Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы адаптации студентов-первокурсников в учебном заведении

23.09.2024 181 212
Роббек Колымана Васильевна
Роббек Колымана Васильевна, преподаватель

Якутский медицинский колледж

Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Поэтому педагогическая деятельность основана на организации взаимодействия студентов и педагогов, т.е. на личностно-ориентированном обучении, при котором создаются оптимальные условия для развития способностей к самообразованию, самоопределению, самосовершенствованию, самореализации каждого студента.

Именно поэтому огромное значение имеет процесс адаптации студентов. Многие думают: «Какие проблемы могут быть, у юноши или девушки только что поступивших в учебное заведение. Это беззаботная пора, вся жизнь впереди!». И правда, это только начало жизни! Но ведь никто не задумывается о том, что у того же юноши или девушки, могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.

Статус студента вводит молодого человека в новую систему отношений, которая требует от него систематического напряжения, связанного с самоопределением и самоконтролем, самодисциплиной и самоорганизацией.

Так к чему же надо адаптироваться нашим первокурсникам? К учебному процессу, который значительно отличается от школьного. К новому обществу (коллективу); к новым условиям жизни, самостоятельной организации учебы, свободного времени, быта, к новым отношениям с родителями, так как подросток становится постепенно независимой личностью.

Бывший школьник тяжело адаптируется к другой системе взаимоотношений, новой системе обучения. Он нуждается в помощи, поскольку, получив свободу действий, не всегда может правильно ей воспользоваться.

С первого курса начинается студенческая жизнь и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе является залогом дальнейшего развития его, как человека, будущего специалиста и которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом.

Адаптация студентов первого курса имеет свои проблемы и особенности. Этот процесс в новом коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько комфортно, интересно, безопасно чувствует себя студент во время занятий; в общении с однокурсниками. Отношение к учебе станет положительным только в том случае, если оно будет способствовать улучшению положение обучающегося в коллективе. Несформированность умения контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способностью определять для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими порождают типичные проблемы общения, когда подросток либо активно, часто с агрессией, отвергается одногруппниками, либо просто ими игнорируется. И в том и в другом случае он глубоко переживает психологический дискомфорт, имеющий явно дезадаптирующее значение.

Процесс адаптации протекает как приспособление к новой системе обучения, новым условиям учебы. Вхождение в студенческий коллектив сопровождается существенной перестройкой жизни, психического и психологического состояний студента. У подростка формируется потребность быть взрослым, осознавать себя личностью, отличной от других людей, отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению, которые могут стать причиной неадекватного поведения. Подростки хотят найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с одногруппниками, занять определенное положение среди сверстников.

Помимо адаптации в новом коллективе, первокурснику предстоит знакомство с новыми предметами, преподавателями, их требованиями, а это процесс не из легких. Ведь к каждому преподавателю нужно найти свой подход, понять его стиль преподавания и отношение к студентам. Теоретический материал, который преподается в лекции, предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу, где требуется глубокое осмысление и самоконтроль, повышенный уровень самостоятельности студентов и их ответственности, что конечно отличается от методов и форм работы в школе. Новые формы и методы преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.), сложный язык научных текстов к которым первокурсник оказывается неподготовленным, сомнения в правильности выбора учебного заведения, специальности (часто возникают, когда ложно сформировавшаяся модель будущей деятельности сталкивается с реальностью), всё это является большой проблемой в адаптации.

Смена привычной обстановки приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время, имеют затруднения при освоении некоторых предметов в связи с нехваткой знаний, неэффективно используют поддержку преподавателей и уже во время первой сессии становятся кандидатами на отчисление.

В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние устои меняются. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по - другому начинают воспринимать себя и других, происходит ломкой прежних стереотипов. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других - ровно. Умение разглядеть индивидуальные особенности студента, когда он включается в новый вид деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

И.Т. Зайнышев и А.А. Чернецкая выделяют четыре стадии процесса адаптации, характеризуя каждую из них:

- начальная стадия - адаптирующийся улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;

-  вторая стадия (терпимость) выделяет признание равноценности эталонов поведения в отношении социальной среды индивида;

- третья стадия - приспособление, «аккомодация», связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности.

- четвертая стадия - стадия полной адаптации, «ассимиляция», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что есть проблемы адаптации студентов в учебном заведении, позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе. Не все учащиеся смогли плавно войти в учебный процесс, в отношения с товарищами, преподавателями и им конечно нужна помощь.

Большую роль в адаптации студентов играет институт кураторства. С первых дней обучения в учебном заведении именно куратор организует специальную работу по адаптации студентов и формированию благоприятного социально – психологического климата в группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников.

Проведение анкетирования студентов по выявлению творческих интересов, тестирования, контроля, позволяющего предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе, проведение тематических кураторских часов, тесный контакт с родителями, контроль условий и проживания в общежитии, всё это помогает куратору в реализации мероприятий по адаптации первокурсников.

Подготовка и проведение разноплановых внеклассных мероприятий способствует студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность: успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи и взаимозависимости участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Совместная творческая работа развивает в участниках дух коллективизма (корпоративности), здорового и позитивного патриотизма, которые основаны на объективной оценке их деятельности со стороны окружающих. Чувство локтя, единства с товарищами приносит глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, заслуженная и обоснованная гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей значительно сказывается на чувстве собственного достоинства – немаловажный фактор для самоутверждения личности.

Хорошие традиции, помогающие студентам адаптироваться в новой студенческой жизни и будущей профессии:

- знакомство с историей учебного заведения;

- включение в учебное расписание кураторского часа, во время которого проводятся мероприятия на различные темы;

-посвящение в студенты;

- встречи с выпускниками учебного заведения;

-экскурсии в учреждения, где происходит знакомство первокурсников с их будущей профессией;

- различные экскурсии, походы, патриотическое воспитание, всё это способствует скорейшей адаптации первокурсников, сплочению коллектива, что немаловажно.

Хорошая адаптация студентов нового набора — это благоприятная основа для воспитания общей культуры будущих специалистов.

Работа всего педагогического коллектива учебного заведения должна быть направлена на формирование у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на выполнение социального заказа, на воспитание личности, востребованной обществом.

Таким образом, адаптация студентов первокурсников является составной частью социальной и воспитательной работы в учебном заведении, целью которой является создание позитивного образовательного пространства.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы адаптации студентов-первокурсников в учебном заведении




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*