Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦелью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Поэтому педагогическая деятельность основана на организации взаимодействия студентов и педагогов, т.е. на личностно-ориентированном обучении, при котором создаются оптимальные условия для развития способностей к самообразованию, самоопределению, самосовершенствованию, самореализации каждого студента.
Именно поэтому огромное значение имеет процесс адаптации студентов. Многие думают: «Какие проблемы могут быть, у юноши или девушки только что поступивших в учебное заведение. Это беззаботная пора, вся жизнь впереди!». И правда, это только начало жизни! Но ведь никто не задумывается о том, что у того же юноши или девушки, могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.
Статус студента вводит молодого человека в новую систему отношений, которая требует от него систематического напряжения, связанного с самоопределением и самоконтролем, самодисциплиной и самоорганизацией.
Так к чему же надо адаптироваться нашим первокурсникам? К учебному процессу, который значительно отличается от школьного. К новому обществу (коллективу); к новым условиям жизни, самостоятельной организации учебы, свободного времени, быта, к новым отношениям с родителями, так как подросток становится постепенно независимой личностью.
Бывший школьник тяжело адаптируется к другой системе взаимоотношений, новой системе обучения. Он нуждается в помощи, поскольку, получив свободу действий, не всегда может правильно ей воспользоваться.
С первого курса начинается студенческая жизнь и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе является залогом дальнейшего развития его, как человека, будущего специалиста и которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом.
Адаптация студентов первого курса имеет свои проблемы и особенности. Этот процесс в новом коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько комфортно, интересно, безопасно чувствует себя студент во время занятий; в общении с однокурсниками. Отношение к учебе станет положительным только в том случае, если оно будет способствовать улучшению положение обучающегося в коллективе. Несформированность умения контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способностью определять для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими порождают типичные проблемы общения, когда подросток либо активно, часто с агрессией, отвергается одногруппниками, либо просто ими игнорируется. И в том и в другом случае он глубоко переживает психологический дискомфорт, имеющий явно дезадаптирующее значение.
Процесс адаптации протекает как приспособление к новой системе обучения, новым условиям учебы. Вхождение в студенческий коллектив сопровождается существенной перестройкой жизни, психического и психологического состояний студента. У подростка формируется потребность быть взрослым, осознавать себя личностью, отличной от других людей, отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению, которые могут стать причиной неадекватного поведения. Подростки хотят найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с одногруппниками, занять определенное положение среди сверстников.
Помимо адаптации в новом коллективе, первокурснику предстоит знакомство с новыми предметами, преподавателями, их требованиями, а это процесс не из легких. Ведь к каждому преподавателю нужно найти свой подход, понять его стиль преподавания и отношение к студентам. Теоретический материал, который преподается в лекции, предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу, где требуется глубокое осмысление и самоконтроль, повышенный уровень самостоятельности студентов и их ответственности, что конечно отличается от методов и форм работы в школе. Новые формы и методы преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.), сложный язык научных текстов к которым первокурсник оказывается неподготовленным, сомнения в правильности выбора учебного заведения, специальности (часто возникают, когда ложно сформировавшаяся модель будущей деятельности сталкивается с реальностью), всё это является большой проблемой в адаптации.
Смена привычной обстановки приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время, имеют затруднения при освоении некоторых предметов в связи с нехваткой знаний, неэффективно используют поддержку преподавателей и уже во время первой сессии становятся кандидатами на отчисление.
В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние устои меняются. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по - другому начинают воспринимать себя и других, происходит ломкой прежних стереотипов. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других - ровно. Умение разглядеть индивидуальные особенности студента, когда он включается в новый вид деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
И.Т. Зайнышев и А.А. Чернецкая выделяют четыре стадии процесса адаптации, характеризуя каждую из них:
- начальная стадия - адаптирующийся улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;
- вторая стадия (терпимость) выделяет признание равноценности эталонов поведения в отношении социальной среды индивида;
- третья стадия - приспособление, «аккомодация», связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности.
- четвертая стадия - стадия полной адаптации, «ассимиляция», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что есть проблемы адаптации студентов в учебном заведении, позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе. Не все учащиеся смогли плавно войти в учебный процесс, в отношения с товарищами, преподавателями и им конечно нужна помощь.
Большую роль в адаптации студентов играет институт кураторства. С первых дней обучения в учебном заведении именно куратор организует специальную работу по адаптации студентов и формированию благоприятного социально – психологического климата в группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников.
Проведение анкетирования студентов по выявлению творческих интересов, тестирования, контроля, позволяющего предотвратить возникновение проблемных ситуаций в учебном процессе, проведение тематических кураторских часов, тесный контакт с родителями, контроль условий и проживания в общежитии, всё это помогает куратору в реализации мероприятий по адаптации первокурсников.
Подготовка и проведение разноплановых внеклассных мероприятий способствует студентам вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность: успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи и взаимозависимости участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Совместная творческая работа развивает в участниках дух коллективизма (корпоративности), здорового и позитивного патриотизма, которые основаны на объективной оценке их деятельности со стороны окружающих. Чувство локтя, единства с товарищами приносит глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, заслуженная и обоснованная гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей значительно сказывается на чувстве собственного достоинства – немаловажный фактор для самоутверждения личности.
Хорошие традиции, помогающие студентам адаптироваться в новой студенческой жизни и будущей профессии:
- знакомство с историей учебного заведения;
- включение в учебное расписание кураторского часа, во время которого проводятся мероприятия на различные темы;
-посвящение в студенты;
- встречи с выпускниками учебного заведения;
-экскурсии в учреждения, где происходит знакомство первокурсников с их будущей профессией;
- различные экскурсии, походы, патриотическое воспитание, всё это способствует скорейшей адаптации первокурсников, сплочению коллектива, что немаловажно.
Хорошая адаптация студентов нового набора — это благоприятная основа для воспитания общей культуры будущих специалистов.
Работа всего педагогического коллектива учебного заведения должна быть направлена на формирование у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на выполнение социального заказа, на воспитание личности, востребованной обществом.
Таким образом, адаптация студентов первокурсников является составной частью социальной и воспитательной работы в учебном заведении, целью которой является создание позитивного образовательного пространства.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Проблемы адаптации студентов-первокурсников в учебном заведении
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.