Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКамиль Сен-Санс — известный композитор эпохи романтизма, сочинивший оперы и симфонические поэмы, не утратившие популярности до сегодняшнего дня: «Самсон и Далила», «Пляска смерти», «Интродукция и рондо каприччиозо» и многие другие шедевры. Его вклад в развитие музыки очень велик. Наследие, оставленное композитором, послужило в своем роде хрестоматией для многих состоявшихся музыкантов.
Шарль-Камиль Сен-Санс родился в столице Франции 9 декабря 1835 года. Мальчик стал единственным ребенком в семье, в которой папа работал в правительстве Франции, а мама была домохозяйкой и заботилась о воспитании сына. При рождении врачи считали, что ребёнок скоропостижно скончается. Подобное от последователей Гиппократа в свою сторону композитор услышит ещё не раз, что не помешает прожить ему довольно долгую жизнь. Когда он потерял отца в раннем возрасте, ему пришлось ненадолго переехать в Корбейль, недалеко от Парижа, где за ним ухаживала няня с медицинским образованием. К счастью, женщина была неравнодушна к мальчику, и отсутствие матери рядом он перенес легко. Когда К. Сен-Санса привезли обратно в Париж, его воспитанием занялись мама и бабушка, которая обнаружила музыкальный талант во внуке и научила его играть на пианино. Будучи совсем ребёнком, он начал занятия с композитором Камилем Стамати, который развил гибкость его рук и повысил ловкость пальцев. Таланты К. Сен-Санса, сочетающиеся с быстрым освоением техники игры производили сильное впечатление на окружающих – уже в раннем возрасте будущий композитор демонстрировал успехи. В пять лет он начал выступать перед маленькой аудиторией, а в 1845 году выступил на сцене «Salle Pleyel», исполнив произведения Моцарта и Бетховена. Желание композитора всецело посвятить себя музыке не имело границ, перспектива получения должного образования от мастеров своего дела крайне манила юное дарование. Его мечта сбылась, и в 1848 году он успешно сдал экзамены на курсе органа под руководством Франсуа Бенуа и Фроманталя Галеви. Во время учебы К. Сен-Санс выделялся своими творческими способностями среди своих сверстников и успешно впитывал новые знания. Помимо занятий музыкой его любимыми предметами были археология и астрономия, и даже взрослым мужчиной он продолжал интересоваться этими областями [1].
Прожив долгую жизнь, К. Сен-Санс работал с ранних лет до конца своих дней. Выдающийся композитор, пианист, дирижер, остроумный критик-полемист, путешественник, жадно изучающий литературу, астрономию, зоологию, ботанику, со многими крупными музыкальными деятелями находившийся в дружеском общении, Шарль-Камиль Сен-Санс был виртуозом даже не столько в смысле музицирования, сколько в смысле самой жизни как действа. До конца своих дней К. Сен-Санс сочинял, не зная усталости и концертировал. Последние концерты 85-летний музыкант дал в августе 1921 г. незадолго до смерти. На протяжении всего творческого пути К. Сен-Санс оставался верным себе и по праву заслужил звание гениального композитора.
Композитор К. Сен-Санс запомнился современникам как автор музыки элегантной и технически безупречной, но иногда сухой, лишенной вдохновения и эмоций. Его произведения отличаются логикой и чистотой, отточенными, профессиональными и никогда не чрезмерными. Труды К. Сен-Санса имеют двойственный характер. С одной стороны они являются наследием настоящей классической музыки, а с другой стороны среди критиков того времени бытовало изречение, что его музыка относительно «легка». Многие из ныне живущих, кто не имеет специального музыкального образования и особой осведомлённости о творчестве автора, услышав некоторые из его работ относят их к киномузыке прошлого столетия. В этом и скрыт гений композитора, умение чувствовать эту тонкую грань между предпочтений музыкальных «гурманов» и обывателей. Успешное использование данного навыка, логичность и выверенность, в совокупности с тягой к экспериментированию делает творчество К. Сен-Санса доступным как любителям, так и ценителям музыкального искусства [2].
Конечно, сейчас в среде музыковедов вряд ли найдутся те, кто назовёт творчество великого автора «лёгким». Его концерты и многие из его произведений камерной музыки технически сложны и требуют навыков виртуоза. Более поздние произведения камерной музыки, такие как вторая соната для скрипки, вторая соната для виолончели и второе фортепианное трио, менее доступны слушателю, чем более ранние произведения в той же форме. Они были сочинены и исполнены, когда популярность самого автора уже падал. Данные произведения демонстрируют готовность композитора работать с более прогрессивным музыкальным языком и отказаться от лиризма и очарования, свойственного тому времени, ради более глубокого выражения.
К. Сен-Санса считали мастером – традиционалистом в сфере композиции. Его композиторская техника, владение контрапунктом, полифонией, гармонией, формами и жанрами ставились в пример современникам и последующим поколениям. При том, что в моде была идея сквозного развития музыки (Вагнеризм и лейтмотивика), Сен-Санс упорно от неё отходил, стараясь писать в более классических формах. Его любовь к музыке И.С. Баха, привитая ещё в юности его учителем, органистом Александром Боэли, стала во многом основополагающей для его творческих поисков, но помимо музыки Баха, К. Сен-Санс, по словам современников, великолепно знал музыку Рамо, Генделя, Моцарта, Гайдна, что также показывает его «начитанность» в плане формы старых мастеров. К. Сен-Санс также любил транскрипции. Конечно, он не сделал их столько, сколько сделал основоположник жанра Ф. Лист, но о тех, что имеются можно смело сказать, что данные работы крайне профессиональны и чётко выверены, например, увертюра из кантаты BWV 29 И. С. Баха в переложении для фортепиано. Гениального автора поистине можно назвать художником – новатором. В его произведениях встречаются такие размеры как 5/8 и 7/4 [3]. Конечно, дух поиска нового звучания, пересмотр устоявшихся музыкальных правил и законов свойственен тому времени, однако не каждому удавалось выходить за прежние рамки столь изящно и со вкусом так, как это делал К. Сен-Санс. Его мелодии, как уже было упомянуто ранее, многими музыковедами описываются как крайне лаконичные, понятные и при этом умещающиеся в несколько тактов, однако это далеко не всегда так. Всё-таки К. Сен-Санс – выдающийся композитор эпохи позднего романтизма. А там было уже очень много всего: и эксперименты со звучанием и формами, и с мелодиями, и с жанрами. К. Сен-Санс тем и хорош, у него есть всё. Поэтому он так и знаменит.
Естественно, говоря о творчестве великого композитора нельзя не остановится более подробно на главном «хите», а именно в дальнейшем речь пойдёт о симфонической поэме – «Пляска смерти». Первоначальный импульс к созданию главной темы произведения К. Сен-Санс получил после ознакомления с работой известного парижского врача и поэта Анри Казалиса. Она называлась «Égalité-Fraternité» («Равенство и братство») и представляла собой одну из вариаций на традиционный средневековый сюжет «Dance Macabre» («Пляска смерти») в жанре политической сатиры на идеалы Парижской коммуны. Главный революционный лозунг провозглашает в этой поэме сама смерть, заставляя плясать в паре благородную маркизу и простого извозчика. Прообразом готового произведения стала песня, написанная в 1872 году К. Сен-Сансом на слова Казалиса и посвящённая в знак благодарности художнику Гюставу Жаке, который однажды написал портрет К. Сен-Санса. Немного позже композитор понял, что и тема стихотворения, и мелодия песни заслуживают гораздо большего, и спустя два года сделал из этого симфоническую поэму со всеми «ухищрениями злобы», как говорил М.И. Глинка, то есть с разнообразными и тщательно подготовленными музыкальными эффектами [4]. В "Пляске смерти" К. Сен-Санса прослеживается влияние одного знаменитого автора, написавшего "Фантастическую симфонию", особенно в использовании хоровода с фугой. Однако произведение композитора отличается от детища Г. Берлиоза своей яркостью, краткостью, идеальной формой и четкой графикой вальсового ритма. Также присутствуют новшества и в сфере создания музыкального образа. Так для передачи стука костей, композитор ввел в оркестр невиданный ещё тогда ксилофон. «Пляска смерти» беспощадно интригует наивного слушателя. Она удерживает наше внимание с первого до последнего звука — от «двенадцати ударов часов» в начале до «крика петуха» в конце. Это настоящий театр, где у каждого инструмента свой образ и своя маска. В центре внимания находится Смерть, играющая непривычным и агрессивным образом на специально «неправильно» настроенной скрипке. Её звуки режут слух, арфа передает звук курантов, другие струнные — завывания холодного ветра и жуткий полет призраков, громкие литавры — ужас адской тьмы, а гобой завершает мрачную картину своим ярким, местами будто «кричащим» звучанием. В произведении К. Сен-Санса фантазия уносит нас далеко за пределы поэтического сюжета, наполняя ее различными, леденящими душу, деталями. При этом сам К. Сен-Санс, как хороший хирург, досконально знающий свое дело, не вовлекается эмоционально в этот процесс [5]. Во всем ощущается точный расчет и легкая ирония трезвого ума. Поэтому, как бы ни была пугающе достоверна вся эта звуковая живопись, парадоксальным образом целое выглядит очень гармонично, привлекательно и, как выразился П.И. Чайковский, «соблазнительно-красиво».
К. Сен-Санс оказал огромное влияние на развитие музыкального творчества в целом. Будучи новатором, он, несмотря на критику, сумел покорить сердца как далёких, так и близких к миру музыки людей, смог привлечь внимание тех, кто не особо интересовался музыкой и при этом, остался честным с самим собой в запечатлении собственных чувств и переживаний на нотном стане. Труды великого композитора оказали огромное влияние на развитие мировой музыки и останутся навсегда вписанными в страницы мирового творческого наследия.
Список используемых источников
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Многогранность Камиля Сен-Санса
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.