Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рефлексия обязательный этап на учебных занятиях

05.12.2024 273 309
Кошеварова Анна Сергеевна
Кошеварова Анна Сергеевна, преподаватель

Пащенко Наталья Алексеевна
Пащенко Наталья Алексеевна, преподаватель

Марадулина Людмила Яковлевна
Марадулина Людмила Яковлевна, преподаватель

Бердский филиал Новосибирский медицинский колледж

Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций будущих специалистов осуществляется в образовательном процессе: на учебных занятиях, в период учебной и производственной практик.

Учебное занятие – форма реализации конкретной цели процесса обучения. Учебное занятие ограничено рамками времени, на нем преподаватель организует учебную деятельность обучающихся по достижению запланированной дидактической цели.

В средних профессиональных организациях устанавливаются следующие виды учебных занятий: урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар и т.д.

Основной целью образования становится формирование у студентаспособности к активной деятельности и творческому, профессиональномутруду, поэтому на занятиях воспитываются профессиональные навыки. Продумываются механизмы, способствующие повышению уровня подготовки студента, формируется готовность к переменам, ответственность, самостоятельность в принятии решений через рефлексивно-деятельностный подход.

Слово "рефлексия" трактуется в словарях русского языка – как самоанализ и самооценка своей деятельности.

Для эффективного управления необходима постоянная обратная связь с учащимися. В структуре учебного занятия, рефлексия является обязательным этапом результатов работы обучающихся.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.

Самостоятельность. Не преподаватель отвечает за студента, а студент, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Студент осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Студенту необходимы рефлексивные умения не только дляуспешного овладения теоретическим материалом, но и для использованияполученных знаний в практической ситуации, при этом важно пониматьданную ситуацию и видеть себя в ней, поскольку уровень развитиярефлексивных умений определяет качество повседневной жизни человека.

Рефлексия позволяетприучить студента к: самоконтролю, самооценке, саморегулированию, формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствуетосмыслению помех и затруднений в данной ситуации.

Рефлексия выступаетв качестве одного из основных механизмов развития: мышления, сознания, учебной деятельности.

Классификация рефлексии:

  1. по содержанию:
  • символическая(оценка с помощью знаков, символов –карточек, жетонов, жестов и т.д.);
  • устная (связное высказывание и описание своих мыслей иэмоций);
  • письменная (письменная фиксация своего состояния, чувств,размышлений).
  1. по функциям:
  • физическая (определение физического состояния обучающихся:успел – не успел, легко – тяжело);
  • сенсорная (определение самочувствия обучающихся: комфортно –дискомфортно);
  • интеллектуальная (определение умения обучающихся оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственныедействия: что понял, что осознал – что не понял, какие затрудненияиспытывал);
  • духовная (определение умения обучающихся осмысливать ианализировать свои духовные ценности и убеждения, находить пути решенияжизненных проблем: стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
  1. по форме организации деятельности:
  • коллективная(одновременнаяоценказанятиявсемиобучающимися, например, путём поднятия карточек);
  • групповая (оценказанятиягруппойобучающихся,котораяпредварительно обсудила его и выразила своё общее мнение);
  • фронтальная (выборочная) (выполнение всеми обучающимисяодинаковой, общей для всех работы, например, по цепочке высказать своёмнение о прошедшем занятии);
  • индивидуальная (каждый обучающийся даёт свою личную оценку прошедшему занятию).
  1. по цели:
  • эмоциональная - отражает внутреннее состояние студента; самочувствие (комфортно – дискомфортно). Является средством самопознания.Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось","интересно / скучно", "было весело / грустно".Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться наразличных этапах занятия.Примером рефлексии может стать: приём «Смайлики» или «Карточки с изображением лица»; приём «Термометр настроения»; приём «Лайк – дизлайк»; приём «Цветные карточки»; приём «Дерево настроения»; приём «Цветик-многоцветик»; приём «Цветопись» или цветовой тест Люшера; приём «Лесенка настроения»; приём «Одним словом» и т.д.
  • рефлексия деятельности - данный вид рефлексии используется как для проверки выполнения заданий, эффективности решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации), так и для оценки активности каждого обучающегося на разных этапах занятия. Рефлексия деятельности предполагает большое количество вариантов, как символической/графической (с помощью символов, жестов, жетонов, карточек, таблиц, рисунков, и др.), так и устной и письменной форм рефлексии. Примером рефлексии может стать: «Лесенка успеха»; «Диаграмма успешности»; «Эссе»; «Письмо самому себе»; «Лист достижений»; приём «Таблица – ЗХУ» (знаю – хочу знать – узнал); приём «Человечек»; приём «Анкета-газета»; приём «Выбери фразеологизм или пословицу» и т.д.
  • рефлексия содержания учебного материала - этот тип рефлексии удобнее проводить в конце или на этапе подведения итогов. Он дает возможность учащимся осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы.Примером рефлексии может стать: прием «Метод незаконченных предложений»; приём «Плюс – минус – интересно»; приём «Ромашка» Блума; приём «4 – П»; приём «Синквейн»; приём «Чемодан, мясорубка, мусорное ведро»; приём «Всё в твоих руках»; прием «Ресторан» и т.д.

Как мы видим рефлексии в образовательном процессе множество. Каждый преподаватель в своем арсенале имеет много приемов проведения такого вида рефлексии.

На своих практических занятиях применяем следующие приемы рефлексии:

  1. Приём «Термометр настроения». На цифровой шкале обучающимся предлагается оценить своё эмоциональное состояние, новизну материала, оригинальность занятия.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Рефлексия обязательный этап на учебных занятиях




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*