Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНарод, не помнящий своего прошлого,
не имеет будущего.
В.О. Ключевский
Сохранение истории России и передача её из поколения к поколению является ключевой задачей и, одновременно, эффективной технологией патриотического воспитания. Она служит источником гордости за великие свершения предков, показывает огромное количество примеров беззаветного служения Отечеству, героизма, выдающихся деяний соотечественников. История способствует осознанию собственной связи с Родиной, пониманию и принятию своих корней.
История представляет собой память народа, которая позволяет поэтапно проследить развитие государства в контексте исторических фактов, дает возможность понять, почему события происходили так, а не иначе, а также осмыслить предпосылки многих современных реалий. Знание истории своей страны позволяет человеку более осознанно видеть картину настоящего, понимать происходящие процессы, не повторять ошибок прошлого. Патриотизм задается знанием и личностным переживанием истории своей страны. При этом важно, чтобы история была увязана с современностью и обращена в будущее.
Большое значение имеет знание истории с точки зрения противостояния чуждым идеологиям и насаждению искаженной картины мира. Знакомство с историческими событиями, понимание исторических процессов позволяют нивелировать попытки подтасовок и фальшивого толкования хода истории.
Хорошее знание истории своей страны, умение оперировать историческими сведениями отличает патриота и является одним из категориальных признаков патриотизма.
В целях сохранения памяти и уважения к военной истории России и защитников Отечества, событиям Великой Отечественной войны, патриотизма детей и молодежи в ГАПОУ СО «Уральский техникум «Рифей» ежегодно Областной центр патриотического воспитания и допризывной подготовки (Центр) проводит различные мероприятия.
Методисты Центра отмечают, что впечатления должны стать реальной основой для исторического образования обучающихся. Мероприятия с привлечением впечатлений стимулируют творческую работу воображения ребят. Обмен впечатлениями в процессе живого общения скрепляет связь времен, воспитывает чуткое отношение к слову. Задача методиста и преподавателя найти нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. Обучающиеся «впитывают» знания, постигают опыт, включаются в умственную работу с элементами культуры и историческими фактами, сравнивают, предлагают свою интерпретацию. Открывается возможность в условиях мероприятия увязать свою судьбу с судьбой своих близких и своего Отечества. Только таким подходом и сформируется ясность сознания. А она – залог того, что подрастающее поколение будет осмысленно относиться к своей истории.
Организация работы, направленной на формирование патриотических чувств, требует постоянного обновления форм и методов. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются политические, социально-культурные обстоятельства, в которых меняются и сами обучающиеся (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагогов и инструкторов-методистов Центра постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия.
Изучение истории Великой Отечественной войны невозможно представить без использования художественных и документальных фильмов, так как современному поколению подростков присуще преимущественно визуальное восприятие информации. Однако из бесед со студентами можно сделать вывод, что единицы смотрели классические художественные и документальные фильмы о войне дома, а документальные фильмы не смотрел осознанно практически никто. Поэтому Центром проводятся просмотры таких известных художественных фильмов как «Офицеры» (1971 г., реж. В. Роговой), «Летят журавли» (1957 г., реж. М. Калатозов), «Иди и смотри» (1985 г., реж. Э. Климов), «Зоя» (1944 г., реж. Л. Арнштам), «Сталинград» (2013 г., реж. Ф. Бондарчук)», «Сталинградская битва» (1949 г., реж. В. Петров) и фрагментов документальных фильмов о блокаде Ленинграда, Прохоровском сражении, немецких концентрационных лагерях, Холокосте и др. с последующим проблемным обсуждением.
Одной из форм работы с обучающимися является организация и проведение уроков мужества. Целью проведения уроков мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества. Уроки мужества проводятся ко всем значимым российским историческим датам в различных формах:
Сегодня существует немалое количество методических материалов по патриотическому воспитанию школьников и молодежи. Большинство из них, как правило, содержит в себе сценарии проведения литературно-музыкальных композиций или же викторин, посвященных Великой Отечественной Войне. Участники таких мероприятий, зачастую, являются пассивными зрителями, не проявляя при этом своего отношения к произошедшим события 1941-1945 гг. В тоже время такие способы работы не позволяют задействовать максимальное количество участников и не способствуют развитию творческих способностей обучающихся.
Для развития творческих способностей ребят, включения их в проведение занятий, прошла апробацию и применяется разработка мероприятий к Дню снятия блокады с Ленинграда и к дню Сталинградской битвы «Мы отстояли тебя, Сталинград!» [4]. В январе 2024 года ко Дню снятия блокады студенты и кадеты подготовили и провели литературно - музыкальную композицию [5].
Большинство первокурсников, к сожалению, не проявляют должного интереса к постепенно исчезающей памяти о ветеранах, воевавших и погибших в годы войны: в семьях теряются фотографии, на сохранившихся никого не узнают, со временем забываются и утрачиваются факты биографии участников войны. Ко дню Победы в техникуме формируется, дополняется и расширяется виртуальный архив «Бессмертный полк» [6]. Обучающиеся, кадеты и преподаватели приносят фотографии и рассказы о родственниках, участвовавших в войне. Ежегодно в фильм добавляются фотографии, вносятся дополнения в рассказы. В это мероприятие активно вовлекаются и первокурсники. Многие из них впервые узнают подробности страшных страниц войны, так близко коснувшейся их семьи. А некоторые искренне сожалеют о том, что подробности уже не восстановить, не у кого узнать.
Обучающиеся техникума принимают активное участие во Всероссийских акциях, таких как «Окна Победы» [7, 8], «Георгиевская ленточка» [9-11], «Бессмертный полк» [12].
Большой интерес студентов вызвал патриотический проект 2022 года – «Город герой». На страницах в социальной сети «ВКонтакте» Центра публиковались ежемесячно статьи об истории городов-героев: истории [13, 14], достопримечательностях [15] и героических страницах времён Великой Отечественной войны [16]. Публикации завершались викториной об этом городе, в которой можно было проверить знания. Обучающиеся обсуждали публикации, вносили дополнения, интересные факты в статьи, с нетерпением ждали викторины, в которых активно принимали участие.
Проведенный в 2022-2023 году информационно-патриотический проект «Учись у героев Отчизну беречь», рассказывающий о выдающихся военных нашей страны, так же вызвал очень большой интерес. Студенты с огромным удовольствием принимали участие в подготовке материалов, съемках информационных роликов [17]. Над данным проектом работало несколько групп студентов с 1 по 3 курс под руководством инструкторов-методистов.
В 2022 году и 2023 году техникум стал площадкой для проведения «Диктанта Победы» [18, 19]. Обучающиеся принимали участие в проведении диктанта в качестве волонтеров и в качестве участников.
Кроме этого Центром используются и другие формы работы:
Гражданско-патриотическое воспитание студентов в техникуме строится на основе деятельностного и системного подходах, так как студенты постоянно включены в те или иные формы общественной практики.
Показателем уровня гражданско-патриотического воспитания студентов является их участие в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для поднятия престижа техникума.
Различные формы культурно-досуговой деятельности позволяют активизировать внимание подростков на героическом прошлом России через призму их личного эмоционального восприятия. Визуализация исторического прошлого, наглядная демонстрация бессмертного подвига народа нашей страны, позволяет учащимся почувствовать себя причастным к данным событиям на эмоциональном уровне.
Через единичные мероприятия, приуроченные к определенным событиям, невозможно сформировать уважение к героическим страницам российской истории. Нами было решено проводить комплекс разноплановых мероприятий, участвуя в которых, студенты могут самостоятельно проявить творческий потенциал, через осознание и соприкосновение с событиями 1941-1945гг. Используемая форма работы позволила нам на протяжении месяца привлечь к участию свыше 50 человек, каждый из которых составил свою работу в различных конкурсах.
Первым шагом в этом стало участие учащихся в областном конкурсе чтецов в 2023 [29,30] и 2024 году [31]. В Межрегиональном конкурсе стихотворений собственного сочинения среди учащихся и студентов учреждений СПО «Когда строку диктует чувство…», посвящённого Всемирному дню поэзии (21 марта) и Году педагога и наставника-2023 приняло участие от техникума уже 8 человек [32]. А уже в I межрегиональном поэтическом онлайн-флешмобе "Читаем на родном языке", приуроченном к Международному дню родного языка, со стихотворениями о войне, о блокадном Ленинграде приняли участие не только студенты, но и учащиеся отделения кадетский корпус «Спасатель» [33-34].
Конкурс плакатов, был составлен таким образом, чтобы его участники создали не просто тематический рисунок, а отразили тему конкурса «Вставай страна огромная» в виде плаката, содержащего призыв. Здесь студенты проявили не только умение рисовать, но и способность художественно переосмыслить действительность.
Следующим шагом можно считать реализация с ноября 2023 года в Центре Педагогического проекта «От Сталинграда до Берлина» - маршрут № 12 «Сидят и слушают бойцы — товарищи мои...». На мастер-классе «Разучиваем песню о Великой Отечественной войне» группы учащихся техносферной безопасности разучили песню, с которой они могут позже выступить на смотре строя и песни [35]. Работа учащихся над исследовательскими проектами «Композиторы песенники ВОВ», «Поэты песенники ВОВ», «Знаменитые исполнители песен о ВОВ» «ВОВ в произведениях классической музыки» является следующим этапом педагогического проекта. Учащиеся кратко доложили о своей работе и исполнили песню [36].
Одними из самых трудоемких и сложных этапов Педагогического проекта «станет создание видеоролика «Этот день мы приближали, как могли» и театрализация песен военных лет, поскольку это потребует от учащихся определенных знаний по истории России и умения воплощать задуманное на сцене. Именно здесь у студентов проявится умение работать в команде и навык публичного выступления. Конкурс инсценированной песни одновременно выступит в мае ярким заключительным мероприятием проекта, где будут подведены итоги команд и определен победитель.
Как показала практика, нами был выбран оптимальный метод работы со студентами, который позволил всем нам быть не пассивными зрителями, а активными участниками таких мероприятий, открывая перед нами уже давно пройденные темы в совершенно ином свете и большими возможностями.
Результативность работы Центра в направлении сохранения памяти и уважения к военной истории России и защитников Отечества, событиям Великой Отечественной войны, патриотизма детей и молодежи, неоднократно подтверждалась, и отмечались как количеством мероприятий, в которых участвовали обучающихся, так и победами в областных и городских конкурсах [46 - 48].
Во всероссийском Интернет-Чемпионате "Победа" среди патриотических отрядов, проводимом по вопросам истории Великой Отечественной войны, среди 54 команд из 16 регионов России две команды техникума «Рифей» «Спасатели» и «Спасатели 2» заняли 2 и 3 место в молодежной группе (учащиеся техникумов и ВУЗов) [49].
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание студентов в процессе изучения истории Великой Отечественной войны, опирающееся на эмоциональную сферу, на идею многонациональности Российского государства в её единстве народов, верований, в самоидентичности представителей разных религиозных конфессий как граждан России позволяет сформировать такую систему ценностей, которая поможет в дальнейшем сделать молодым людям правильный нравственный выбор. Наиболее перспективным для реализации задач патриотического воспитания молодежи является использование инновационных форм и методов в учебной и воспитательной работе.
Список литературы
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Историко-культурное наследие Великой Победы как основа патриотического воспитания обучающихся техникума
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.