Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаФормирование как процесс характеризуется такими базовыми составляющими, как целенаправленность, динамичность, системность в воздействии субъекта на его объект, а также обеспечение эффективного функционирования и развития объекта формирования.
Процесс взаимодействия «педагог-ученик» аналогично формированию процесса «руководство – педагоги». Процесс взаимодействия руководства и коллектива педагогов конкретизирует цели исходя из особенностей и возможностей коллектива. Диагностируется педагогический коллектив и различные стороны его деятельности.
Методическая работа – это комплекс практических мероприятий, направленных на совершенствование педагогического мастерства преподавателей, оптимизацию подготовки и проведения учебно-воспитательного процесса.
Процесс реформирования профессионального образования требует реконструкции и совершенствования не только содержания и способов обучения, но и методической работы. Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности студента, признание ее ценности и необходимости для современного общества, необходимо помнить, что она формируется личностью самого преподавателя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная работа методической службы образовательной организации.
Методическая служба в образовательных организациях СПО дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулировать развитие творческого потенциала преподавателя, направленного на формирование и развитие личности студента, а в целом на повышение качества образовательного процесса.
Цели, задачи и содержание методической работы в образовательных организациях находятся в прямой зависимости от ее форм, разнообразных занятий. Они определяются структурой методической работы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладает некоторой самостоятельностью. Эти цели и задачи либо способствуют эффективной реализации программы методической работы, либо обрекают ее на низкую эффективность.
Формы методической работы могут быть индивидуальными и групповыми.
К индивидуальным формам методической работы относятся:
К групповым формам методической деятельности относятся:
Особое внимание следует обратить на коллективные формы деятельности, среди которых наиболее эффективными являются следующие:
На основе диагностики и анализа профессиональных потребностей, мотивов, установок, уровня профессиональной компетентности отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, направлениями ее развития осуществляется разработка стратегии деятельности колледжа по управлению профессиональным развитием педагогического коллектива. Недостаточное внимание к разработке данного направления приводит к формализму в управлении развитием учреждения: прекрасные образцы-модели таких образовательных учреждений существуют в виде теоретических разработок до тех пор, пока не сформирована профессиональная компетентность коллектива педагогов, способных воплотить их в жизнь.
Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессионально-педагогических качеств педагога можно классифицировать по разным основаниям:
Согласно функциям образования, состоящим в воспроизводстве культуры и образцов деятельности и развитии человека, групп людей, коллективов в процессе образовательной деятельности, все формы повышения квалификации можно разделить на группы, обеспечивающие формирование и стимулирование специальной компетентности (предметно-ориентированные), и развивающие (личностно-ориентированные) формы совместной деятельности. Первые призваны обеспечить условия для формирования и стимулирования повышения уровня специальной профессиональной компетентности, вторые — создание условий для становления и развития инновационной, полифункциональной компетентности педагогов.
В ситуации формирования специальной профессиональной компетентности используются методы прямого и опосредованного стимулирования, в развивающих ситуациях стимулирование осуществляется опосредованно, путем реализации рефлексивного механизма управления коллективной и индивидуальной деятельностью.
Группа мотивированных педагогов, способных к творчеству и реализующих себя в нем, повышает уровень своей профессиональной компетентности через различные формы самообразования (разработка методической темы, стажировка, персональное или коллективное научное исследование, дистанционное обучение и т. д.).
Эффективность подобных форм для немотивированных, неспособных к продуктивной деятельности, с недостаточным уровнем аналитических способностей и общеучебных умений и навыков педагогов — низкая. И соответственно, их самообразование возможно при использовании управленчески обоснованных методов как прямого, так и опосредованного стимулирования.
М.М. Поташник подчеркивает: «Все профессиональные объединения педагогов — это формы их совместной деятельности, это организационные формы включения учителей в принятие управленческих решений, в управлении школой» [6, с. 14].
В рамках функционирующего образовательного учреждения потребность в коллективной профессиональной компетентности удовлетворяется в процессе совместного решения педагогических задач, совместного управления развитием колледжа через систему методической, научно-методической, инновационной деятельности. Совместная «производственная» деятельность становится образовательно-производственной, развивающей формой деятельности. Коллективные формы деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности в условиях колледжа обладают рядом преимуществ перед индивидуальными. Они состоят:
Список использованных источников
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.