Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Портреты А.С. Пушкина как важная составляющая образа поэта

27.03.2024 102 109
Киселева Екатерина Евгеньевна
Киселева Екатерина Евгеньевна, преподаватель

Бучнева Елизавета Романовна
Бучнева Елизавета Романовна, студент

Вятский колледж культуры

Что мы делаем сегодня, если хотим сохранить в памяти красивый закат за окном, смешно спящего домашнего питомца, близкого нам человека или себя? Делаем фотографию. Сейчас это доступно всем, в каждом телефоне есть камера. Простым и быстрым нажатием на кнопку получается снимок, качественный и соответствующий реальности. Но ведь так было не всегда. Как люди запечатлевали для себя и окружающий их мир? Что ставили в рамки? На что они смотрели, вспоминая любимых? Ответом на все эти вопросы являются – картины, написанные художниками. Изобразительное искусство – то, что предшествовало фотографии, то, с помощью чего люди сохраняли мир вокруг для потомков. Но стоит ли полностью доверять таким изображениям? Ведь каждый рисующий человек отличается своим видением, манерой письма, отношением к изображаемому объекту и навыком. Если взять двух художников и попросить нарисовать яблоко с одной натуры, вряд ли у них получатся одинаковые картины. Что уж говорить о людях. Найти два идентичных портрета написанных с натуры невозможно, а найти портрет идентичный натуре тем более. Потому что живопись для художника – способ самовыражения. Он отражает в своей работе отношение к изображаемому человеку. Так складывается художественный образ модели.

Как же тогда понять, каким на самом деле был человек, изображенный на картине? Для этого можно обратиться к воспоминаниям современников. Правда, и они не дадут точного понятия о настоящей личности интересующего нас человека. Воспоминания, как и нарисованные портреты, составляют лишь образ, то каким этот человек представлялся конкретным людям.  Еще можно изучить его биографию, работы, творчество, что в свою очередь тоже создаст определённый образ. Лишь объединив все это можно получить общий образ, который будет приближен к реальности, но не равен ей.

 Давайте обратимся к Александру Сергеевичу Пушкину – «солнцу нашей поэзии», интересной личности с интересной внешностью. Он не дожил всего несколько лет до появления фотографии и его внешний вид для нас является загадкой. В собрании Государственного музея А.С. Пушкина иконография поэта насчитывает около четырех тысяч произведений живописи, графики и скульптуры. Но вот прижизненных портретов, которые были взяты за основу последующих, всего девять. Насколько эти изображения поэта достоверны, и как картинный образ отображает его настоящего? Для начала обратимся к биографии А.С. Пушкина и воспоминаниям современников о нём.

В XVIII веке Петр I делает своим воспитанником выходца из Африки, получившего в России имя Абрам Петрович Ганнибал – это прадед Александра Сергеевича. Таким образом, Пушкин имеет африканские корни, что не могло не отразиться на его внешнем виде: тёмные кучерявые волосы, смуглая кожа.

Знавших поэта можно разделить на тех, кому была приятна его внешность и тех, кому нет. Из положительного особенно отмечали его глаза. Вера Нащокина, жена близкого друга Пушкина, вспоминала про него так: «Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика – особенно его удивительных глаз. Это были особые, поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала» [1]. Михаил Юзефович, адъютант Николая Раевского отмечал, что: «В облике его было что-то родное африканскому типу; но не было того, что оправдывало бы его стих​ о самом себе: «Потомок негров безобразный». Напротив того, черты лица у него были приятные…» [7]. Других же отражение в его внешности африканских корней отталкивало: «Нельзя быть безобразнее его – это смесь физиономии обезьяны и тигра. Он происходит от одной африканской расы, и в его цвете лица осталась еще какая-то печать и дикое во взгляде… Рядом с ней [женой] его уродливость еще более поражает, но, когда он говорит, забываешь, чего ему недостает, чтобы быть красивым» - говорила графиня Дарья Фикельмон, внучка Кутузова [6]. Граф Владимир Соллогуб отмечал его особенную улыбку «в которой так странно сочетались язвительная насмешка с безмерным добродушием». В журнале «Русская старина» за 1874 год про поэта писали так: «В его внешности он имел много необычного. Иногда он позволял своим волосам отрастать до плеч, держа свою кудрявую голову в беспорядке, носил бакенбарды, длинные и всклокоченные, одевался небрежно, ходил быстро, поигрывая тростью, напевая и насвистывая. В это время многие пытались копировать его, их называли a la Pusсhkin» [5].

Но пусть Пушкин и не был, по мнению большинства, красив внешне, он привлекал людей своим талантом, своей личностью. «Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам своих «Цыган». Впервые мы слышали эту чудную поэму, и я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу!.. Я была в упоении как от текучих стихов этой чудной поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности, что я истаивала от наслаждения; он имел голос певучий, мелодический и, как он говорит про Овидия в своих «Цыганах»: «И голос, шуму вод подобный» - так писала  в своих воспоминаниях о Пушкине Анна Керн. А так говорил про него поэт и художник Алексей Хомяков: «Когда Пушкин хохотал, звук его голоса производил столь же чарующее действие, как и его стихи» [2].

Исходя из этого можно сделать такой вывод: из-за прадеда по маминой линии – выходца из Африки – внешность А.С. Пушкина была необычной для России и не подходящей под стандарты красоты того времени. Перед нами появляется образ пусть и не привлекательного внешне, но красивого внутренне человека, умеющего располагать к себе людей.

А каким его изображали? Каков его художественный образ? Разберем два самых известных прижизненных портретов авторства: В.А. Тропинина и О. Кипренского. И сравним их с посмертной маской поэта.

В 1837 году Пушкин заказывает свой портрет Тропинину в качестве подарка своему другу С. Соболевскому. По словам скульптора Рязанова современника Тропинина «Соболевский хотел иметь портрет Пушкина домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, непричесанного и неприглаженного… Заказчик желал, чтобы Пушкин был написан в его красивом халате, с длинным ногтем на большом пальце и с кольцом на другом» [3]. Смотря на этот портрет мы видим дворянина с аристократично-бледной кожей и утонченными чертами лица. Тропинин своей работой показал Пушкина как человека, как друга. Таким поэт представал в свете, таким он шутил, острил, флиртовал с женщинами.

У работы Кипренского же совсем другое настроение. По мнению самого Пушкина этот портрет – парадный и приукрашенный. На нём мы видим уже не дворянина, а творца, человека возвышенного и далекого от толпы [4]. Это выражается во всём: в растрепанных волосах, словно летящих мыслях, в строгом костюме с шотландским шарфом, в сложенных руках – напалеоновском жесте, а так же бронзовой фигурке музы на фоне. На портрете Кипренского Пушкин напряжен, словно задумался над новым произведением, тогда как на работе Тропинина у него скорее скучающий вид, характерный для молодых дворян того времени.

Оба эти портрета не соответствуют полностью описанию внешности поэта. На первом у Пушкина слишком опрятные волосы и бледная кожа, но есть длинные ухоженные ногти и черты лица более схожи с посмертной маской Александра Сергеевича. На втором же портрете волосы растрепаны, смуглый цвет кожи и так же длинные ногти похожи на описание современников, но не черты лица. Про эти работы можно сказать, что они отражают две стороны личности Пушкина, два его образа: творца и человека.

В итоге, соединив прижизненные портреты поэта и описание его современников, мы получаем образ одновременно творца, недосягаемого для остальных людей и наоборот человека души компании, максимально близкого народу, очаровывающего своей харизмой.

Список использованных источников

  1. Жак-Мар Бар Теория драматургии ВГИКовский конспект – драматургия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/60707/ (дата обращения: 14.01.2024).
  2. Керн, А. П. О Пушкине. Воспоминания и письма / А. П. Керн. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 90 с.
  3. Подлинные ногти, благородство в глазах и выразительная физиономия: Культура.РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/254567/predlinnye-nogti-blagorodstvo-v-glazakh-i-vyrazitelnaya-fizionomiya (дата обращения: 08.01.2024).
  4. Портретная Пушкиниана: Google Искусство и Культура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://artsandculture.google.com/story/ugUBRSSXIwUA8A?hl=ru (дата обращения 26.01.2024).
  5. Скатов Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества/ Оформл. А. Гасникова. – Л.: Дет. лит., 1990. – 239 с.
  6. Такой разный Пушкин: каким видели поэта художники прошлого: Диалог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://topdialog.ru/2019/06/06/takoj-razn yj-pushkin-kakim-videli-poeta-hudozhniki-proshlogo/ (дата обращения: 19.01.2024).
  7. Чулков, Г. И.  Жизнь Пушкина / Г. И. Чулков. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 276 с.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Портреты А.С. Пушкина как важная составляющая образа поэта




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*