Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние на экономику региона создания в Белгородской области особой экономической зоны

28.06.2024 72 78
Некрасова Елена Владимировна
Некрасова Елена Владимировна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

Правительство Российской Федерации готовит законопроект о введении преференциального режима свободной экономической зоны в Белгородской области.

Особая экономическая зона, ОЭЗ, — это территория с особым правовым статусом, где налоговые, таможенные и другие правила для бизнеса отличаются от общих правил в стране.

Когда власти хотят развить какую-то территорию России и привлечь туда инвестиции, ее объявляют особой экономической зоной, сокращенно ОЭЗ. Такая территория получает особый правовой статус, а бизнес, который там работает, — льготы. Например, пониженные налоги, кредиты по минимальной ставке, более выгодную стоимость аренды и выкупа земли.

Подобные территории есть не только в России. Первая современная ОЭЗ — зона в аэропорту Шаннон в Ирландии. Ее запустили в 1959 году, чтобы создать новые компании и рабочие места. Со временем такие зоны появились во многих странах, только там они могут называться по-другому. Например, в США это технопарки, в Китае — специальные экономические зоны, а в Грузии — свободные индустриальные.

Вид ОЭЗ влияет на то, какой бизнес может стать там резидентом, какие льготы будут действовать и что может быть построено на территории зоны. Например, на территории ОЭЗ туристско-рекреационного типа можно размещать жилые объекты, а в других — нет.

Вот какие виды особых экономических зон есть в России:

  1. Промышленно-производственного типа.
  2. Технико-внедренческого типа.
  3. Портового типа.
  4. Туристско-рекреационного типа.

В России функционируют 50 ОЭЗ (31 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые). За 18 лет работы в ОЭЗ зарегистрировано 1128 резидентов, из которых более 123 компаний с участием иностранного капитала из 36 стран. За эти годы общий объем  заявленных инвестиций составил порядка 6 трлн. рублей. Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.

ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:

  • Минимальные административные барьеры.
  • Налоговые льготы и таможенные преференции.
  • Сниженные цены на аренду и выкуп земли.
  • Помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.

Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».  Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Закону об ОЭЗ резидент не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории экономической зоны.

ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.

На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов

Промышленно производственного типа

Технико внедренческого типа

Туристско-рекреационного типа

Портовые ОЭЗ

Закон об особых экономических зонах в России приняли в 2005 году, в нем прописали принципы создания и работы таких территорий. Деятельность ОЭЗ также может регулироваться указами президента, постановлениями правительства и другими правовыми актами.

Примеры ОЭЗ в России. Сейчас в стране работают 56 особых экономических зон. Например, компании — резиденты территории ОЭЗ «Дубна» в Московской области могут не платить налог на имущество в течение 10 лет, земельный и транспортный налоги — пять лет. Налог на прибыль тоже снижен. Первые восемь лет ставка налога 2%, с девятого по 14-й год — 7%, после 14 лет — 15,5%.

Компании-резиденты могут арендовать на территории особой экономической зоны готовые помещения или взять в аренду землю и построить что-то с нуля — например офисное здание или завод.

Государству выгодно, чтобы бизнес платил налоги в России, а не за рубежом, поэтому оно создает особые условия для предпринимателей и компаний. Иностранцы могут инвестировать в зарегистрированные в ОЭЗ компании на выгодных условиях: компания платит меньше налогов, а значит, и доход инвестора больше.

. Создать ОЭЗ можно только для целей, которые прописаны в законе:

  1. Для развития обрабатывающих отраслей экономики.
  2. Для развития высокотехнологичных отраслей экономики.
  3. Для развития туризма и санаторно-курортной сферы.
  4. Для развития портовой и транспортной инфраструктур.
  5. Для разработки технологий и коммерциализации их результатов.
  6. Для производства новых видов продукции.

Условия создания особых экономических зон. Участки, на которых создается ОЭЗ, должны принадлежать к определенной категории — например к землям промышленности или энергетики, то есть к территориям, на которых можно строить, соответственно, только объекты энергетической и промышленной инфраструктуры. Туристско-рекреационные ОЭЗ можно создавать на землях особо охраняемых территорий, лесного фонда и сельскохозяйственного назначения.

На какой срок создается особая экономическая зона. ОЭЗ создают на 49 лет. Продлить этот срок нельзя. После этого компании могут продолжить работать, но уже на общих основаниях — без льгот.

Закрыть ОЭЗ раньше времени могут, если:

  1. Это нужно для защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, чтобы обеспечить оборону страны и безопасность государства.
  2. В течение трех лет с момента ее создания не заключено ни одного соглашения с компаниями, готовыми развивать там бизнес.
  3. В течение трех лет подряд ее резиденты не ведут профильную деятельность.

Решение о досрочном прекращении работы ОЭЗ принимает правительство.

ОЭЗ позволяют быстрее стартовать и запустить производство или другой бизнес, сэкономить на аренде, налогах и таможенных пошлинах, а также сократить расходы компании на покупку активов и обслуживание кредитов на них.

Условия в разных ОЭЗ различаются, у каждой свои преимущества. 

Пониженные ставки на аренду и выкуп земли. После получения статуса резидента ОЭЗ компания может арендовать или купить землю по льготной цене.

Минимальные административные барьеры. Быстро проходить бюрократические процедуры позволяет принцип «одного окна». Органы управления ОЭЗ принимают документы на регистрацию статуса резидента, оформляют земельно-имущественные отношения, организуют строительство и подключают объекты к инженерно-техническим сетям.

Помощь на этапах реализации проекта. В особых экономических зонах могут быть дополнительные услуги — например подбор сотрудников или помощь в организации мероприятий, конференций.

Налоговые льготы. Различаются для разных зон. Обычно первые пять-десять лет резиденты могут не платить имущественный, транспортный и земельный налоги. Также у них есть льготы по налогу на прибыль.

Таможенные льготы. На территории некоторых ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Туда можно ввозить импортное оборудование, сырье и материалы, не уплачивая пошлины и НДС.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Влияние на экономику региона создания в Белгородской области особой экономической зоны




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*