Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Актуальные методики практического обучения в среднем профессиональном образовании в сфере общественного питания

24.01.2024 108 128
Вершинина Анастасия Сергеевна
Вершинина Анастасия Сергеевна, мастер производственного обучения

Красноярский техникум социальных технологий

Последнее время в России сложилась особая социально-экономическая ситуация, в связи с чем возникли требования значительно повысить качество профессионального образования будущих работников страны. Рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и включают в себя умение профессионала быть инициативным и умеющим приспосабливаться к различным ситуациям.

Обучение в учреждениях среднего профессионального образования предполагают применение современных и актуальных методик обучениях, предполагающие к тому, что выпускник будет в состоянии сразу вписаться в рынок труда и удовлетворить все требования работодателя. Реализуемый в профессиональном образовании принцип вариативности дает возможность применения различных работ обучающихся, начиняя от коллективных форм обучения, заканчивая элементами самостоятельной индивидуальной деятельности.

Практическое обучение – компонент педагогического процесса (в организациях профессионального образования), основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства обучающихся в определенной области деятельности, развития профессиональных компетенций. Понятие «профессиональная компетенция» рассматривается как категория, выходящая за рамки профессиональной квалификации. Она включает в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач.

Для того, чтобы после получения образования в заведениях СПО вышли профессионалы, на практических занятиях лучше применять различные методы и формы обучения. Форма практического обучения предполагает взаимодействие мастера производственного обучения и студента, закрепляя полученные ранее теоретические знания, развивая требуемые для трудовой деятельности практические навыки и компетенции. Также практическое обучение предусматривает в себе развитие индивидуальных способностей и творческой активности обучающихся.

Для проведения практических занятий в заведениях среднего профессионального образования предусмотрены учебно-производственные мастерские, полностью укомплектованные всем необходимым инструментарием и оборудованием. Таким образом, учебно-производственные лаборатории максимально приближены к реальным производственным помещениям, что позволяет обучающимся ознакомиться и привыкнуть к режиму будущей трудовой деятельности. Помимо этого, многие из обучающихся начинают понимать и представлять свою профессию, что помогает развивать мотивацию получить больше знаний и умений в стенах учебного заведения.

Для проведения практических занятий группа разделяется на две смены с целью улучшения усвоения умений и приобретения практического опыта. В начале занятия проверяется соответствие на внешний вид- студент должен находиться в лаборатории в кителе, брюках, обязательное наличие колпака и профессиональной обуви, украшения и пирсинг снимаются. Перед проведением практического занятия проводится инструктаж по технике безопасности, повторяются правила санитарии и гигиены, обучающиеся расписываются в журнале инструктажа. Затем мастер проводит опрос с целью проверки освоенности теоретических знаний и разъясняет новую тему с демонстрацией трудовых навыков. Перед обучающимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности учеников. Для полного усвоения приемов операций всеми обучающимися, показ ведется в определенной последовательности:

-целостный показ в рабочем темпе;

-замедленный показ с объяснением;

-показ отдельных движений;

-повтор целостного показа в рабочем темпе.

При демонстрации трудовых навыков следует обратить внимание:

а) как держать инструмент;

б) поза;

в) координация движения с инструментом.

Эффективность демонстрации зависит от:

- осознания студентами практической значимости и важности изучаемых трудовых действий;

- необходимости правильного применения приемов в процессе работы;

- умения мастера заинтересовать обучающихся.

В ходе текущего инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и т.д. Успех деятельности мастера во многом зависит от умения организовать целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого обучающегося. Активизация группы достигается введением элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом к познанию профессии и желания добиться высоких результатов.

На первых этапах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. При этом мастер наглядно показывает приемы выполнения операций и сопровождает четким объяснением. Самостоятельная работа, выполненная студентами после показа приемов работы мастером, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности полностью, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности.

Учитывая все требования работодателей, урок-практикум остается востребованной формой обучения и сегодня. Урок-практикум – это одна из форм организации образовательного процесса, направленная на получение практических навыков на основе теории. На нем ученики делятся на несколько групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного отличающуюся друг от друга. Это зависит от числа обучающихся. Целью урока-практикума является закрепление материала посредством заданий разной сложности. К его задачам относится: проверка уровня освоенности темы, формирование навыка коллективной деятельности; навыка само- и взаимопроверки; навыка объективной само- и взаимооценки. Развивает умение объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики, умения выделять главное в большом объеме информации. Воспитывает коммуникативность, ответственность, любовь к труду, уважительное отношение к другим людям, вне зависимости от того, что они говорят.

Еще одной актуальной формой обучения является урок-конкурс, урок-конкуренция. Это форма обучения, при которой работа выполняется без непосредственного участия мастера, но по его заданию. Обучающиеся работают в группе, но все получают одинаковые индивидуальные задания.

На этих занятиях каждый обучающийся перед собой ставит конкретную задачу: добиться высоких результатов, выполнить задание быстрее и качественнее. Появляется процесс соревнования между  всеми участниками. Обучающимся  становится интересно выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа  мастер комментирует работу обучающихся. При этом степень самостоятельности обучающихся при выполнении задания повышается. В заключительном инструктаже дается объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляются обучающиеся - передовики с обязательным словесным их поощрением. Указываются допущенные ошибки и индивидуальные про­счеты в выполнении тех или иных трудовых операциях, пути их устранения.

Такие занятия – конкуренции имеют большое воспитательное воздействие на обучающихся, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду.

Когда обучающиеся имеют цель – приобрести знания, умения, приобрести практический опыт и прилагают усилия к достижению этой цели, из них получается настоящий специалист. 

Стажировка с выполнением должностной роли – активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главным условием стажировки является выполнение под контролем мастера производственного обучения определенных действий. Подобная методика является удобной в обучении официантов-барменов. После короткого обучения в течение определенного времени студенты проходят стажировку в реальных производственных условиях под контролем мастера.

Вышеперечисленные методики практического обучения в сфере общественного питания являются актуальными и подходят для подготовки будущих трудовых резервов. В заключение статья подчеркивает, что применение актуальных методик практического обучения специалистов сферы общественного питания является важным фактором в повышении качества образования. Они позволяют студентам получить не только необходимые знания и навыки, но и развивают коммуникативные и организационные способности, что является существенным для успешной работы в современной кулинарии.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Актуальные методики практического обучения в среднем профессиональном образовании в сфере общественного питания




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*