Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение медиативных технологий в системе среднего профессионального образования

25.11.2024 110 136
Имаева Гульнара Дагировна
Имаева Гульнара Дагировна, преподаватель

Белебеевский медицинский колледж

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы применения технологий медиации в системе профессионального образования. Обосновываются такие тезисы о пользе медиации, как снижение количества конфликтных ситуаций, улучшение взаимодействия между участниками образовательного процесса, и, в целом, повышение его качества.

Ключевые слова: Медиация, медиативные технологии, образовательный процесс, компромисс, коммуникативные навыки, разрешение конфликтов, качество образования.

Медиация – специфический альтернативный вид деятельности, заключающийся в оптимизации и урегулировании конфликта с участием третьей (нейтральной) стороны-посредника, медиатора. Это процесс поиска сторонами конфликтной ситуации способа разрешения возникнувшей проблемы с последующим прекращением конфликта. И под медиативными технологиями понимается метод разрешения и предупреждения конфликтов, имеющий цель восстановление и сохранение отношений между взаимодействующими сторонами, и создание взаимоприемлемого решения, удовлетворяющего интересы каждых из сторон [1].

Для начала стоит определить, как использование медиативных технологий позволяет добиться снижения количества конфликтных ситуаций, улучшения взаимодействия между участниками образовательного процесса, и, в целом, повышения качества образовательного процесса.

Медиативные технологии – это подход к урегулированию конфликтов, который предполагает использование специальных методов и средств для обеспечения открытого диалога между сторонами конфликта. При использовании медиации в образовательном процессе возможно снижение количества конфликтных ситуаций за счет того, что участники общения имеют возможность высказать свои претензии и пожелания, а также услышать точку зрения другой стороны.

Кроме того, использование медиации способствует улучшению взаимодействия между участниками образовательного процесса, поскольку она нацелена на построение сотрудничества и поиска конструктивных решений. Это помогает участникам лучше понять интересы друг друга и найти компромиссы.

                 Повышение качества образовательного процесса может быть достигнуто благодаря тому, что медиативные технологии помогают создавать условия для активного участия участников процесса в решении проблем. Это помогает формировать у студентов навыки эффективного общения, управления конфликтами и поиска компромиссов, что может быть полезно в их будущей профессиональной деятельности.

Анализ литературы позволяет сделать выводы о том, что использование медиативных технологий в образовательном процессе может значительно улучшить качество обучения и снизить количество конфликтных ситуаций.

Во-первых, медиативные технологии помогает участникам образовательного процесса находить компромиссы и решать спорные вопросы без использования насилия  или агрессии.  Вместо того, чтобы просто «навязывать» свое мнение, участники образовательного процесса могут общаться и работать вместе, чтобы найти более эффективные и продуктивные пути достижения целей.

Во-вторых, использование медиативных технологий способствует улучшению взаимодействия между участниками образовательного процесса. Когда люди учатся вместе и работают вместе над общими целями, они начинают лучше понимать друг друга и легче находить общий язык. Это в свою очередь повышает качество образовательного процесса и создает более благоприятную атмосферу для всех участников.

В-третьих, медиативные технологии помогают создать более демократичную образовательную среду, где важным является уважение к мнению каждого участника. Каждый становится более ответственным за свое поведение и свои решения, что способствует развитию личности и формированию зрелости.

В-четвертых, использование медиативных технологий может способствовать развитию коммуникативных навыков участников образовательного процесса. В ходе медиации участники учатся эффективно выражать свои мысли и чувства, а также слушать и понимать точку зрения других людей. Эти навыки являются необходимыми для успешной социальной и профессиональной жизни [2].

В-пятых, медиация может помочь участникам образовательного процесса научиться решать конфликты в будущем. Участники обучения могут использовать усвоенный опыт медиации в повседневной жизни и в деловой сфере, чтобы предотвращать или разрешать конфликты с коллегами, друзьями или партнерами.

В-шестых, использование медиативных технологий может помочь участникам образовательного процесса стать более терпимыми и открытыми. В процессе медиации участники могут открыться для новых идей, точек зрения и культурных различий. Это может привести к более широкому пониманию и уважению других людей, а также к формированию более толерантной и гармоничной общественной среды.

В-седьмых, использование медиативных технологий может помочь создать более эффективную систему управления конфликтами в образовательном процессе. Если участники обучения научатся действовать посредством медиации, то это может избавить их от необходимости привлекать внешних специалистов или преподавателей для решения конфликтов. Это может также помочь сохранить здоровые и продуктивные отношения между участниками образовательного процесса.

В-восьмых, наконец, использование медиативных технологий может привести к повышению качества образовательного процесса в целом. Участники образовательного процесса становятся более осознанными и чуткими к потребностям друг друга, что вместе с активным использованием медиативных технологий позволяет достигать более высоких результатов в учебной деятельности [3].

Можно сделать вывод, что использование медиативных технологий в образовательном процессе может принести многочисленные пользы, включая повышение качества образования, снижение количества конфликтных ситуаций, развитие коммуникативных навыков, формирование толерантного и открытого мышления, улучшение системы управления конфликтами и многие другие.

Использованные источники:

  1. Лысенко К.Н. Медиация как способ разрешения конфликтов // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-sposob-razresheniya-konfliktov

(дата обращения: 01.11.2023).

  1. Булгакова Д.В. Роль медиации в формировании конфликтологических компетенций студентов колледжа // Гаудеамус. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-mediatsii-v-formirovanii-konfliktologicheskih- kompetentsiy-studentov-kolledzha (дата обращения: 01.11.2023).
  2. Ангеловская С.К. Деятельность службы медиации на базе профессиональной образовательной организации: нормативно-правовой аспект // Инновационное развитие профессионального образования. №2 (34) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-sluzhby-mediatsii-na-baze-professionalnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-normativno-pravovoy-aspekt (дата обращения: 01.11.2023).

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Применение медиативных технологий в системе среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*