Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Информационно-коммуникационные технологии как основа формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся

13.02.2024 303 430
Гладышева Ольга Сергеевна
Гладышева Ольга Сергеевна, преподаватель

Гордымова Александра Владимировна
Гордымова Александра Владимировна, преподаватель

Новосибирский речной колледж

Современная система профессионального образования – это динамично развивающаяся структура, к выпускникам которой современное общество и производство предъявляет все более высокие требования. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования выполняется на основе компетентностного подхода.

Одним из наиболее актуальных способов формирования общих и профессиональных компетенций студентов является применение в процессе обучения современных информационных технологий, направленных на дальнейшее развитие навыков самообразования, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения ее в разнообразные виды деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что неотъемлемой частью общих и профессиональных компетенций является квалифицированный подход к поиску новой информации, знание разнообразных ее источников, культура чтения и восприятия, умение эффективно представлять результаты собственной деятельности, знание норм использования и защиты интеллектуальной собственности. Особое значение выполняет оснащенность учебного кабинета современными компьютерными средствами и программным обеспечением, определяющими, в свою очередь, обширную группу информационных технологий и коммуникаций. Данная категория является основой глобальных, региональных и локальных компьютерных сетей, включая всемирную информационную сеть Интернет, создающую единое информационное пространство, обеспечивающую совместный доступ к общим ресурсам.

Подобный подход к обучению развивает интерес студента к изучению предмета «Информатика», повышает мотивацию, позволяет детально воспринимать наиболее значимую информацию, способствует ее переходу в прочные знания, в дальнейшем облегчая применение усвоенного материала на практике, в профессиональной деятельности, успех при практическом обучении.

Сегодня, ГБПОУ НСО «Новосибирский речной колледж» ведет профессиональную подготовку специалистов в области речного транспорта: техников-судомехаников, техников - судоводителей, матросов, мотористов – рулевых, поваров-судовых. Учебная дисциплина «Информатика» входит в блок общеобразовательных дисциплин ППСЗ и ППКРС. Организация занятий с использованием ИКТ, на которых излагается учебный материал (лекция, беседа, рассказ, дискуссия), активность студентов достигается за счет введения в содержание занятия различного рода иллюстративного материала, приемов проблемного обучения, таких как:

- выдвижение и последующее обоснование предположений (гипотез),

- постановка проблемных вопросов,

- организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.

Информационно-коммуникационные технологии обладают колоссальными возможностями использования их в образовательном процессе.

Со всеми своими ресурсами ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения, поскольку вызвали новый  способ доступа и получения информации, новых видов коммуникации — электронной почты, чатов, конференций, возможности для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ, это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактический материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные с помощью языков программирования, MS Excel, MS PowerPoint и др.), форумы для общения и др. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией с удаленными партнерами, интеркультурный процесс обучения принимает динамический характер, усиливают  эффективность в обучении междисциплинарные связи.

Исследовательская деятельность обучающихся относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Она включает собственно самостоятельную работу студентов и научно-исследовательскую работу, осуществляемую под руководством преподавателя. Использование информационных технологий при организации исследовательской деятельности обучающихся предоставляют возможность:

-  рационально организовать поисковую деятельность студентов в ходе учебного процесса;

- выполнить исследование (реферат, доклад, сообщение, проект, курсовую и дипломную работу) более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия студента и вооружая интеллект новым знанием. Внедрение в образовательный процесс новых элементов информационных технологий значительно обогащает подходы к овладению студентами современными способами получения информации, обогащает их практический опыт.

Для эффективной организации и результата исследовательской деятельности используются различные средства информационных технологий:

- электронные учебные комплексы по изучаемым предметам и методические рекомендации к ним;

- разнообразную электронную учебно-методическую, справочную литературу;

- программы Microsoft Office (Word, Excel, Power Point, Publisher);

-электронные информационные ресурсы, содержащие учебный и справочный материал, использовать которые могут студенты: электронные тесты, интерактивные модели, разные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы.

Применение современных информационных технологий в исследовательской деятельности позволяют не только насытить студентов большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, выбирать важное и нужное, анализировать и синтезировать материал. Важно отметить, что электронные информационные ресурсы в Интернете открывают широкие возможности при организации исследования в образовательном процессе колледжа, которые можно перечислить:

- электронная почта - для обмена информацией между студентами, преподавателями и другими организациями;

- доступ к мировым информационным ресурсам через Интернет, которые все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации исследований, но наиболее эффективными являются мультимедийные издания

 -  сайты других организаций, которые облегчают социальное партнерство между образовательными организациями, обмен опытом и информацией, организацию и проведение научных студенческих конференций и семинаров.

Расширение объема исследовательской работы с использованием информационных технологий сопровождается расширением информативного поля, в котором работает студент. Это особенно важно для организации такой работы, которая сводится к проведению студенческих семинаров, конференций, олимпиад, к выполнению изобретательских и творческих заданий, выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, социальных, творческих и исследовательских проектов. Синергия информационных технологий при организации исследования позволяет повысить профессиональный уровень, поисковую активность, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию обучения путем активного диалога студента с компьютером, а также сформировать навыки научно-исследовательской работы применяя электронные образовательные ресурсы. Использование различных технологий, приёмов и методов с использованием сети Интернет, позволяет преподавателю дифференцировано подойти к процессу обучения, выстраивая индивидуальный образовательный маршрут для каждого студента, добиться повышения мотивации и улучшения отношения к научно-исследовательской работе, сформировать компетенции, необходимые для самостоятельной научной работы: сбора и осмысления научной информации, работы с источниковой базой, самостоятельным мышлением. Студент учится выбирать наиболее нужную и интересную сферу для работы над исследованием, овладевают навыками исследовательской работы с применением ИКТ, умением связно и четко формулировать свои мысли, выстраивать логическую связь.

Разумеется, роль преподавателя не только обучать, воспитывать и развивать студента, но с внедрением новых ИКТ он сам получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея ИКТ, внедряя их в учебный процесс при подготовке будущих специалистов, которым предстоит жить и работать в новом информационном обществе, преподаватель повышает качество образования, уровень подготовки, совершенствуя свое профессиональное мастерство, расширяя поле деятельности в виртуальном пространстве.

Особое, а в настоящее время архиважное значение и роль в период дистанционного обучения играют ИКТ и являются основой для организации образовательного процесса. На сайте Новосибирского речного колледжа дистанционное обучение поддерживается следующими активными формами обучения:

- Синхронная (on-line): предполагает обмен сообщений в режиме реального времени. Все участники on-line обучения в одно и то же время изучают учебный модуль. К такому обучению относится: видео- и аудио- семинары, текстовый чат.

- Асинхронная (off-line): проходят обучение самостоятельно в удобное время. Консультации проходят в виде личной переписки, обмена информацией на форумах, выполнения и проверки выполненных заданий: процесс может быть реализован в удобное для студента время. Размещенный преподавателями на платформе дистанционного обучения материал, реализует смешанную форму обучения, включая разные подходы, методы и средства, только в удаленном формате.

Подводя итог, следует отметить, что среди основных тенденций, являющихся общими для всех образовательных организаций, в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий научная концепция системы образования должна обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов. Проблема информатизации находится в числе приоритетных направлений модернизации уровня среднего профессионального образования. Необходимо подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс колледжа позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специалистов, повышению профессионального мастерства преподавателя и формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

 

Список использованной литературы

  1. Аминов, И. Б. Использование средств информационных технологий при организации научно-исследовательской работы студентов / И. Б. Аминов, Н. А. Шарапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 769-771. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25594/ (дата обращения: 02.12.2020).
  2. Гаврилов, М. В.  Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03051-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449286(дата обращения: 26.11.2020).

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Информационно-коммуникационные технологии как основа формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*