Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дистанционное обучение как элемент преподавания иностранного языка в ШФ ГБПОУ «КБМК» и потенциал его развития

11.10.2024 53 56
Вениаминова Ирина Павловна
Вениаминова Ирина Павловна, преподаватель

Чайко Лариса Александровна
Чайко Лариса Александровна, преподаватель

Шадринский филиал ГБПОУ "Курганский базовый медицинский колледж"

Основной целью обучения иностранному языку в новых экономических условиях России в системе профессионального обучения является подготовка личности, способной вступать в иноязычное общение на личностном и профессиональном уровне, владеющей набором общих и профессиональных компетенций, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах профессиональной деятельности и отвечать за их решение. Владение иностранным языком и использование его в профессиональной деятельности позволяет специалисту выйти на более высокий профессиональный уровень.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому проявить свою активность, своё творчество. Также необходимо активизировать познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения иностранным языкам. Этим и обусловлено многообразие выбора образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык».

Чтобы технология применялась успешно, необходимо учитывать ее результативность, эргономичность (удобство применения и отсутствие переутомления), высокую мотивированность в овладении той или иной темой и языком в целом.

В методике преподавания иностранных языков применяются следующие технологии: разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, групповые методы обучения, метод проектов (проектные технологии), дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, кейс-технология, информационно-коммуникативные технологии и интенсивные методы обучения, перевернутый класс (flipped classroom), смешанное обучение (blended learning). Многие из этих технологий или их элементы применяются при обучении иностранным языкам в ШФ ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж». Дистанционное обучение иностранному языку как единственный способ обучения, конечно, невозможен. Нужна обратная связь: обучающийся должен знать, правильно ли он произносит лексические единицы, верная ли у него интонация и т.д. Поэтому всегда необходим наставник. Но применение этой технологии дозированно может принести, на наш взгляд, хорошие результаты.

Н.В.Монахов пишет, что дистанционное обучение – это некая форма получения образования, использующая в процессе обучения лучшие традиционные и современные методы, а также средства обучения, основанные на современных компьютерных технологиях [4]. Существует масса возможностей, которые предлагает система дистанционного обучения на сегодняшнем этапе своего развития.

  1. Возможность молниеносной передачи информации любого объема на любое расстояние.
  2. Интерактивные возможности и возможность быстрой обратной связи.
  3. Возможность доступа к абсолютно любым источникам информации.
  4. Возможность успешной организации и развития телекоммуникационных проектов.
  5. Возможность проведения видеоконференций с неограниченным количеством участников [1].

         Е.С.Полат отмечает, что в современном дистанционном обучении существует две основные методики: методика синхронного обучения и методика асинхронного обучения [5]. При использовании синхронной методики общение преподавателя и ученика происходит в режиме онлайн (т.е. в режиме реального времени). И преподаватель, и обучающийся работают вместе, с большой нагрузкой, обучение индивидуальное. Педагог подталкивает обучающегося, выступает его наставником, двигателем обучения. При асинхронной методике больше внимания уделяется самообучению, удобному для ученика распределению нагрузки. Таким образом, наибольшая нагрузка и ответственность за результат в этом случае выпадает на ученика. Преподаватель здесь выступает в роли консультанта.

Е.С.Полат [5] выделяет следующие перспективы организации дистанционного обучения:

  1. Веб-занятия – уроки, конференции, семинары, деловые игры и другие занятия, которые проводятся с помощью сети Интернет. От чат-занятий веб-занятия отличаются своей полной асинхронностью во взаимодействии обучающихся и преподавателей и возможностью более длительной работы.
  2. Чат-занятия – занятия с использованием технологии чата. В чат-занятиях присутствует полная синхронность, то есть все участники занятия находятся в чате одновременно.
  3. Телеконференция организуется посредством рассылки электронной почты с указанием времени участия.
  4. Телеприсутствие – совершенно новая форма дистанционного обучения. Она предназначена для людей с ограниченными возможностями [8].

         Элементы дистанционного обучения могут быть применимы в разных ситуациях. Это могут быть самые простые задания, размещенные на сайте учебного заведения для студентов, часто пропускающих занятия или в силу различных причин, плохо усвоивших пройденный материал. Очень удобно применять этот вид обучения для разноуровневых заданий или дополнительных заданий для одаренных студентов. При этом очень важным моментом является выбор платформы, на которой можно размещать необходимый для обучения материал. Преподаватели иностранных языков нашего колледжа делали это на сайте колледжа, в социальных сетях и т.д. И конечно, мы были рады появлению возможности работать в системе MOODLE, которая открывает перед нами широкие перспективы для дальнейшей работы.

         Moodle – это система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда (англ.). Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) и представляет собой  веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Первая версия была написана 20 августа 2002 года. Над системой работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Система сочетает в себе богатство функционала, гибкость, надежность и простоту использования. Система широко известна в мире, имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей. Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов.

         Благодаря размещению в Moodle материалов, накопленных нами за годы работы в ШФ ГБПОУ «КбМК», и использованию возможностей, которые она предоставляет (демонстрация видео- и аудиофайлов, размещение текстовых документов, кроссвордов, тестов ит.д.) мы планируем опробовать в нашей работе еще и такие технологии, как перевернутый класс (flipped classroom) и смешанное обучение (blended learning). На современном этапе, когда практически каждый обучающийся имеет под рукой гаджеты и свободное подключение к сети Интернет, нам кажется разумным использование таких технологий, которые включают в себя дистанционный метод.

Технология Flipped Classroom («перевернутый класс») была придумана в 2000 году педагогами Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом. Использовалась в средней школе, сначала с целью оказания помощи пропускающим занятия учащимся. Поначалу авторы создавали Power Point презентации материалов своих уроков с дикторским сопровождением и видеоролики. Далее педагоги быстро осознали, что подход предварительной онлайн подачи теоретического материала высвобождает аудиторные часы, которые полезно задействовать для более тщательной проработки прослушанного самостоятельно учебного материала (на видео) уже при личном контакте на занятиях [11].

Технология смешанного обучения (blended learning) – это образовательная концепция, комбинирующая традиционное обучение с дистанционными и онлайн-методами. Термин blended learning происходит от английского слова blend (смешивать). Обучающийся получает знания как очно, общаясь вживую со сверстниками и педагогами, так и самостоятельно, используя современные информационные технологии. Часть материала обучающийся может осваивать дома с гаджетами в руках в удобном для себя темпе. Это очень удобно, если кто-то не понял материал на занятии или пропустил по болезни. Это не дистанционное образование, где обучающийся практически не получает помощи от педагога и появляется только для сдачи экзаменов. И это не учёба один на один с компьютером: нужно быть частью группы и развиваться вместе с ней. Термин blended learning стал активно использоваться после выхода в 2005 году книги «The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs» Кёртиса Бонка (Curtis Bonk) и Чарльза Грэхема (Charles Graham). В литературе встречаются похожие названия: гибридное обучение (hybrid learning), комбинированное обучение (mixed-model instruction), интегрированное или веб-расширенное обучение (web-enhanced instruction) [12]. Внедрение этой технологии тоже возможно с использованием платформы Moodle.

Смешанное обучение широко распространено за рубежом, оно признается одним из эффективных способов обучения. В целом, смешанное обучение сочетает в себе современные способы подачи учебного материала в режиме онлайн с наиболее эффективными методами работы в аудиторных условиях, обеспечивая индивидуальный подход к обучающимся. Это позволяет тщательно планировать и дифференцировать обучение в зависимости от уровня студента даже в разноуровневой группе.

Таким образом, используя все расширяющиеся возможности, предоставляемые нам техническим прогрессом, мы получаем дальнейшие перспективы в обучении иностранным языкам наших студентов, используя их интерес к этим достижениям, и надеемся повысить их мотивацию на пути овладения иностранными языками. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования учащихся, удовлетворения их учебных и личных интересов и потребностей. И вариативность современных технологий обучения иностранному языку способствует не просто расширению границ познавательной сферы предмета, но и раскрытию личностных и профессиональных качеств обучающихся, повышению неиссякаемого интереса в процессе овладения языком.

Список литературы

  1. Господарик Ю. П. Проблемы и перспективы дистанционного обучения истории // Педагогические и информационные технологии в образовании: электронный научно-методический журнал. – № 1.URL: http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numero1/pedag/art2.html .
  2. Зимакова Н.С. Зимакова Е.С. Инновационные педагогичесике технологии в обучении иностранному языку // Традиции и новаторство в преподавании родного и иностранного языков в вузе: материалы международной научно-практической конференции (3-4 февраля 2011) / Сост. С.Ю. Тюрина. – Иваново, 2011. – с. 205.
  3. Китайгородская Г.АИнновации в образовании – дань моде или требование времени? // Иностранные языки в школе – 2009. - № 2.
  4. Монахов Н. В. Эволюция дистанционного образования // Школьные технологии. – 2003. – № 2. – С. 89–94.
  5. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 400 с.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр ≪Академия≫, 2008. — 272 с.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пос. – М. : Народное образова-ние,1998. – 256 с.
  8. Сидоров С. В., Мокшев Д. П. Потенциал развития дистанционного образования в России // Инновации и современные технологии в системе образо-вания : материалы III международной научно-практической конферен-ции 20–21 февраля 2013 года. – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «So-ciosféra-CZ», 2013 – 351 с.
  9. Тарасенко Л. В, Е. С. Арбузникова Иновационные технологии в обучении иностранным языкам // Инновации и современные технологии в системе образования : материалы III международной научно-практической конферен-ции 20–21 февраля 2013 года. – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «So-ciosféra-CZ», 2013 – 351 с.
  10. А.Н. Щукин «Обучение иностранным языкам. Теория и практика». Учебное пособие для преподавателей и студентов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Филоматис, 2006. — 480 с.
  11. http://cdesbmt.blogspot.ru/2014/02/flipped-classroom-flipped-classroom-2000.html.
  12. https://newtonew.com/tech/blending-learning-sup-iz-topora.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Дистанционное обучение как элемент преподавания иностранного языка в ШФ ГБПОУ «КБМК» и потенциал его развития




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*