Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПодростковый возраст охватывает период от 10 (11) лет до 14 (15) лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Формирование коммуникативных умений у подростков содействует повышению мотивации, способствует лучшему установлению межличностных взаимоотношений.[2] Это влияет на развитие познавательной инициативности, саморегуляции, умений коллективной работы. Все проблемы в сфере коммуникаций усугубляются в подростковом возрасте, их уже сложнее решить и скорректировать поведение ребенка. Следствием нерешенных проблем могут стать несформированность навыков общения, нарушения в сфере установления эмоциональных контактов со сверстниками и теми, кто старше. Общение – это ведущий вид деятельность в подростковом возрасте, это особенность необходимо учитывать педагогам при организации внеклассных занятий[3]. Последнее время, внеклассные занятия реализуют: умственную, трудовую, физическую и нравственную стороны воспитания. Нравственная сторона воспитания ориентирована сегодня в основном на формирования чувства патриотизма и недостаточно уделяется внимание развитие коммуникативных качеств, что так необходимо именно в подростковом возрасте.[1]
Цель исследования: выявить особенности коммуникативных качества у подростков через внеклассную работу.
Для изучения развития особенностей коммуникативных качеств подростков было проведено исследование. Исследование проводилось на базе КОГПОАУ «Вятский колледж культуры», респондентами выступили студенты группы НХТтф-1 в количестве 17 человек.
Для того, чтобы выявить особенности коммуникативных качеств у подростков была подобрана методика: Гамезо М.В «Изучение общительности, как характеристики личности». Автор этой методики – советский психолог и педагог, доктор психологический наук.
Этот методика – помогает понять насколько подросток общителен, насколько есть потребность в общении, его контактность, способность понимать другого человека и конечно способность к сочувствию и сопереживанию.
На констатирующем этапе исследование диагностика показала, высокую эмпатию – 35,3% из числа респондентов (6 человек), коммуникативность — из числа респондентов 17,6 % (3 человека), понимание – из числа респондентов 23,5% (4 человека), и не особо нуждается в общении – из числа респондентов 17,6% (3 человека). Степень владения элементарными средствами общения – из числа респондентов – 5,9% (1 человек ).
Таким образом, в группе выявлено преобладающее коммуникативное качество - эмпатия, это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания. А самый низкий показатель характеризует такое качество как – умение владеть элементарными средствами общения.
На формирующем этапе исследования были разработаны и проведены два внеклассных занятия на развитие коммуникативных качеств, целью которых является создание условий для развития коммуникативных качеств подростков, осознание собственной ценности личности в коллективе.
Внеклассное занятие 1.
Вид внеклассного занятия – коммуникативный тренинг.
Цель: создание условий для развития коммуникативных качеств подростков, осознание собственной ценности личности в коллективе.
Материально – техническое оснащение – пластилин, газеты, бумага, карандаши или ручки.
Упражнение 1. «Комплимент» –
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника
Упражнение 2. «Первое знакомство»
Иногда обстоятельства складываются так, что приходится встречаться с совершенно незнакомым человеком. Вы договариваетесь по телефону о дне, времени, месте встречи и о приметах, по которым вы узнаете друг друга. Это может быть яркий пиджак, спортивная газета и т.п. Ведь так обычно и поступают люди. Но нам надо уйти от этого стереотипа, т.е. описать себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Это может ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха или необычная деталь походки и пр.
Индивидуальная работа (описание себя) длится 3-5 минут. Затем члены группы могут сесть в большой круг и зачитать по очереди написанное или сдать листы с описанием «портрета» ведущему, который, перемешав их, зачитывает текст. Участники должны узнать по этому описанию, чей же это портрет.
Упражнение 3 «Правда и ложь»
В начале упражнения каждый из участников группы пишет три факта о себе. При этом два факта о себе должны быть правдивым, а третий факт — вымышленным. Но вымышленный факт должен выглядеть максимально правдоподобно. Факты можно писать в произвольном порядке. То есть, вымышленный факт может быть как на первом, так и на втором или третьем месте.
Упражнение 4. “ Башня”
Педагог делит участников внеклассного занятия по командам, используя прием счет на первый и второй (3-5 человек) и выдает раздаточный материал - пластилин, спички и газеты. Командам дается следующие задание: с помощью спичек и пластилина построить высокую, крепкую и оригинальную башню.
Перед началом работы, участникам команд дается 5 минут на обсуждение того, как они будут строить башню, так как с началом работы ,они не могут говорить, и на это задание им дается 10 минут. После того, как закончиться время, они должны оторвать руки от башни, и их работа должна простоять 30 секунд. После того, как башни у всех представлены, проводиться рефлексия. Вопросы рефлексии: почему башня осталась стоять или почему упала? Что можно было сделать, чтобы башня получилась выше или устойчивее.
Насколько быстро участники команды поняли, что для эффективного взаимодействия необходимо понять цели каждого?
Происходили ли в процессе совместной работы конфликты?
Каким образом они разрешались? Как в реальной деятельности команды возможно интегрировать интересы каждого?
В процессе проведения тренинга можно отметить, что ребята активно участвовали в данных играх. Узнавали о своих одногруппниках новое и интересное.
Внеклассное занятие 2.
Вид внеклассного занятия – тренинг «Кораблекрушение».
Цель: создание условий для развития коммуникативных качеств подростков, осознание собственной ценности личности в коллективе.
На контрольном этапе М.В Гамезо “Изучение общительности, как характеристика личности». Показывает следующие результаты.
Самый высокий показатель является – коммуникативность 75%(5 человек), после них идут эмпатия – из числа респондентов 14,6% (5 человек), понимание – из числа респондентов 6,3%(3 человека), умение владеть элементарными средствами общения – из числа респондентов 2,1%(1 человек), не общителен – из числа респондентов 2,1%(1 человек).
Таким образом, после проведения внеклассных мероприятий, показатели общительности у подростков увеличились. Они стали более активно участвовать во внеклассных мероприятиях. Первоначально они стеснялись говорить, и что то рассказывать о себе, но после проведения мероприятий, им стало интересно участвовать в данных занятиях. Было желание у подростков повторить проведенные игры, чтобы пробовать себя в разных ролях или же быть уже водящим. Ребята раскрывались для друг друга по новому, с другой стороны. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии внеклассных занятий на развитие особенностей коммуникативных качеств у подростков.[5]
На основе проведенного исследования были разработаны рекомендации для педагогов для организации внеклассной работы по развитию коммуникативных качеств у подростков. Внеклассную работу по развитию данных качеств можно проводить в форме: диспута, конкурсов, конференции, игр, тренингов. Особое значение в развитие коммуникаций имеют тренинги, на которых используется психотехнические, упражнения.
В рекомендациях подобраны семь психотехнических упражнений, которые можно организовывать, как с микрогруппой, так и с коллективом подростков.
Упражнение 1. Навыки невербального поведения
Попробуйте привлечь к себе внимание без речевого общения - средствами мимики, пантомимики, зрения. Слушатели фиксируют ваши жесты и оценивают их. В упражнениях по мимике участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания - не менее 10 на каждого, затем меняются ролями. Упражнения лучше сначала провести дома перед зеркалом: изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иронию и т.п. Эти задания полезны для передачи своих переживаний собеседнику. Попытайтесь найти в себе зачатки чувства, которого вы сейчас не испытываете: радости, гнева, безразличия, горя, отчаяния, негодования, возмущения и т.п.; найдите целесообразные, уместные формы выражения этих чувств в различных ситуациях, проиграйте ситуацию.
Упражнение 2. «Не слышу»
Все участники разбиваются на пары. Задается следующая ситуация. Партнеров разделяет толстое стекло (в поезде, в автобусе…), они не слышат друг друга, но у одного из них срочно возникла необходимость что-то сказать другому. Нужно, не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробовать передать через стекло все что нужно и получить ответ. Каждая пара участников конкретизирует для себя данную ситуацию и выполняет упражнение. Результаты обсуждаются.
Упражнение 3. Виртуальная память
Постарайтесь выработать у себя привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрите на окружающих, закройте глаза, попробуйте восстановить все зримо, в деталях. Не получается, что-то «не видите» - смотрите снова, чтобы запоминание было полным. Затем постарайтесь зрительно представить: «А как этот человек смеется или плачет? Как он объясняется в любви? Каков он растерянный? Как он хитрит, старается выкрутиться? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно - видите?) Каким он будет в старости (видите?)».
Упражнение 4. Фраза по кругу
Ведущий предлагает выбрать какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Участники, начиная с первого игрока, произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3-4) победителей. Может быть, игра закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового.
Упражнение 5. Вокальная мимика
Участники получают задание: прочитать любые фразы из газеты, вкладывая в читаемый текст определенный психологический подтекст. Например, надо прочитать текст недоверчиво («брось»), пренебрежительно («какая чепуха!»), с удивлением («да не может быть!»), с восторгом («вот это да!»), с угрозой («ну хорошо же!») и т.д. Все остальные стараются угадать состояние человека или его отношение к произносимому тексту, обсуждая успех или неуспех его попыток. Ведущий должен на примере конкретных ситуаций, возникающих при выполнении упражнения, подвести участников к пониманию диагностических возможностей интонационных характеристик в плане отражения эмоциональных состояний и межличностных отношений. Обсуждаются роль текста и подтекста, значение и смысл речевого высказывания.
Упражнение 6. Взаимодействие
Все члены группы сидят в кругу. Ведущий передает или бросает кому-нибудь какой-либо предмет (книгу, спичечный коробок и др.) и называет при этом какой-либо другой одушевленный или неодушевленный предмет (ножик, собака, ежик, огонь, вода и т.д.). Этот участник должен проделать действия, характерные для обращения с данным предметом. Затем он передает предмет следующему участнику, называя его по-новому. В упражнении должны быть задействованы все члены группы. Анализ выразительности и адекватности не обязателен. Важно уже то, что игра побуждает фантазию на поиски соответствующего невербального «приспособления», стимулирует двигательную активность, направленность внимания, способствует созданию благоприятной обстановки в группе.
Упражнение 7. Ролевое общение
Группа делится на участников и наблюдателей. Участники (не более 10 человек) садятся в круг, в середине которого кладется стопка конвертов с заданиями. Содержание каждого задания заключается в том, чтобы продемонстрировать определенный стиль общения с людьми. Ведущий предлагает всем взять по одному конверту. Никто не должен показывать другим содержание своего конверта до момента окончания дискуссии и анализа. Задается тема дискуссии (например, «Нужен ли психолог в школе?»). Кроме участия в дискуссии на заданную тему каждый участник должен выполнить свое индивидуальное задание, содержащееся в конверте. Наблюдатели стараются определить разные стили общения участников, анализируя конкретное вербальное и невербальное поведение каждого. Индивидуальные задания для дискуссии - содержимое отдельных конвертов - могут носить следующий характер.
«Ты как минимум два раза выскажешься во время дискуссии. Всякий раз ты будешь говорить что-то на обсуждаемую тему, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя…» .
«Ты как минимум два раза выскажешься во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти в чьих-то словах предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением заранее намеченного тобой вопроса. Постарайся вести разговор в нужном для тебя направлении…»
«Будешь активно участвовать в разговоре и вести себя так, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь, и очень много пережил…»
«Как минимум пять раз постараешься влезть в разговор. Будешь слушать других главным образом для того, чтобы в своих словах вынести какие-то оценки конкретным участникам дискуссии (например, начинающиеся со слов «Ты - …»). В основном будешь, ориентироваться на то, чтобы давать оценки членам группы».
«Не менее трех раз выскажись в ходе дискуссии. Внимательно слушай других и каждую свою реплику начинай с пересказа своими словами того, что говорил предыдущий оратор (например, «Правильно ли я тебя понял, что…»).
«Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим, как можно более полно выразить свои мысли, способствовать взаимопониманию между членами группы».
«Вспомни, как обычно выглядит твое поведение во время дискуссий, постарайся, чтобы на сей раз, все было иначе. Попробуй изменить свой обычный способ поведения на более совершенный».[4]
Список использованных источников:
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Изучение особенностей развития коммуникативных качеств подростков посредством внеклассной работы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.