Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Цифровой этикет между преподавателями и студентами в образовательной среде

22.10.2024 241 278
Дмитриева Саргылана Марковна
Дмитриева Саргылана Марковна, преподаватель

Амбросьева Екатерина Владимировна
Амбросьева Екатерина Владимировна, преподаватель

Якутский медицинский колледж

Цель статьи – рассмотрение цифрового взаимодействия и этикета между преподавателями и студентами и выявления основных коммуникационных проблем, возникающих в виртуальном пространстве в ходе образовательного процесса в Якутском медицинском колледже.

Новизна исследования заключается в том, что цифровая культура общения до сих пор остается для большинства участников образовательной деятельности необязательным пунктом, что может привести участников цифрового общения к недопониманию, нарушению субординации и понижению эффективности обучения.

Еще каких-то 20 с небольшим лет назад наша жизнь выглядела совсем по-другому.  Ускорился не только темп жизни, но и информативный поток, который получают люди в ежедневном цифровом взаимодействии. С развитием информационных технологий жизнь стремительно поменяла свой вектор, и это не могло не отразиться также на сфере образования, где как правило инновационные подходы к методике и педагогике только приветствуются. Понятие «информационный стресс» уже обыденность, а общение и цифровое взаимодействие в сети Интернет стало реалиями нашей жизни, меняя не только культуру человечества в целом, но и подход к социализации. Те, кто успешно влились в новую действительность 21 века видят немало преимуществ, которые помогают получить больше новых знаний, построить успешную карьеру и даже наладить личную жизнь.

Как и любая отрасль человеческой деятельности, основой образовательного процесса становится воспитание нового поколения, готового обучаться всю жизнь и генерировать инновации. С развитием информационных технологий возникла потребность в создании нового цифрового этикета, чьи правила работают уже не первое десятилетие в деловом общении по всему миру. Вопросы организации общения в цифровом пространстве в профессиональной образовательной среде приводят к изучению вопроса делового цифрового этикета и внедрении его не только в текущем рабочем процессе, но и в жизни в целом.

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем виде. [1] Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Знание или незнание этикета свидетельствует об общем культурном уровне (воспитанность, образованность) и качестве жизни людей, их отношении к себе и другим. [2]

Цифровой этикет, также известный как сетевой этикет, определяется в словаре Merriam-Webster как «Правила о правильном и вежливом способе общения с другими людьми, когда вы пользуетесь Интернетом». В основе главных принципов сетевого (цифрового) этикета закладываются такие же правила взаимодействия и коммуникации, как и в обычной повседневной жизни. Принципы цифрового взаимодействия на момент написания данной статьи большинству пользователей соцсетей и мессенджеров кажутся интуитивно понятными, тем более на большинстве цифровых площадок и платформ существует свод правил, регулирующий поведение и общение его пользователей.

Говоря о цифровом этикете нельзя не упомянуть основный источник, на который мы опирались, а именно книгу Лукиновой О.В. «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете», где собственно понимается вопрос об этике отношений пользователей сети Интернет на различных онлайн площадках и мессенджерах, последние из которых нас интересовали больше. [Лукинова 2020: 11]. В книге упоминается труд Вирджинии Ши «Нетикет», где впервые были сформированные основные правила поведения в «киберпространстве».

Под «нетикетом» принято понимать определенный свод правил общения в Интернете:

  1. Общаясь в Интернете, необходимо всегда помнить, что, даже не видя собеседника –
    это живой человек, и надо уметь «визуализировать» его, представляя, что общение
    происходит «глаза в глаза», как будто это общение в офлайн.
  2. Соблюдать те же нормы и правила общения, что соблюдаются в повседневной жизни.
  3. Изучать правила того информационного пространства, в котором происходит
    общение. Каждое цифровое пространство имеет свои особенности коммуникаций.
  4. Проявлять уважение к собеседнику, не настаивать на общении, если, он в данный
    момент не желает этого делать.
  5. Необходимо быть грамотным. Важно соблюдать грамотность при написании сообщений.
  6. Обращать внимание на свой внешний вид. В данном случае можно добавить, что по
    мнению психологов 55% внимания людей обращено на ваш внешний вид, манеру одеваться, аккуратность и соответствие вашего внешнего вида месту и форме общения.
  7. Транслировать свой опыт и свои знания.
  8. Держать конфликтные ситуации под контролем, уметь находить решения проблем,
    выражать свое мнение по вопросу в корректной форме.
  9. Уважать частную жизнь других, не читать чужую переписку.
  10. Не злоупотреблять своим положением и помнить, что все когда-то были новичками
    в этом новом пространстве [Лукинова 2020: 89–122].

В наше время данные правила кажутся простыми и даже порой примитивными, однако для 1994 года, когда вышла эта книга, это стало настольным пособием для многих людей, для которых деловое общение в том числе и в Интернете являлось важнейшим звеном в развитии карьеры и бизнеса. Для начала 2000-х  многие из этих правил стали фундаментальными для успешного ведения дел на расстоянии. Однако для образовательной среды цифровое взаимодействие и само понятие цифровой этикет не были столь важны, так как система образования в целом мало чем была отличима от тех же реалий 80-90-х гг. ХХ века. Но сейчас, когда цифровизация образования является одним из приоритетных направлений Министерства образования, игнорировать правила цифрового этикета не получается возможным, тогда как появилось немалое количество образовательных центров и учреждений, осуществляющих свою деятельность онлайн, выдающих дипломы и сертификаты государственного образца.  

Говоря об использовании цифровых коммуникаций в системе образования, нельзя также забывать и о том, что педагог является представителем данной системы, а общество считает педагогическую профессию деятельностью с повышенными требованиями профессиональной этики. Следовательно цифровые коммуникации педагога также подвергаются оценке со стороны не только участников образовательного процесса обучающихся, родителей, коллег и администрации, но и общественности в целом.

На наш взгляд правила выражают основные принципы взаимодействия пользователей в сети, однако служат скорее некой рекомендативной характеристикой, т.к. законодательно не урегулированы правила поведения в цифровом пространстве, что не касалось бы унижения чести и достоинства, а также разглашения личных данных.

По мнению О. Ю. Усачевой, «Сетевой этикет – это один из способов формирования лингвокультуры языковой личности в электронной среде коммуникации, механизм саморегуляции, который сознательно и добровольно вырабатывается и поддерживается самим виртуальным социумом» [1, с. 163].

Упоминая само понятие «цифровой этикет», нельзя не затронуть цифровой след. Согласно Dictionary.com: «цифровой след – это уникальный набор цифровых действий и коммуникаций, которые оставляют след данных в Интернете, на компьютере или другом цифровом устройстве». Любое действие в сети, будь то поиск информации, посещение сайтов или просмотр контента на онлайн-площадках, электронная корреспонденция, личные переписки в мессенджерах – все это оставляет информационный «цифровой след», часть из которого может нести личный характер. Более заметным цифровой след становится, когда выходит на всеобщее обозрение в социальных сетях, где помимо публикаций фото и видео-контента, происходит взаимодействие между людьми.

В нашей реальности XXI века общество относится с повышенным спросом к профессиональной этики педагогов, так как в свою очередь является заказчиком образовательных услуг, доверяя себя и своих детей, и потому цифровые коммуникации педагога также подвергаются оценке со стороны не только участников образовательного процесса, но и родителей, коллег и администрации, но и общественности в целом.

Цифровизация образования требует обновления целей образования, его содержания, обновления организации образовательного процесса, образовательной среды и конечно же роли педагога [Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» 2019: 40].

Соблюдение правил цифрового этикета послужит не только отсутствием неловких ситуаций в деловом общении, но также реализацией экологичного подхода к реализации цифрового общения и соблюдению личных границ собеседников. Так придерживаясь правил цифрового этикета, участники цифрового образовательного процесса оставят хорошее мнение о себе с положительной репутацией. Он позволяет сохранять нужную дистанцию и делает жизнь максимально приятной и удобной при общении друг с другом, сглаживает все возможные острые углы, предостерегает от случайных претензий и бед.

По результатам нашего исследования, проведенного в начале учебного 2024-2025 гг. в рамках ГАПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж» среди студентов и педагогического состава, в котором приняли участие более 150 респондентов, выяснилось следующее.

  • 66% ответчиков считают использование голосовых сообщений неприемлемым и не самым удобным способом донесения информации, что считается уместным, так как голосовые сообщения по мнению экспертов, можно отправлять только после получения разрешения от собеседника.
  • 85% отметили необходимость соблюдения временных рамок, в пределах которых допустимо писать сообщения, с чем согласны и мы, так как рабочее время обусловлено в том числе уважением к личной жизни работников.
  • Более 73% обращают внимание на свой внешний вид, если занятие проводится в формате ВКС.
  • 96% ответили, что всегда здороваются и прощаются на ДО.
  • 98% опрошенных считают обязательным соблюдение правил грамматики.

Практика цифрового взаимодействия в учебном процессе складывается на наших глазах. Для преподавателей и для студентов «цифрового поколения» аккаунт в социальной сети и в мессенджерах – это площадка для работы, обучения и для общения, которое остается тем же, что и в реальности.

После пандемии 20-21 гг. цифровизация потребовала развитие сразу нескольких компетенций у участников образовательного процесса таких как: планирование деятельности, выстраивание коммуникации на расстоянии, а также высокий уровень владения цифровыми технологиями и компьютерной грамотности.

Правила цифрового этикета.

Самый простой способ освоить цифровой этикет – все время задавать себе 3 главных вопрос:

  • Не доставляю ли я кому-то неудобств?
  • Не подвергаю ли я кого-нибудь опасности?
  • Не отнимаю ли я чье-то время, внимание и траффик?

Исходя из этих 3 вопросов мы можем сформулировать основные правила цифрового взаимодействия между преподавателями и студентами:

  • Быть вежливым и приветствовать официально, например «здравствуйте», «добрый день».
  • Использовать обращение по имени и отчеству, если не уверены, то уточните у куратора, если вы студент, либо у коллег, если вы преподаватель.
  • Любая переписка должна придерживаться правил деловой коммуникации, не игнорируя правил грамматики, орфографии и пунктуации.
  • При переписке необходимо указывать Ф.И.О. и свою должность (если пишите коллегам) или группу (если пишите преподавателю).
  • Уважать личное пространство и соблюдать временные рамки:

09:00 – 19:00 все деловые разговоры, переписки и отправления файлов в рабочие дни. Тоже самое касается и рабочих звонков.

  • Голосовые сообщения отправлять собеседникам только после согласования данного вида коммуникации.

Заключение

Для продуктивного цифрового взаимодействия между преподавателями и студентами соблюдение основных правил цифрового этикета обязательно, чье соблюдение сохранять деловые отношения и ведение конструктивной беседы. Цифровизация образования и взаимодействия в учебном процессе формирует новую культуру взаимодействия, что способствует эффективному более успешному освоению учебной программы. И потому успешное овладение элементарными правила поведения в сети значительно облегчит коммуникацию и поможет избежать неловких ситуаций.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Цифровой этикет между преподавателями и студентами в образовательной среде




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*