Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация кружковой работы в колледже (из опыта работы кружковой работы по педиатрии в государственном профессиональном образовательном учреждении «Ухтинский медицинский колледж»)

26.11.2014 4803 2 8119
Иевлева Ольга Дмитриевна
Иевлева Ольга Дмитриевна, преподаватель

Ухтинский медицинский колледж

Новые социально-экономические условия развития России предъявляют высокие требования к подготовке специалиста. Сегодня обществу нужен инициативный, самостоятельный человек, способный постоянно совершенствовать свою личность и деятельность [1].

 

Современное здравоохранение претерпевает большие изменения, идут реформы сестринского дела, внедряются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Реформы невозможны без изменения самосознания медсестры. Сестра из исполнителя должна стать самостоятельным специалистом- партнером врача со своим кругом прав и обязанностей в осуществлении лечебного процесса.

 

Поэтому основной задачей коллектива преподавателей Ухтинского медицинского колледжа является подготовка квалифицированных специалистов медицинского профиля, конкурентоспособных на рынке труда, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту.

 

Чтобы подготовить такого специалиста важно в ходе усвоения знаний развивать его творческие возможности. Одним из средств достижения этой цели является научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в кружках.

 

Кружок  «Малютка» по педиатрии в Ухтинском медицинском колледже работает на протяжении всего существования учебного заведения, целями которого являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений у студентов;
  • максимальная ориентация студентов на формирование базовых профессиональных знаний, необходимых для деятельности  медицинских работников среднего звена;
  • формирование и совершенствование навыков исследовательской деятельности;
  • обеспечение максимальной занятости и активной деятельности студентов во внеурочное время;
  • формирование творческой активности студентов.

Занятия в кружке ведутся в соответствии с планами, разработанными руководителем кружка и утвержденными заместителем директора по воспитательной работе, в свободное от учебных занятий время.

 

К участию в работе кружка студенты привлекаются на добровольных началах. Такая форма является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами, какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям [1].

 

На протяжении последних лет студенты в кружке работали над такими темами, как: «Проблемы соматического и репродуктивного здоровья девочек-подростков», «Прогнозирование факторов риска и профилактика снижения лактации у матерей», «Здоровый образ жизни - наш выбор», «Роль медсестры в выхаживании недоношенных детей», «Факторы, влияющие на нервно – психическое развитие детей раннего возраста», «Изучение влияния различных факторов на показатели заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста» и т.д.

Так, например, проводя исследованияпо теме «Изучение влияния различных факторов на показатели заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста» были поставлены следующие цели:

  • обеспечить необходимый уровень знаний по данному вопросу для успешной подготовки студентов к их дальнейшей профессиональной деятельности;
  • изучить неблагоприятные факторы, влияющие на рост заболеваемости ОРВИ;
  • сформировать умения использовать справочную, медицинскую документацию и литературу;
  • выработать профилактические мероприятия;
  • приобщить студентов к санитарно-просветительской работе.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить медицинскую, справочную литературу, статистические данные по проблеме исследования;
  • изучить теоретический материал по факторам, влияющих на рост заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста;
  • выявить факторы влияющие на рост заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста, наблюдающихся в Детской больнице  г. Ухты;
  • сделать выводы и выработать мероприятия по профилактике ОРВИ у детей раннего возраста;
  • провести санитарно-просветительскую работу с родителями на дому и в поликлинике по вопросам профилактики ОРВИ.

 

Вся работа в кружке велась согласно плану. Сначала было проведено организационное собрание. Выбрали старосту и время проведения занятий (не реже 1 раза в месяц- последняя пятница месяца). Членам кружка была предложена тема занятий, раскрыты цели, задачи, актуальность темы. Руководитель кружка сделала сообщение «Актуальные проблемы в медицине. Роль среднего медработника в профилактике ОРВИ», которое было обсуждено на занятии кружка. Студентам было дано задание для самостоятельной работы: подготовить доклады,сообщения на темы: «Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей раннего возраста», «ОРВИ», «Факторы, влияющие на рост заболеваемости ОРВИ», «Заболевания беременных и их влияние на развитие ОРВИ у будущего ребенка», «Влияние социально-экономических и гигиенических факторов на рост ОРВИ» «Роль грудного вскармливания в профилактике ОРВИ у детей». «Роль фоновых заболеваний (рахит, гипотрофия, анемия, экссудативно-катаральный диатез и др.) в развитии заболеваний ОРВИ у детей», «Влияние аллергических факторов на рост ОРВИ». Руководитель кружка на занятиях объяснил студентам где, в каких источниках и как получить нужную информацию, как работать с журналами и книгами, как правильно составить список использованной литературы, обучил основам статистической обработки данных и математической обработки результатов, навыкам работы в глобальной информационной сети ИНТЕРНЕТ.

 

Студенты работали с систематической картотекой статей в читальном зале библиотеки колледжа и центральной городской библиотеки, делали выборку статей по теме в Интернете и на последующих занятиях кружка выступили с подготовленными докладами и сообщениями, которые сопровождались слайд-презентациями.

 

Для выявления факторов, влияющих на развитие ОРВИ у детей раннего возраста, было проанализировано 100 амбулаторных карт детей первых трех лет жизни, наблюдающихся в детской поликлинике ГБУЗ РК «Ухтинская детская больница», проведено анкетирование мам этих детей по вопросам профилактики ОРВИ. Преподавателем перед студентами были поставлены вопросы, ответы на которые они находили из амбулаторных карт (как протекала беременность, какие фоновые заболевания были у детей в раннем возрасте, до какого возраста сохранялось грудное вскармливание, с какого возраста дети посещали ДДУ и т.д.). Каждый студент исследовал 10-12 амбулаторных карт.

 

В ходе исследования студенты работали с медицинской литературой и документацией детской поликлиники, интернетом, готовили сообщения, доклады, проводили беседы с родителями по профилактике ОРВИ у детей, обобщали и анализировали материал. Были изучены неблагоприятные факторы, влияющие на рост заболеваемости ОРВИ у детей раннего возраста, выработаны профилактические мероприятия. Студенты успешно справились с поставленными целями и задачами. Они закрепили теоретические и практические знания и умения по теме, получили навыки самостоятельной работы и применили свои знания при решении конкретных задач, выполняя реальные  исследования.

 

От этих исследований не следует ожидать объективно ценных (новых) научных результатов. Студенты «открыли для себя» то, что фактически уже известно науке. Но, в отличие от традиционных видов обучения студенты, занимаясь НИРС в кружке, выступают не в роли пассивного объекта — получателя готовой, систематизированной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. Теоретические положения вырабатываются или извлекаются из медицинской и справочной литературы, проверяются на практике и лучше усваиваются студентом. Таким образом, по уровню познавательной деятельности эта работа является исследовательской, но по функциональному назначению она носит учебный характер и представляет собой одну из форм обучения[2].

 

Организация НИРС в кружке помогает решить целый комплекс учебных и воспитательных педагогических задач: формирование у студентов ключевых и профессиональных компетенций, воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала, формирование коммуникативной компетенции, чувство ответственности и самостоятельности.

 

С результатами этой НИРС студенты выступили на научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной медицины», которая ежегодно проводится в нашем Ухтинском медицинском колледже.

 

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов в кружке способствует формированию интереса к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, является одним из инновационных направлений работы, позволяющим добиваться более высокого уровня и качества знаний, развития практических умений и навыков, формирования творческой личности студента, дальнейшему профессиональному совершенствованию, что в конечном итоге дает студентам возможность стать востребованными специалистами, способными самостоятельно решать возникающие перед ним задачи.

 

Список использованной литературы

  1. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов [Текст] / Ж. Г. Иванова // Педагогическое мастерство: материалы международных научных конференций (г. Москва, апрель 2012г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 224-226.
  2. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Составители М.Е .Волчанский, А.В.Петров; ВолГМУ. – Волгоград, 2004. – 12с.



Назад к списку

Комментарии
Уважаемая Ольга Дмитриевна! Спасибо за материал и хороший опыт. Пожалуйста ответьте на вопрос: на каких условиях работает руководитель кружка в вашем колледже.
Пельменёва Наталья
декан факультета СПО,
ИрГТУ
Уважаемая Наталья Дмитриевна! Спасибо за комментарий.
Работа кружков ведется на безвозмездной основе.

Иевлева Ольга Дмитриевна
преподаватель,
ГПОУ "Ухтинский медицинский колледж"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*