Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременная система профессионального образования – это динамично развивающаяся структура, к выпускникам которой современное общество и производство предъявляет все более высокие требования. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования выполняется на основе компетентностного подхода.
Одним из наиболее актуальных способов формирования общих и профессиональных компетенций студентов является применение в процессе обучения современных информационных технологий, направленных на дальнейшее развитие навыков самообразования, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения ее в разнообразные виды деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что неотъемлемой частью общих и профессиональных компетенций является квалифицированный подход к поиску новой информации, знание разнообразных ее источников, культура чтения и восприятия, умение эффективно представлять результаты собственной деятельности, знание норм использования и защиты интеллектуальной собственности. Особое значение выполняет оснащенность учебного кабинета современными компьютерными средствами и программным обеспечением, определяющими, в свою очередь, обширную группу информационных технологий и коммуникаций. Данная категория является основой глобальных, региональных и локальных компьютерных сетей, включая всемирную информационную сеть Интернет, создающую единое информационное пространство, обеспечивающую совместный доступ к общим ресурсам.
Подобный подход к обучению развивает интерес студента к изучению предмета «Информатика», повышает мотивацию, позволяет детально воспринимать наиболее значимую информацию, способствует ее переходу в прочные знания, в дальнейшем облегчая применение усвоенного материала на практике, в профессиональной деятельности, успех при практическом обучении.
Сегодня, ГБПОУ НСО «Новосибирский речной колледж» ведет профессиональную подготовку специалистов в области речного транспорта: техников-судомехаников, техников - судоводителей, матросов, мотористов – рулевых, поваров-судовых. Учебная дисциплина «Информатика» входит в блок общеобразовательных дисциплин ППСЗ и ППКРС. Организация занятий с использованием ИКТ, на которых излагается учебный материал (лекция, беседа, рассказ, дискуссия), активность студентов достигается за счет введения в содержание занятия различного рода иллюстративного материала, приемов проблемного обучения, таких как:
- выдвижение и последующее обоснование предположений (гипотез),
- постановка проблемных вопросов,
- организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.
Информационно-коммуникационные технологии обладают колоссальными возможностями использования их в образовательном процессе.
Со всеми своими ресурсами ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения, поскольку вызвали новый способ доступа и получения информации, новых видов коммуникации — электронной почты, чатов, конференций, возможности для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ, это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактический материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные с помощью языков программирования, MS Excel, MS PowerPoint и др.), форумы для общения и др. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией с удаленными партнерами, интеркультурный процесс обучения принимает динамический характер, усиливают эффективность в обучении междисциплинарные связи.
Исследовательская деятельность обучающихся относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Она включает собственно самостоятельную работу студентов и научно-исследовательскую работу, осуществляемую под руководством преподавателя. Использование информационных технологий при организации исследовательской деятельности обучающихся предоставляют возможность:
- рационально организовать поисковую деятельность студентов в ходе учебного процесса;
- выполнить исследование (реферат, доклад, сообщение, проект, курсовую и дипломную работу) более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия студента и вооружая интеллект новым знанием. Внедрение в образовательный процесс новых элементов информационных технологий значительно обогащает подходы к овладению студентами современными способами получения информации, обогащает их практический опыт.
Для эффективной организации и результата исследовательской деятельности используются различные средства информационных технологий:
- электронные учебные комплексы по изучаемым предметам и методические рекомендации к ним;
- разнообразную электронную учебно-методическую, справочную литературу;
- программы Microsoft Office (Word, Excel, Power Point, Publisher);
-электронные информационные ресурсы, содержащие учебный и справочный материал, использовать которые могут студенты: электронные тесты, интерактивные модели, разные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы.
Применение современных информационных технологий в исследовательской деятельности позволяют не только насытить студентов большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, выбирать важное и нужное, анализировать и синтезировать материал. Важно отметить, что электронные информационные ресурсы в Интернете открывают широкие возможности при организации исследования в образовательном процессе колледжа, которые можно перечислить:
- электронная почта - для обмена информацией между студентами, преподавателями и другими организациями;
- доступ к мировым информационным ресурсам через Интернет, которые все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации исследований, но наиболее эффективными являются мультимедийные издания
- сайты других организаций, которые облегчают социальное партнерство между образовательными организациями, обмен опытом и информацией, организацию и проведение научных студенческих конференций и семинаров.
Расширение объема исследовательской работы с использованием информационных технологий сопровождается расширением информативного поля, в котором работает студент. Это особенно важно для организации такой работы, которая сводится к проведению студенческих семинаров, конференций, олимпиад, к выполнению изобретательских и творческих заданий, выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, социальных, творческих и исследовательских проектов. Синергия информационных технологий при организации исследования позволяет повысить профессиональный уровень, поисковую активность, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию обучения путем активного диалога студента с компьютером, а также сформировать навыки научно-исследовательской работы применяя электронные образовательные ресурсы. Использование различных технологий, приёмов и методов с использованием сети Интернет, позволяет преподавателю дифференцировано подойти к процессу обучения, выстраивая индивидуальный образовательный маршрут для каждого студента, добиться повышения мотивации и улучшения отношения к научно-исследовательской работе, сформировать компетенции, необходимые для самостоятельной научной работы: сбора и осмысления научной информации, работы с источниковой базой, самостоятельным мышлением. Студент учится выбирать наиболее нужную и интересную сферу для работы над исследованием, овладевают навыками исследовательской работы с применением ИКТ, умением связно и четко формулировать свои мысли, выстраивать логическую связь.
Разумеется, роль преподавателя не только обучать, воспитывать и развивать студента, но с внедрением новых ИКТ он сам получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея ИКТ, внедряя их в учебный процесс при подготовке будущих специалистов, которым предстоит жить и работать в новом информационном обществе, преподаватель повышает качество образования, уровень подготовки, совершенствуя свое профессиональное мастерство, расширяя поле деятельности в виртуальном пространстве.
Особое, а в настоящее время архиважное значение и роль в период дистанционного обучения играют ИКТ и являются основой для организации образовательного процесса. На сайте Новосибирского речного колледжа дистанционное обучение поддерживается следующими активными формами обучения:
- Синхронная (on-line): предполагает обмен сообщений в режиме реального времени. Все участники on-line обучения в одно и то же время изучают учебный модуль. К такому обучению относится: видео- и аудио- семинары, текстовый чат.
- Асинхронная (off-line): проходят обучение самостоятельно в удобное время. Консультации проходят в виде личной переписки, обмена информацией на форумах, выполнения и проверки выполненных заданий: процесс может быть реализован в удобное для студента время. Размещенный преподавателями на платформе дистанционного обучения материал, реализует смешанную форму обучения, включая разные подходы, методы и средства, только в удаленном формате.
Подводя итог, следует отметить, что среди основных тенденций, являющихся общими для всех образовательных организаций, в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий научная концепция системы образования должна обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов. Проблема информатизации находится в числе приоритетных направлений модернизации уровня среднего профессионального образования. Необходимо подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс колледжа позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специалистов, повышению профессионального мастерства преподавателя и формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Список использованной литературы
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Информационно-коммуникационные технологии как основа формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.