Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМетодическая разработка внеаудиторного мероприятия «Вперёд, к вершинам Анатомии!» составлена с целью обмена опытом проведения олимпиады по дисциплине «Анатомия и физиология человека» среди студентов, обучающихся специальности Сестринское дело.
В работе определены цели олимпиады, даны основные сведения по организации мероприятия, приведены примеры некоторых конкурсных заданий, перечислены источники, использовавшиеся при разработке заданий олимпиады.
Цели проведения олимпиады
Дисциплина «Анатомия и физиология человека», изучаемая в цикле общепрофессиональных дисциплин, является одной из самых сложных и объёмных. Знания, полученные студентами при её освоении, расцениваются преподавателями клинических дисциплин как базовые для изучения в последующем программ профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. В свете изложенного любое мероприятие, позволяющее студенту – второкурснику закрепить и углубить знания по анатомии и физиологии человека, в конечном итоге, служит цели повышения качества подготовки специалиста.
Учебные цели:
Воспитательные цели:
Методическая цель:
Организация и порядок проведения олимпиады
Олимпиада «Вперёд, к вершинам Анатомии!» проводится для студентов второго курса, обучающихся по специальности «Сестринское дело». Олимпиадные задания, эталоны ответов и критерии выставления баллов составляются преподавателем кафедры «Лечебное и сестринское дело». Задания имеют повышенный уровень сложности. Каждое задание предваряется краткой инструкцией по его выполнению. Для каждого тура олимпиады разработаны бланки ответов на задания.
Мероприятие проводится в два тура:
Первый тур:
Второй тур:
Характеристика олимпиадных заданий
Комплект заданий для заочного тура включает:
№ п/п |
Тип задания |
Суть задания |
Количество |
1. |
Тестовые задания на выбор одного или нескольких верных ответов; |
Выбор одного ответа из четырёх предложенных; |
100 шт. |
Выбор нескольких ответов из пяти предложенных. |
20 шт. |
||
2. |
Тестовые задания на установление соответствия; |
Установить соответствие между структурами и их признаками; |
10 шт. |
3. |
Задания на выбор правильных утверждений из предложенных; |
Оценить каждое предложенное суждение с точки зрения его истинности. Выбрать верные. |
30 шт. |
4. |
Ситуационные задачи; |
Выполнить и обосновать необходимые действия. Произвести безошибочно расчёты. |
5 шт. |
5. |
Задания на знание сути физиологических процессов и установление правильной их последовательности. |
Смоделировать физиологические процессы. Расположить в правильной последовательности анатомические образования или физиологические процессы. |
3 шт. |
|
Итого: |
|
168 шт. |
Комплект заданий для очного тура включает:
№ п/п |
Тип задания |
Суть задания |
Количество |
1. |
Задание на знание численных значений; |
Указать значение различных величин в анатомии и физиологии; |
20 шт. |
2. |
Задание на объединение анатомических понятий; |
Выявить признак, объединяющий три понятия из четырёх предложенных. Назвать объединяющий признак. Указать «лишнее» понятие и обосновать своё решение. |
10 шт. |
3. |
Задание на распознавание анатомических образований; |
По предложенным трём наводящим фразам распознать анатомическое образование; |
10 шт. |
4. |
Ситуационные задачи; |
Ответить на поставленные вопросы. Выполнить и обосновать необходимые действия. Произвести безошибочно расчёты. |
5 шт. |
5. |
Задание по «слепому» рисунку; |
Назвать анатомическую структуру, распознать элементы строения (обозначены цифрами); |
1 шт. |
6. |
Задание на распознавание анатомических названий в рассказе. Возможные темы рассказов: «Наш дом», «Поход на базар за покупками», «Наш садово-огородный участок», «Моя кукла» и др. |
Выписать выделенные в рассказе слова. Привести примеры, доказывающие причастность их к анатомии. |
1 рассказ (до тридцати слов). |
Критерии оценивания ответов и выставления баллов
Для каждого тура к каждому заданию разработаны конкретные критерии оценивания ответов и выставления баллов. К большинству заданий олимпиады применим критерий:
За полный и верный ответ на вопрос задания – 1 балл; За неполный ответ – 0,5 балла; За неверный ответ – 0 баллов.
Определяется максимальное количество баллов за каждое задание каждого тура и за каждый тур в целом.
Примеры некоторых олимпиадных заданий
ЗАДАНИЕ НА ЗНАНИЕ ЧИСЛЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ
Вспомните анатомические численные значения. Укажите порядковый номер вопроса и требуемую величину.
Критерии оценивания:
За верный ответ – 1 балл. За неверный ответ – 0 баллов.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
У пациента с черепно-мозговой травмой с диагностической целью выполнена спинномозговая пункция (прокол между позвонками позвоночного столба с целью получения из межоболочечного пространства спинного мозга ликвора для исследования). В полученной спинномозговой жидкости обнаружена кровь.
Вопросы: 1. Как вы думаете, на каком уровне выполняется прокол при этой пункции, чтобы избежать повреждения спинного мозга? Дайте анатомическое обоснование.
2. В какое межоболочечное пространство, произошло кровоизлияние? Почему вы так думаете?
3. Где это пространство располагается? Как оно ещё называется?
Эталон ответов и критерии оценивания:
Требуется ответить на три вопроса:
За каждый полный и верный ответ – 2 балла.
Максимальное количество баллов – 6.
ЗАДАНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Представленные ниже понятия (три из четырёх) можно объединить по какому-либо признаку. Укажите понятие, не отвечающее данному условию. Назовите объединяющий признак.
а) затылочная кость;б) лобная кость;
в) скуловая кость;
г) височная кость.
Эталон ответов и критерии оценивания:
Объединяющий признак – принадлежность костей к мозговому отделу черепа.
Верный ответ - в) скуловая кость – кость лицевого черепа.
За верный ответ – 1 балл.
За неверный ответ – 0 баллов.
ЗАДАНИЕ НА РАСПОЗНАВАНИЕ ПОНЯТИЙ
Распознайте анатомическое образование по указанным наводящим фразам:
Эталон ответов и критерии оценивания:
Молоточек – слуховая косточка.
За верный ответ – 1 балл.
За неверный ответ – 0 баллов.
ЗАДАНИЕ НА РАСПОЗНАВАНИЕ АНАТОМИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ
Прочитайте рассказ. Обратите внимание на выделенные слова и припомните, при изучении каких органов и образований вы с ними встречались. Приведите по одному примеру на каждое слово.
Фрагмент рассказа:
…Выросло в нашем саду красивое дерево. У него был мощный корень с корешками, толстый ствол, покрытый корой. От ствола отходили ветви с отростками…
Возможные ответы:
Критерии оценивания: за каждый правильный пример – 1 балл.
При составлении заданий использованы источники:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.