анализируя и обрабатывая информацию, студенты находят решения реальных житейских ситуаций. Умение четко и убедительно выражать свои мысли и обосновывать их является важным аспектом критического мышления. Для этого на занятиях активно используются различные формы парной и групповой работы, включая дебаты и дискуссии. Таким образом, процесс формирования критического мышления можно рассматривать как интегративный аспект образования, затрагивающий разные стороны развития личности. Использование технологий критического мышления на уроках повышает эффективность обучения, увеличивает мотивацию к изучению иностранного языка и способствует углублению знаний и культуры учащихся.
Список используемой литературы
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Способы развития критического мышления у студентов медицинских колледжей при обучении иностранному языку
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.