Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока астрономии по теме «Планеты вокруг далеких звезд»

18.04.2024 65 69
Зинченко Нина Анатольевна
Зинченко Нина Анатольевна, мастер производственного обучения

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Методическая разработка занятия по дисциплине  «Астрономия» на тему «Планеты вокруг далеких звезд» содержит образец организации и проведения учебного занятия для студентов 1 курсов.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Астрономия занимает особое место среди общепрофессиональных учебных дисциплин. Как учебный предмет, она создает у обучающихся представление о научной картине мира. Астрономия показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности обучающихся, их мировоззрение, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Обучение нужно строить так, чтобы студент понимал и принимал цели, поставленные преподавателем, и был активным участником их реализации.

Мало интересно преподнести урок. Конечный результат обучения во многом зависит от способа организации деятельности обучающегося на уроке.

Чем вызваны творческие поиски, что побудило к ним? Причин несколько: безразличие обучающихся, которое является производной индифферентности, охватившей незначительную часть нашего общества; упал престиж знаний; непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента обучающихся;  среди обучающихся ныне много слабо подготовленных, а для успешного обучения их нужны особые приемы, материал «не доходит» до сознания, и студент, «выпадая из учебного процесса становится в лучшем случае скучающим наблюдателем.

Все это вместе взятое и вынудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету.

Закончив колледж, студент должен гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно получать необходимые знания, приобретать их на практике; четко осознавать, где и каким образом приобретенные знания могут быть применены; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным, уметь предотвращать конфликтные ситуации; самостоятельно трудиться над развитием нравственности, интеллекта, культурного уровня. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным из-за отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию и средствам обучения. За последние годы такие условия создаются с разной степенью успешности. Они включают в себя следующее: вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс и применение приобретенных знаний на практике; организацию сотрудничества, коммуникации; широкое общение со сверстниками; свободный доступ к необходимой информации; испытание своих интеллектуальных, физических и нравственных сил. Эта задача не только и не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность современной молодежи.

 

Поэтому в последние годы в образовательном процессе широкое распространение получили активные методы обучения, основанные на механизме интеракции, т. е. межличностной коммуникации. Наиболее важная особенность интеракции - способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать свои действия.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности. Мое педагогическое кредо – сотрудничество со студентами. Сотрудничество же на уроке, в процессе обучения – это самая высокая планка для учителя. Кто умеет брать её – тот имеет результаты, которыми можно гордиться. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога, и для обучающихся? Я использую интерактивное обучение.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:познавательную;коммуникативно-развивающую;социально-ориентационную; и позволяет: реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности; формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность обучающихся; усилить мотивацию к изучению дисциплины; создать благоприятную атмосферу на уроке; исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения; отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции обучающихся.

Преподаватель, внедривший в свою практику интерактивный метод обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем персонального компьютера, уметь работать в интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.

Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет ввиду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

При таком обучении учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

Применение технологии интерактивного обучения позволяет соединить деятельность каждого обучающегося. Возникает целая система взаимодействий: преподаватель – обучающийся; преподаватель – группа; обучающийся – группа; обучающийся – обучающийся; подгруппа – подгруппа.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методическая разработка урока астрономии по теме «Планеты вокруг далеких звезд»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*