Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦель статьи – рассмотрение цифрового взаимодействия и этикета между преподавателями и студентами и выявления основных коммуникационных проблем, возникающих в виртуальном пространстве в ходе образовательного процесса в Якутском медицинском колледже.
Новизна исследования заключается в том, что цифровая культура общения до сих пор остается для большинства участников образовательной деятельности необязательным пунктом, что может привести участников цифрового общения к недопониманию, нарушению субординации и понижению эффективности обучения.
Еще каких-то 20 с небольшим лет назад наша жизнь выглядела совсем по-другому. Ускорился не только темп жизни, но и информативный поток, который получают люди в ежедневном цифровом взаимодействии. С развитием информационных технологий жизнь стремительно поменяла свой вектор, и это не могло не отразиться также на сфере образования, где как правило инновационные подходы к методике и педагогике только приветствуются. Понятие «информационный стресс» уже обыденность, а общение и цифровое взаимодействие в сети Интернет стало реалиями нашей жизни, меняя не только культуру человечества в целом, но и подход к социализации. Те, кто успешно влились в новую действительность 21 века видят немало преимуществ, которые помогают получить больше новых знаний, построить успешную карьеру и даже наладить личную жизнь.
Как и любая отрасль человеческой деятельности, основой образовательного процесса становится воспитание нового поколения, готового обучаться всю жизнь и генерировать инновации. С развитием информационных технологий возникла потребность в создании нового цифрового этикета, чьи правила работают уже не первое десятилетие в деловом общении по всему миру. Вопросы организации общения в цифровом пространстве в профессиональной образовательной среде приводят к изучению вопроса делового цифрового этикета и внедрении его не только в текущем рабочем процессе, но и в жизни в целом.
Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем виде. [1] Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Знание или незнание этикета свидетельствует об общем культурном уровне (воспитанность, образованность) и качестве жизни людей, их отношении к себе и другим. [2]
Цифровой этикет, также известный как сетевой этикет, определяется в словаре Merriam-Webster как «Правила о правильном и вежливом способе общения с другими людьми, когда вы пользуетесь Интернетом». В основе главных принципов сетевого (цифрового) этикета закладываются такие же правила взаимодействия и коммуникации, как и в обычной повседневной жизни. Принципы цифрового взаимодействия на момент написания данной статьи большинству пользователей соцсетей и мессенджеров кажутся интуитивно понятными, тем более на большинстве цифровых площадок и платформ существует свод правил, регулирующий поведение и общение его пользователей.
Говоря о цифровом этикете нельзя не упомянуть основный источник, на который мы опирались, а именно книгу Лукиновой О.В. «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете», где собственно понимается вопрос об этике отношений пользователей сети Интернет на различных онлайн площадках и мессенджерах, последние из которых нас интересовали больше. [Лукинова 2020: 11]. В книге упоминается труд Вирджинии Ши «Нетикет», где впервые были сформированные основные правила поведения в «киберпространстве».
Под «нетикетом» принято понимать определенный свод правил общения в Интернете:
В наше время данные правила кажутся простыми и даже порой примитивными, однако для 1994 года, когда вышла эта книга, это стало настольным пособием для многих людей, для которых деловое общение в том числе и в Интернете являлось важнейшим звеном в развитии карьеры и бизнеса. Для начала 2000-х многие из этих правил стали фундаментальными для успешного ведения дел на расстоянии. Однако для образовательной среды цифровое взаимодействие и само понятие цифровой этикет не были столь важны, так как система образования в целом мало чем была отличима от тех же реалий 80-90-х гг. ХХ века. Но сейчас, когда цифровизация образования является одним из приоритетных направлений Министерства образования, игнорировать правила цифрового этикета не получается возможным, тогда как появилось немалое количество образовательных центров и учреждений, осуществляющих свою деятельность онлайн, выдающих дипломы и сертификаты государственного образца.
Говоря об использовании цифровых коммуникаций в системе образования, нельзя также забывать и о том, что педагог является представителем данной системы, а общество считает педагогическую профессию деятельностью с повышенными требованиями профессиональной этики. Следовательно цифровые коммуникации педагога также подвергаются оценке со стороны не только участников образовательного процесса обучающихся, родителей, коллег и администрации, но и общественности в целом.
На наш взгляд правила выражают основные принципы взаимодействия пользователей в сети, однако служат скорее некой рекомендативной характеристикой, т.к. законодательно не урегулированы правила поведения в цифровом пространстве, что не касалось бы унижения чести и достоинства, а также разглашения личных данных.
По мнению О. Ю. Усачевой, «Сетевой этикет – это один из способов формирования лингвокультуры языковой личности в электронной среде коммуникации, механизм саморегуляции, который сознательно и добровольно вырабатывается и поддерживается самим виртуальным социумом» [1, с. 163].
Упоминая само понятие «цифровой этикет», нельзя не затронуть цифровой след. Согласно Dictionary.com: «цифровой след – это уникальный набор цифровых действий и коммуникаций, которые оставляют след данных в Интернете, на компьютере или другом цифровом устройстве». Любое действие в сети, будь то поиск информации, посещение сайтов или просмотр контента на онлайн-площадках, электронная корреспонденция, личные переписки в мессенджерах – все это оставляет информационный «цифровой след», часть из которого может нести личный характер. Более заметным цифровой след становится, когда выходит на всеобщее обозрение в социальных сетях, где помимо публикаций фото и видео-контента, происходит взаимодействие между людьми.
В нашей реальности XXI века общество относится с повышенным спросом к профессиональной этики педагогов, так как в свою очередь является заказчиком образовательных услуг, доверяя себя и своих детей, и потому цифровые коммуникации педагога также подвергаются оценке со стороны не только участников образовательного процесса, но и родителей, коллег и администрации, но и общественности в целом.
Цифровизация образования требует обновления целей образования, его содержания, обновления организации образовательного процесса, образовательной среды и конечно же роли педагога [Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» 2019: 40].
Соблюдение правил цифрового этикета послужит не только отсутствием неловких ситуаций в деловом общении, но также реализацией экологичного подхода к реализации цифрового общения и соблюдению личных границ собеседников. Так придерживаясь правил цифрового этикета, участники цифрового образовательного процесса оставят хорошее мнение о себе с положительной репутацией. Он позволяет сохранять нужную дистанцию и делает жизнь максимально приятной и удобной при общении друг с другом, сглаживает все возможные острые углы, предостерегает от случайных претензий и бед.
По результатам нашего исследования, проведенного в начале учебного 2024-2025 гг. в рамках ГАПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж» среди студентов и педагогического состава, в котором приняли участие более 150 респондентов, выяснилось следующее.
Практика цифрового взаимодействия в учебном процессе складывается на наших глазах. Для преподавателей и для студентов «цифрового поколения» аккаунт в социальной сети и в мессенджерах – это площадка для работы, обучения и для общения, которое остается тем же, что и в реальности.
После пандемии 20-21 гг. цифровизация потребовала развитие сразу нескольких компетенций у участников образовательного процесса таких как: планирование деятельности, выстраивание коммуникации на расстоянии, а также высокий уровень владения цифровыми технологиями и компьютерной грамотности.
Правила цифрового этикета.
Самый простой способ освоить цифровой этикет – все время задавать себе 3 главных вопрос:
Исходя из этих 3 вопросов мы можем сформулировать основные правила цифрового взаимодействия между преподавателями и студентами:
09:00 – 19:00 все деловые разговоры, переписки и отправления файлов в рабочие дни. Тоже самое касается и рабочих звонков.
Заключение
Для продуктивного цифрового взаимодействия между преподавателями и студентами соблюдение основных правил цифрового этикета обязательно, чье соблюдение сохранять деловые отношения и ведение конструктивной беседы. Цифровизация образования и взаимодействия в учебном процессе формирует новую культуру взаимодействия, что способствует эффективному более успешному освоению учебной программы. И потому успешное овладение элементарными правила поведения в сети значительно облегчит коммуникацию и поможет избежать неловких ситуаций.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Цифровой этикет между преподавателями и студентами в образовательной среде
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.