Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаБолее двадцати трёх лет я работаю в уникальном образовательном учреждении «Михайловский экономический колледж-интернат». Он принадлежит к системе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и предназначен для обучения и реабилитации инвалидов с различными нозологиями, с возможностью обучения в инклюзивных (смешанных) учебных группах.
В колледже получают профессию лица с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, инвалиды детства, инвалиды в возрасте от 15 лет и старше, имеющие заключение бюро МСЭ об инвалидности и возможности обучаться, а по окончании трудиться по выбранной специальности. Поступив в наше учебное заведение, студенты не только обучаются выбранной профессии, но и проходят социально-психологическую и медицинскую реабилитацию с целью их дальнейшей интеграции в обществе.
Каждый год из стен нашего колледжа выходят специалисты, которые успешно трудятся в различных отраслях народного хозяйства, в государственных и коммерческих структурах. Некоторые из них занимают руководящие должности, возглавляют собственные предприятия, занимаясь частным бизнесом.
Но прежде, чем наши студенты займут своё достойное место в обществе, они проходят сложный путь адаптации, социализации, интеграции, реабилитации, в том числе средствами физической культуры, которая адаптирована под запросы нашего контингента обучающихся.
При построении занятий приходится учитывать очень много факторов. И основная проблема, это большое количество нозологий. В колледже обучаются студенты с врождёнными или приобретёнными поражениями опорно-двигательного аппарата, сахарным диабетом, заболеваниями сердечно-сосудистой и мочевыводящей систем, поражениями зрения и слуха. Последние годы прибавилось много обучаемых с различными поражениями психики и интеллекта. Ответственность и нагрузка на педагога возрастает в десятки раз, как если бы контингент был бы более однородный.
В таких условиях основной целью физической культуры является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата, сенсорными нарушениями, нарушениями интеллекта очень востребована реабилитация средствами физической культуры и спорта.
Построение уроков физического воспитания для лиц с инвалидностью требует особого подхода и учета особенностей каждого обучающегося. Что я, как преподаватель физической культуры учитываю при планировании занятий.
Прежде всего это индивидуальный подход: каждый обучающийся с инвалидностью имеет уникальные физические и психологические особенности. Этот фактор обязательно учитывается при построении образовательных потребностей студентов в области физической культуры в зависимости от нозологии и индивидуальных особенностей студента.
В начале учебного года обязательно беседуем со студентами нового набора, об особенностях их здоровья, предпочтениях в видах спорта, узнаём о рекомендациях по ЛФК. Далее консультируемся с медицинскими работниками колледжа, а если нужно, то и с родителями по индивидуальным особенностям обучаемых, характеру протекания их заболеваний.
В работе мне приходится сталкиваться с двумя крайностями. Или студенты с инвалидностью и ОВЗ совсем не занимались в школе и дома физкультурой (ничего нельзя, ничего не умею), либо стремятся выполнить нагрузки, наравне со здоровыми студентами, что часто не допустимо и вредит здоровью, при их заболеваниях.
На занятиях я использую методики, направленные на восстановление и развитие функций организма, полностью или частично утраченных после болезни или травмы. В одной группе студентов могут быть очень разные задания, в зависимости от характера заболевания обучаемого.
Много времени уделяется развитию компенсаторных функций, в том числе и двигательных, при наличии врожденных патологий. Происходит обучение новым способам и видам двигательной деятельности. (Пример: студент Р. в начале года использовал для передвижения инвалидную коляску. После консультации с врачом и изучения рекомендаций по реабилитации, на уроках физической культуры стали практиковать упражнения, направленные на укрепление мышц нижних конечностей. Тренировки проходили у шведской стенки, с помощью брусьев, на матах в положении лёжа. Занимался Р. и самостоятельно в тренажёрном зале, согласно разработанному индивидуальному комплексу. К концу учебного года начал передвигаться на ходунках, а спустя еще год смог ходить используя для опоры только трость.)
В нашем колледже созданы все условия для полноценного занятия со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ физической культурой. Физкультурно-спортивные база колледжа полностью модернизирована. Тренажёрные залы и спортивные площадки на улице оснащены специализированными тренажерами общеукрепляющей направленности. Оборудование учитывает потребности категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Особая гордость – бассейн колледжа для занятий оздоровительным плаванием, который пользуется большой популярностью у студентов. Занятия в водной среде благотворно влияют на все функции организма. Студенты с поражением опорно-двигательного аппарата, которые передвигаются с трудом, освоив техники адаптивного плавания, чувствуют себя в воде уверенно, показывая хорошие результаты, и получая эмоциональную разрядку.
Обеспечена доступность прилегающей к учебному заведению территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нозологий: дублирование лестниц пандусами, оборудование поручнями, есть лифт, подъемное устройство в бассейне, для слабовидящих студентов имеются тактильные указатели.
Отдельно хотелось бы остановиться на особенностях преподавания физической культуры у лиц с ЗПР, так как это требует особого подхода и учета их специфических особенностей. Вот несколько ключевых особенностей, которые учитываются мной при работе с этой категорией обучающихся:
-индивидуальный подход: каждый обучающийся с ЗПР имеет свои уникальные способности, потребности и возможности. При построении учебного процесса учитывая его уровень развития, интересы и специфические потребности. (Пример: студент С. При высокой, даже грузной комплекции, ему трудно давались игровые виды спорта, беговая нагрузка, страдала крупная моторика и координация. На уроках физкультуры он стал заниматься плаванием. Результаты впечатляют. Улучшились координация, общефизическое состояние, стал реже болеть, занятия доставляют удовольствие студенту. С ним стало легче контактировать. Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики оказали положительное влияние на внимательность, память и успеваемость студента);
- простота и ясность инструкций: для студентов с ЗПР важно использовать простые и понятные инструкции, избегая сложных терминов и выражений. Краткие и четкие указания помогут им лучше понимать задания и выполнять их.
- визуальные поддержки: использование визуальных материалов, демонстраций и моделирования движений может быть эффективным способом обучения студентов с ЗПР. Визуальные поддержки помогают им лучше усваивать информацию и повышают эффективность обучения.
- использование адаптивных упражнений: некоторым студентам может потребоваться использование адаптивных упражнений или оборудования, чтобы участвовать в занятиях физической культурой, важно предоставлять им такую поддержку и возможности работы на уроке;
- поддержка и мотивация: создание поддерживающей и мотивирующей среды во время уроков физической культуры помогает студентам с ЗПР чувствовать себя комфортно и успешно, а поощрение и поддержка помогут им развивать свои навыки и достигать успехов.
Таким образом занятия физической культурой студентов с ЗПР, помогают им развивать свои физические и умственные способности, повышать самооценку и общее состояние.
Особое место в колледже занимает проведение спортивно-массовых мероприятий с участием студентов с инвалидностью. «Дни здоровья», которые традиционно проходят три раза в год: осеню, зимой и весной, и вызывают особый интерес и активность у обучаемых.
«День волейбола», сдача норм «ГТО» ( у людей с инвалидностью тоже предусмотрена такая возможность), «День баскетбола», «Неделя метких», Областной физкультурно - спортивный Фестиваль среди инвалидов, посвящённый Всероссийскому Дню инвалидов, Областной фестиваль «Спорт равных возможностей», Открытое спортивно – массовое мероприятие «Фестиваль паралимпийского спорта» ( имеет статус всероссийского, вошёл в топ лучших спортивных мероприятий для людей с ограниченными возможностями), участие в различного ранга соревнованиях для лиц с ПОДА – всё это помогает нашим студентам почувствовать себя увереннее в своих физических возможностях, повысить свою самооценку и самоуважение.
Занятия спортом помогают развивать силу, гибкость, выносливость и координацию движений, что особенно важно для обучающихся с инвалидностью, у которых могут быть ограничения в области физической активности, способствуют социализации студентов, предоставляют возможность обучающимся с инвалидностью взаимодействовать в группе и команде, развивать навыки коммуникации и сотрудничества, а также снижать социальную изоляцию.
Таким образом регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению общего физического состояния лиц с ограниченными возможностями, помогая им справляться с повседневными задачами более эффективно, улучшая их физическое и психическое здоровье.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Реабилитация средствами физической культуры и спорта лиц с инвалидностью
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.