Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность использования мультимедийных средств в образовании отражается в государственных документах. В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, принятой и утвержденной правительством РФ, одним из важнейших целевых индикаторов рассматривается доля студентов, получающих образование с использованием информационных технологий, которая, как прогнозируется, увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом. Ожидаемыми конечными результатами реализации программы и показателями социально-экономической эффективности считается удельный вес численности выпускников учреждений профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения, удельный вес численности учреждений профессионального образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам.
Изучение возможностей мультимедиа в медиаобразовании студентов свидетельствует о том, что мультимедиа может быть использовано как средство медиаобразования, и как средство обучения дисциплине, так как средство медиаобразования мультимедиа направлено на формирование медиакомпетентности студентов, на формирование умений получать, критически оценивать и самостоятельно создавать сообщения. Будучи средством обучения, мультимедиа выполняет однонаправленную дидактическую функцию и направлено на повышение эффективности процесса обучения.
Одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач: образование - для всех и новое качество образования – каждому.
Анализ теоретических работ отечественных и
зарубежных исследователей в области мультимедиа позволяет заключить, что
технология мультимедиа характеризуется широким применением в сфере образования,
поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа, повышают
эффективность обучения. Представляя собой относительно новое явление в системе
образования, возможности мультимедиа до конца не изучены.
Подготовка к любому занятию с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов занятия в сочетании с другими методическими приемами делают занятие необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж преподавателя в глазах студентов.
Приходя в учебное заведение, имея общий уровень подготовки, преподаватель оказывается не готовым к решению педагогических задач, обладающих профессиональными особенностями. Противоречие между сложившейся информационной подготовкой преподавателя, носящей универсальный характер и необходимостью на практике решать профессионально педагогические задачи, требующие от него не только фундаментальных знаний по дисциплине, но и соответствующих профессиональных умений использовать средства новых информационных технологий в образовательном процессе является основным противоречием, решать которое необходимо уже сегодня.
На сегодняшний день эта важная научно-методическая проблема является актуальной и не решенной. В немногочисленных учебниках и пособиях по подготовке преподавателя недостаточно раскрывается специфика применения компьютерных средств на занятиях, не уделено внимание изменениям в учебно-воспитательном процессе, неизбежно возникающим в связи с введением новых средств обучения, не рассмотрены трансформации организационных форм и методов обучения на мультимедийных занятиях.
Прежде чем вводить новые средства обучения преподаватель должен ясно осознавать педагогическую целесообразность применения компьютерной техники на занятии. Кроме того, ему необходимо иметь представление о том, какие образовательные задачи можно реализовать в большей степени, если применить новые средства обучения. Для этого преподаватель должен обладать специальными знаниями:
Преподаватель, использующий компьютер в учебном процессе должен:
Использование компьютерных технологий в преподавании любой дисциплины таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д. и т.п. Компьютерные технологии предполагают обучение общению студента с компьютером, но одновременно и коррекции преподавателем процесса обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. К тому же возможности использования компьютера на занятии впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности.
На своих занятиях использую презентации (с использованием программы PowerPoint). Презентация — это форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы
Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
Прежде чем создать презентацию, формулирую тему и определяю концепцию и место презентации в занятии. Если презентация становится основой занятия, то выделяю этапы занятия, выстраиваю логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами занятия определяю содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты) и только после этого создаю слайды в соответствии с планом занятия в программе PowerPoint.
Если презентация лишь часть занятия, один из его этапов, то четко формулирую цель использования презентации и, исходя из нее, отбираю, структурирую и оформляю материал. В данном случае четко ограничиваю время показа презентации, продумываю варианты работы с презентацией на занятии: вопросы и задания студентам.
Если презентация — творческая работа студента или группы студентов, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре занятия, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. С презентацией, созданной студентом, знакомлюсь заранее, даже если она и не играет концептуальную роль в занятии. Подготовка такого занятия опирается на метод проектов, в основе которого лежит педагогика сотрудничества.
Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а преподаватель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить студентам. Презентации PowerPoint позволяют оживить занятие, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов или конференции трудно представить без слайдового сопровождения.
С появлением мультимедийных материалов (интерактивных CD-дисков) открылась возможность включения в занятие фрагментов видеолекций. Благодаря учебным дискам студенты могут самостоятельно получать информацию в интересной современной форме. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
Таким
образом, умелое использование компьютера на занятиях литературы позволяет
реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. Сейчас к юбилеям
писателей и поэтов стали выпускать диски, на которых собран богатейший
материал. Причем подается это в очень интересной форме. Используя эти диски,
занятия станут более интересными и информационно насыщенными.
Конечно, компьютер не заменит преподавателя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении преподавателя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом занятии не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а занятие — это, прежде всего, знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.