Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПод здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить обучающему возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Подростки, перешедшие для дальнейшего обучения в другое учебное заведение, испытывают сильнейший нервный стресс. Состояние напряжения организма под действием новой обстановки может быть причиной многих заболеваний студентов- первокурсников. Таким образом, одной из важнейших задач нашего учебного заведения является сохранение здоровья обучающихся с первых дней появления в техникуме.
Первой ступенью к здоровьесбережению администрация и преподаватели ЦК общеобразовательных дисциплин считают адаптацию студентов нового набора. В законе Российской Федерации «ОБ образовании» образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, предложено четыре основополагающие цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить.
Исходя из этого, ЦК общеобразовательных дисциплин, руководствуясь государственными стандартами и отвечая запросам времени, систематически совершенствует методику работы по адаптации студентов первого года обучения, создавая оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей.
Следует отметить, что кризис духовности, который переживает наше общество, охватил все поколения, и связан он с распадом прежней идеологической системы и утратой духовных ориентиров. В этой обстановке тревожит появление идей нетерпимости, особо опасных в нашей образовательной среде.
С первоначального появления студента в техникуме он сталкивается с рядом проблем. Их решение невозможно без должной организации и управления адаптационным процессом со стороны преподавателей и администрации техникума.
Администрация техникума во главе с директором Кожемяко Н.Н. для успешной адаптации студентов - первокурсников создаёт все необходимые условия: хорошая материально-техническая база, научно–методическое обеспечение учебного процесса, мощный потенциал педагогического коллектива, наличие социально – психологической службы.
К чему же надо адаптироваться? К учебному процессу, который значительно отличается от школьного, например, протяжённость занятия 90 минут; к абсолютно новому коллективу преподавателей и коллективу группы; к новым условиям жизни, самостоятельной организации учёбы, быта, свободного времени; к новым отношениям с родителями, ибо подросток становится постепенно независимой личностью.
Работа по адаптации к новой студенческой жизни начинается с момента зачисления студентов в техникум. Хорошая адаптация студентов нового набора – это благоприятная основа для воспитания общей культуры будущих специалистов.
Работу в данном направлении комиссия начинает с составления плана, в который включаются следующие пункты:
- навык управления вниманием; навыки слушания;
- навыки чтения и работы с книгой: учебником и дополнительной литературой, научно-популярной литературой;
- навыки работы с текстом, навыки развития устной речи;
- навыки конспектирования, рецензирования, работы с докладом, рефератом; навык представления информации;
- навыки публичного выступления, участия в дискуссии.
- навык наблюдения;
- навыки проведенияопыта:умение определять цель, гипотезу, условия и план опыта, делать анализ и формулировать вывод;
- навыки решения задач;
- навыки работы с обобщёнными планами рассказа о явлении, законе, теории.
- сравнение;
- анализ и синтез, классификация и систематизация; обобщение.
- навыки вербального и невербального общения, культура общения;
- само-регуляция и самоконтроль в общении;
- навыки групповой работы.
Особое внимание многие преподаватели общеобразовательного цикла уделяют развитию ключевых навыков, таких как целеполагание, планирование деятельности, распределение времени и навык организации самостоятельной работы.
В техникуме стало традицией в адаптационный период проводить открытые занятия, на которых преподаватели делятся опытом, наглядно демонстрируя реализацию деятельности по развитию всех выше перечисленных навыков, используя разнообразные формы и методы ведения занятий, используя ИКТ, с помощью которых активизируется познавательная деятельность студентов.
Кроме того, необходимо отметить, что и рабочие уроки многих преподавателей нашей комиссии насыщены, а самое главное – научные, интересные, познавательные. Для их проведения используются инновационные
технологии: личностно-ориентированные, коммуникативные, информационные, игровые…
В нашем учебном заведении сложились добрые традиции, помогающие первокурсникам успешно адаптироваться в новых условиях:
Много внимания в техникуме уделяется воспитанию гражданских,
патриотических
качеств. Гражданин должен знать свою
страну, её прошлое и настоящее, её героев, её политику. Так, например, в канун
Дня защитника Отечества проводится военно-спортивная неделя, студенты
поздравляют ветеранов войны, оказывают им помощь. Закрывает неделю обще-техникумовский классный час, на котором поздравляют победителей военно-спортивных соревнований и проводят
конкурс «А ну-ка, студенты и преподаватели!».
Не забыто и трудовое воспитание. Студенты весной и осенью поддерживают порядок на территории техникума, общежития, участвуют в субботниках, помогают ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда.
Кроме всего выше перечисленного, ежегодно мы проводим входное тестирование и промежуточное (рубежное) тестирование, что позволяет пронаблюдать динамику развития обще-учебных навыков первокурсников в период адаптации. Полученные результаты, дают возможность отслеживать как эффективность нашей деятельности в целом: в группах повысилась общая успеваемость, улучшились качественные показатели, так и определять те общенаучные навыки, развитие которых выражено недостаточно, что позволяет сделать определённый вывод. Кроме того, данные результаты служат косвенными показателями адаптации студентов нового набора.
Для успешной адаптации студентов нового набора в нашем техникуме создаётся атмосфера психологической комфортности и материальной поддержки, разработан механизм социальной защиты интересов и прав студентов. Успешно действует «Положение о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов техникума». Особое внимание уделяется опекаемым и студентам, оказавшимся в тяжёлом материальном положении.
В целом, работа всего педагогического
коллектива техникума в сложный адаптационный период направлена на формирование
у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на выполнение
социального заказа, на воспитание личности, востребованной обществом, а самое
главное – на здоровьесбережение уже на начальном этапе обучения.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.