Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Коммуникативная компетенция куратора

01.02.2024 170 188
Погорелова Виктория Сергеевна
Погорелова Виктория Сергеевна, преподаватель

Новосибирский речной колледж

В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Коммуникативная компетенция определяет владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet

Коммуникативные компетенции:

Умение жить и работать в коллективе, иметь понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).

Представление о способах выхода из конфликтных ситуаций.

Владение навыками взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).

Значение коммуникативной компетенции

От коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации студента в новом учебном заведении, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе.

Формирования базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки образовательной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию учеников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников.

Коммуникативное мастерство куратора - одно из основных условий повышения качества воспитания учащихся.

«Научиться можно только тому, что любишь, а учатся у того, кого любят»

(Иоганн Гете)

Коммуникативная деятельность способствует формированию демократического стиля общения, гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной мотивации. Она про­низывает все структурные компоненты деятельности.

«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 30 человек с разными желаниями и потребностями. А некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя и классного руководителя»

(Дональд Д. Куинн, перевод с английского).

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть куратором (классным руководителем). Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в учебном заведении - это группа (класс). Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между обучаемыми. Группа представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности студентов в группе, координатором воздействий был и остается куратор.

Задача куратора группы - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

Искусство общения – это искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. И следует помнить, что имя человека – самый сладостный для него звук. Надо помнить два правила.

ПРАВИЛА КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Приступая к работе с коллективом, куратор должен руководствоваться не только знаниями, собственным опытом, интуицией, но и воспользоваться следующими советами, которые позволят избежать ошибок и конфликтов в общении с уча­щимися.

  1. Куратор должен хорошо знать физиологию воз­раста, с которым работает.
  2. Нельзя оценивать учащихся только на основе сложившегося чу­жого мнения. Изучая и наблюдая учащихся, необходимо форми­ровать свое объективное мнение.
  3. Нельзя фальшивить в общении с ребенком, так как это момен­тально вызовет с его стороны ответную фальшь.
  4. Планируя работу с группой, нельзя навязывать детям свое мне­ние. Необходимо создать условия для проявления их инициа­тивы, творчества, потребности в тех мероприятиях, которые необходимо провести в классе.
  5. Нельзя строить отношения с учащимися на приказах и требова­ниях. Необходимо проявлять эмпатию, положительные эмоции, использовать улыбку как средство эмоционального единения.
  6. Если хотите получить удовлетворение от собственной работы, откажитесь от таких унижающих личность методов воспитания, как хамство, насилие, оскорбление, угрозы.
  7. Не конфликтуйте с детьми, проявляйте мудрость и понимание, если уважаете себя в профессии.
  8. Не злорадствуйте, радуйтесь успехам своих учеников, гордитесь ими, они этого никогда не забудут.
  9. Если ваши ученики будут видеть вашу заинтересованность в ра­боте с группой, они ответят вам взаимностью.

Технологии, которые мы можем использовать в работе куратора - это: 

- Тренинги общения.
- Групповая проблемная работа. (обсуждение ситуаций)
- Диалог «педагог – воспитанник», беседы.
- Экскурсии.

- Упражнения, игры, конкурсы, диспуты, дискуссии.

В начале каждого кураторского часа я провожу минутки позитива. Сначала я это делала сама, а затем стала привлекать учащихся. Каждый это выполнял впервые, поэтому перед началом всегда стараюсь подбодрить детей. И тогда ученик становится уверенней.

Формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других; знакомить с основными правилами общения; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развивать умение слушать, понимать, сопереживать – вот цели, к которым мы должны стремиться в своей работе.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Коммуникативная компетенция куратора




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*