Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация мультимедийных занятий

08.11.2011 1692 5889
Ефременко Елена Викторовна
Ефременко Елена Викторовна, преподаватель, методист

Мариинский политехнический техникум
В связи с динамичным прогрессом информационных технологий в современном обществе возникает необходимость изменения учебного процесса, уточнение цели, задач, разработка новых технологий, внедрение более эффективных методов и средств обучения. Одним из ведущих средств обучения на сегодняшний день стало мультимедиа.


Актуальность использования мультимедийных средств в образовании отражается в государственных документах. В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, принятой и утвержденной правительством РФ, одним из важнейших целевых индикаторов рассматривается доля студентов, получающих образование с использованием информационных технологий, которая, как прогнозируется, увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом. Ожидаемыми конечными результатами реализации программы и показателями социально-экономической эффективности считается удельный вес  численности выпускников учреждений профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения, удельный вес численности учреждений профессионального образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам.


Изучение возможностей мультимедиа в медиаобразовании студентов свидетельствует о том, что мультимедиа может быть использовано как средство медиаобразования, и как средство обучения дисциплине, так как средство медиаобразования мультимедиа направлено на формирование медиакомпетентности студентов, на формирование умений получать, критически оценивать и самостоятельно создавать сообщения. Будучи средством обучения, мультимедиа выполняет однонаправленную дидактическую функцию и направлено на повышение эффективности процесса обучения.


Одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач: образование  - для всех и новое качество образования – каждому.


Анализ теоретических работ отечественных и зарубежных исследователей в области мультимедиа позволяет заключить, что технология мультимедиа характеризуется широким применением в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа, повышают эффективность обучения. Представляя собой относительно новое явление в системе образования, возможности мультимедиа до конца не изучены.


Подготовка к любому занятию с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов занятия в сочетании с другими методическими приемами делают занятие необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж преподавателя в глазах студентов.


Приходя в учебное заведение, имея общий уровень подготовки, преподаватель оказывается не готовым к решению педагогических задач, обладающих профессиональными особенностями. Противоречие между сложившейся информационной подготовкой преподавателя, носящей универсальный характер и необходимостью на практике решать профессионально педагогические задачи, требующие от него не только фундаментальных знаний по дисциплине, но и соответствующих профессиональных умений использовать средства новых информационных технологий в образовательном процессе является основным противоречием,  решать которое необходимо уже сегодня.


На сегодняшний день эта важная научно-методическая проблема является актуальной и не решенной. В немногочисленных учебниках и пособиях по подготовке преподавателя недостаточно раскрывается специфика применения компьютерных средств на занятиях, не уделено внимание изменениям в учебно-воспитательном процессе, неизбежно возникающим в связи с введением новых средств обучения, не рассмотрены трансформации организационных форм и методов обучения на мультимедийных занятиях.


Прежде чем вводить новые средства обучения преподаватель должен ясно осознавать педагогическую целесообразность применения компьютерной техники на занятии. Кроме того, ему необходимо иметь представление о том, какие образовательные задачи можно реализовать  в большей степени, если применить новые средства  обучения. Для этого преподаватель должен обладать специальными знаниями:

  • об образовательных функциях и дидактических возможностях информационных технологий;
  • о новой структуре учебной деятельности; 
  • условиях организации и проведения занятий с компьютерной поддержкой.


Преподаватель, использующий компьютер в учебном процессе должен:

  • обладать навыками работы на уровне квалифицированного пользователя;
  • знать возможности компьютера в своей предметной области;
  • уметь руководить работой студентов индивидуально и в коллективе;
  • уметь подбирать и компоновать учебный материал в электронном виде;
  • уметь разумно сочетать использование компьютеров с другими формами учебной деятельности.


Использование компьютерных технологий в преподавании любой дисциплины таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д. и т.п. Компьютерные технологии предполагают обучение общению студента с компьютером, но одновременно и коррекции преподавателем процесса обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. К тому же возможности использования компьютера на занятии впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности.


На своих занятиях использую презентации (с использованием программы PowerPoint).  Презентация — это форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы


Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает занятие эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор студентов;
  • повышает производительность труда преподавателя и студентов на занятии.


Прежде чем создать презентацию, формулирую тему и определяю концепцию и место презентации в занятии. Если презентация становится основой занятия, то выделяю этапы занятия, выстраиваю логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами занятия определяю содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты) и только после этого создаю слайды в соответствии с планом занятия в программе PowerPoint.


Если презентация лишь часть занятия, один из его этапов, то четко формулирую цель использования презентации и, исходя из нее, отбираю, структурирую и оформляю материал. В данном случае четко ограничиваю время показа презентации, продумываю варианты работы с презентацией на занятии: вопросы и задания студентам.


Если презентация — творческая работа студента или группы студентов, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре занятия, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. С презентацией, созданной студентом, знакомлюсь заранее, даже если она и не играет концептуальную роль в занятии. Подготовка такого занятия опирается на метод проектов, в основе которого лежит педагогика сотрудничества.


Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а преподаватель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить студентам. Презентации PowerPoint позволяют оживить занятие, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов или конференции трудно представить без слайдового сопровождения.


С появлением мультимедийных материалов (интерактивных CD-дисков)  открылась возможность включения в занятие фрагментов видеолекций. Благодаря учебным дискам студенты могут самостоятельно получать информацию в интересной современной форме. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.


Таким образом, умелое использование компьютера на занятиях литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. Сейчас к юбилеям писателей и поэтов стали выпускать диски, на которых собран богатейший материал. Причем подается это в очень интересной форме. Используя эти диски, занятия станут более интересными и информационно насыщенными.


Конечно, компьютер не заменит преподавателя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении преподавателя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом занятии не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а занятие —  это, прежде всего, знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*