Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременность не перестаёт удивлять разнообразием жанров музыки, ее обработки и манеры воспроизведения. Сейчас музыкальная индустрия меняется очень быстро, и музыкантам, чтобы остаться на плаву, необходимо придумывать что-то новое. Однако структура музыкальных композиций остается неизменной. Нужно понимать, как строится подобная музыка, откуда она берет свое начало, для того чтобы работать в музыкальной индустрии. Также подобное сравнение поднимет интерес у молодежи к истории музыки и жизни великих классиков.
Музыка Г. Генделя - основа публичного, как сказали бы сейчас, «массового» искусства первой половины XVIII века, а сам он - величайший шоумен своей эпохи [1]. Георг Фридрих Гендель - немецкий и британский композитор, живший в эпоху Барокко, чутко улавливал новое и умело использовал в своей музыке. Композитор работал в разных жанрах и являлся автором всемирно известных опер, ораторий, концертов и сюит, получивших признание в высших аристократических кругах Европы [2].
Композитор быстро обрел известность среди аристократов, которые стремились заполучить его в личные музыканты. В Италии Г.Ф. Гендель получил возможность развивать дальнейшую творческую карьеру. В Англии, куда он уехал в 1710 году, оперный жанр только начинал свое развитие. Искусствоведы тех времен жаловались на отсутствие хороших оперных композиторов. Именно поэтому Гендель получил поддержку от королевы Анны, заинтересованной в развитии искусства родной страны. Здесь он написал свои шедевры «Верный пастух», «Ринальдо», «Тезей» и другие произведения, вошедшие в классику мировой оперы [1]. Г. Гендель пробовал себя в жанре Страстей, написал цикл сюит под названием «Музыка на воде», состоящий из мелодий танцевального жанра – менуэтов, ригодона и бурре. Это было ново и необычно.
Большое искусство всегда отражает действительную жизнь своего времени. Эта жизнь дает начало содержанию искусства, а содержание определяет художественную форму. Для воплощения больших событий, проблем и идей творцы обращались к жанрам с широкими масштабами и крупными формами. В первой половине XVIII века такой формой стала оратория, и Г. Гендель оказался ее реформатором, вдохнувшим в нее высокий патриотический и социальный пафос, оснастившим ее мощными выразительными средствами, при этом используя религиозные сюжеты.
Воплощение в образы революционных идей требует героического стиля от художника. Г. Гендель выработал этот стиль и в свое время привел его к совершенству. Основное его внимание было сосредоточено на героических ораториях, к которым он пришел не сразу, а лишь в свой кульминационный английский период — 30—40-е годы, когда его вражда к аристократическому миру достигла высшей точки. К тому же именно в Англии оратория сложилась как, ни от кого не зависящий, монументальный жанр [3]. Г. Гендель создавал свои зрелые оратории в пору, когда буржуазное преобразование английского общества уже завершилось. Дух революции возродился в ораториях Ф. Генделя для воплощения демократических идеалов XVIII века. И ярко в ораториях звучали монументальные хоры, характеризуя народ, желающий свободы.
Гений Генделя вобрал в себя весь современный ему музыкальный фон, все штампы, все приёмы «изготовления» музыкального «продукта» [1].
Мелодии Генделя очень энергичны, широки и величавы, тяготеют к простым ритмам и уравновешенным замкнутым построениям. Если послушать его произведения, можно заметить много черт, присущих современной популярной музыке.
В произведениях Г. Генделя часто встречается повторяющаяся гармония из восьми аккордов. Также почти всегда в конце таких периодов присутствует ход из доминанты в тонику, что также распространено в популярной музыке. Например, в Сарабанде на протяжении всего произведения повторяется одна и та же гармония, состоящая из 8 аккордов. Слушая Сарабанду, можно уловить мотивы, присущие песне группы The Beatles «HeyJude». Единственным отличием будет то, что Сарабанда написана в ре-миноре, а «HeyJude» в параллельном фа мажоре. Однако движение гармонии и основной мелодии весьма похоже. Или аккорды припева песни группы Сектор газа «Пора домой» полностью повторяют гармонию «Пассакалии» из сюиты № 7. Еще в произведениях Г. Ф. Генделя часто встречаются повторы и вариации. И они же активно применяются и в современной популярной музыке. Потому что именно посредством вариаций и повторов произведения можно сделать легко запоминающимися, но при этом интересными для слуха. В «Аллилуйе» есть определенная тема, которая повторяется на протяжении всего произведения. При этом мелодия в каждой части получает развитие путем вариаций.
При прослушивании произведений Г. Ф. Генделя в случайном порядке во многих случаях будут слышны ре-минор, фа-мажор или соль-минор. Для сравнения: почти все песни группы Metallica были написаны в ми-миноре, за исключением нескольких песен в ля-миноре/ре миноре и т.д. Был выбран именно ми-минор, потому что самая низкая струна на гитаре издает ноту ми большой октавы, соответственно тоническое трезвучие, построенное от ноты ми будет самым низкозвучащим, что можно извлечь из гитары и звучать это будет «тяжело», что идеально для их жанра. Как же выборы тональностей связаны с популярной музыкой? Артиста можно узнавать по тональностям, к которым он прибегает чаще всего. Также можно узнавать артиста и по гармоническим ходам, к которым он обращается. В современной популярной музыке это хорошо прослеживается.
Могли ли перечисленные в тексте артисты вдохновляться музыкой Генделя? Знали ли они вообще о его творчестве? Скорее нет, чем да, ибо Егор Летов вдохновлялся британским панк-роком, в группе Сектор газа все слушали зарубежных популярных артистов (при чем гитарист слушал известных гитаристов, вокалист же предпочитал слушать реп и т.д.), а The Beatles вообще не знали музыкальной теории и играли «как чувствуют». Тогда откуда такие схожести в музыкальном материале? Вероятнее всего это физиология человека: музыкальный звукоряд, которым пользуется весь мир и который приятен и понятен нашему слуху был выведен научно-математическим путем очень много лет назад. Этот звукоряд почастотно можно представить в виде графика. Соответственно, если сочетание отдельных звуков нам приятно и понятно, то существуют и сочетания групп звуков, которые будут буквально въедаться в память, надолго оставаясь там, вызывая определенные эмоции. Однако просто играть группы звуков недостаточно для передачи музыкальной идеи. Соответственно нужно использовать какие-то приемы игры, звукоизвлечения, приемы написания музыки, которые придутся всем по вкусу. У Г. Генделя получилось найти сочетания звуков, приемы их использования и прочие музыкальные решения, которые будут самыми запоминающимися и популярными у слушателей.
Список использованных источников:
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Взаимосвязь музыки Генделя и популярной современной музыки
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.