Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ толковом словаре С. И. Ожегова – выдающегося теоретика и практика лексикографии, одного из основоположников и теоретиков научной нормализации русского языка – «коммуникация» – это путь сообщения, общение, а «навык» – умение, выработанное упражнениями, привычкой. Таким образом, можно сказать, что коммуникативные навыки – это умение общаться [2].
В современной науке понятия «коммуникативные навыки» рассматривается с различных точек зрения. М.В Шматко определяет коммуникативные навыки как условия осуществления эффективной коммуникации, используемые в заранее спланированном акте вербального и невербального воздействия [5]. В то время как О.А. Светлякова рассматривает коммуникативные навыки, как способность использовать свои знания, вербально и невербальные умения для достижения целей коммуникации [4].
Коммуникативные навыки, знания и умения являются структурой коммуникативный способностей. Они предложены такими авторами, как Г.М. Андреева, А.В. Батаршев, Ю.В. Касаткина, Н.В. Клюев, Ю.С. Кочкаров, Л.Я. Лозован и др.
Общепризнанной можно считать структуру, предложенную Г.М. Андреевой, которая состоит из трех блоков коммуникативных знаний: коммуникативного, интерактивного и перцептивного.Коммуникативный блок предполагает наличие знаний, касающихся вербального и невербального общения. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею.
Интерактивный блок включает навыки и умения активного воздействия и взаимодействия. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.
Перцептивный блок - умение активного восприятия. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе поступков [1].
Таким образом, коммуникативные навыки – это способность человека эффективно обмениваться информацией и идеями с окружающими, используя для этого различные формы коммуникации, включая устное общение, письмо, жесты и мимику. Коммуникативные навыки включают в себя понимание и интерпретацию сообщений, а также умение выражать свои мысли и чувства ясно и адекватно. Коммуникативные навыки охватывают широкий спектр умений, включая как вербальное общение, так и невербальные формы выражения [3].
Поскольку мы рассматриваем коммуникативные навыки подростков, то необходимо дать характеристику этого возраста. Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологической литературе нет единства. В это время увеличивается внимание к себе, своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.
Изучая себя, подросток остро нуждается в возможности сравнить свою внешность, качества личности, достоинства и недостатки с аналогичными характеристиками у других людей, в первую очередь – сверстников. Широкие социальные контакты удовлетворяют этой потребности и характерны для начала подросткового возраста, когда общение носит поверхностный характер и еще не предполагает собственно интимности и доверительности. В дальнейшем дружеские отношения позволяют подросткам лучше адаптироваться в обществе и спокойнее реагировать на стрессовые ситуации, в которых сильные эмоциональные связи со сверстником служат защитой и поддержкой, а общение со сверстниками становится основой социализации [1].
Выделяют следующие факторы развития коммуникативных навыков у подростков: семейное воспитание (качество общения и эмоциональная связь в семье), образовательная среда (компетентность и поддержка педагогов, качество образования.), влияние средств массовой информации (воздействие экранов и гаджетов на социальное общение), технологии и коммуникационные средства (использование современных средств общения), культурный и социальный контекст (влияние культурных и социальных особенностей среды). Понимание этих факторов педагогами и родителями помогает создать более благоприятные условия для развития коммуникативных навыков подростков [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что общение для подростка обретает огромное значение, ведь в переходный период закладывается фундамент его будущей жизни. От степени сформированности коммуникативных навыков будет зависит успех в различных сферах деятельности, а недостаточное владение коммуникативными навыками, наоборот – препятствовать полноценному выстраиванию отношений в социуме.
Список использованных источников
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Понятие коммуникативных навыков и особенности их развития у подростков
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.