Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация принципа профессиональной направленности при обучении студентов СПО английскому языку

15.01.2024 144 186
Парамонова Виктория Сергеевна
Парамонова Виктория Сергеевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Профессионально-ориентированный подход к обучению предполагает развитие у студентов профессионального мышления, формирование способности применять теоретические знания и практические умения, полученные при изучении дисциплин общеобразовательного цикла, в конкретных профессиональных ситуациях.

Основной целью профессионально-направленного раздела является формирование основ профессиональной направленности и потребности в практическом использовании английского языка в будущей профессиональной деятельности.

При обучении студентов системы СПО профессионально-ориентированному иностранному языку возникают трудности и противоречия:

- использование в образовательном процессе устаревших технологий и методов обучения;

- обучение иностранному языку в искусственной языковой среде;

- дефицит учебной литературы, отражающей специфику получаемой профессии или специальности;

- низкая мотивация студентов к освоению иностранного языка;

- восприятие английского языка как второстепенной дисциплины, не имеющей профессиональной значимости.

Отличительной особенностью профессионально-ориентированного обучения английскому языку является учет профессиональной специфики: терминологии, лексических и грамматических особенностей языка, формата учебных текстов.

Внедрение профессионально-ориентированной  составляющей в процесс обучения позволяет преодолеть излишнюю его вербальность (это когда учебный материал не связывается с имеющимся опытом и пониманием жизни), глубже понять выбранную профессию, актуализировать мотивацию к изучению иностранного языка и пониманию его роли в дальнейшей профессиональной деятельности.

В связи с введением профессионально-направленного раздела в рабочую программу дисциплины «Иностранный язык» мною была проведена следующая работа:

- определение основных профессиональных тем с учетом межпредметных связей;

- отбор специализированных текстов с учетом профессиональных тем;

- составление профессионального словаря по предложенным темам;

- разработка заданий и вопросов к специализированным текстам;

- составление тестов и контрольных работ по профессиональным темам.

Профессионально-направленный раздел способствует увеличению словарного запаса студентов с учетом профессиональных тем. Обучающиеся осуществляют: чтение и перевод со словарем специализированных текстов профессиональной направленности, устное и письменное общение на английском языке на профессиональные темы.

Основные направления моей работы как преподавателя – преподавание английского языка в группах по профессиям «Мастер сельскохозяйственного производства», «Сварщик», «Повар, кондитер».

     В соответствии с профессионально-направленным разделом были разработаны определенные темы.

Так для профессии «Мастер сельскохозяйственного производства»:

- Сельское хозяйство в России

- Устройство автомобиля

- Технический прогресс: перспективы и последствия

Для профессии «Повар, кондитер»:

- Сервировка стола

- Рестораны, кафе

- Виды меню

- Приготовление блюд

Для профессии «Сварщик»:

- Промышленные технологии

- Виды и свойства металлов

- Виды сварочных работ

- Правила безопасности во время сварочных работ

Профессиональная направленность в обучении английскому языку осуществляется в процессе речевой деятельности: чтения и устной речи. Важно, чтобы обучающиеся овладели профессиональной лексикой. Поэтому мной был проведен отбор лексического материала с учетом профессии.

В ходе изучения профессиональных тем студенты знакомятся с профессиональной лексикой по каждой теме, расширяя  словарный запас на 200-300 лексических единиц к концу изучения раздела.

Знание специальной лексики необходимо для чтения специализированных текстов по профессии.

Основной из целей обучения английскому языку обучающихся СПО является умение самостоятельно читать литературу по профессии с целью извлечения информации. Процесс обучения профессиональному языку включает овладение спецификой чтения и перевода литературы профессиональной направленности, чтение специализированных текстов, обязательное выполнение упражнений, направленных на закрепление лексики, чтение с общим охватом содержания и с элементами анализа.

После чтения специализированных текстов студенты выполняют следующие задания:

- перевести предложения с английского на русский язык;

- найти эквиваленты слов в тексте;

- установить соответствие между русскими и английскими словосочетаниями;

- закончить предложения, выбрав соответствующий вариант;

- ответить на вопросы к тексту.

Предложенные задания направлены на формирование необходимых навыков работы со специализированными текстами по профессии и овладение основными видами чтения (просмотровым, поисковым, ознакомительным, изучающим), на активное усвоение лексического и грамматического минимума, на формирование базового словарного запаса по профессии, приобретение разговорных навыков, активизацию мыслительной деятельности студентов.

В целях успешного решения проблемы знания профессиональной лексики необходимо проводить отбор лексического материала с учетом специализации. Лексика по специализации должна быть усвоена как устно, так и письменно.

Например, для студентов профессии «Повар, кондитер» отбирать наиболее употребительную лексику можно по следующим направлениям:

- названия инструментов, которыми пользуются повара (ложка, нож, венчик, сковорода, кастрюля и т.д.);

- названия основного оборудования (плита, духовка, холодильник и т.д.);

- названия операций (разделывать, солить, нарезать, фаршировать, жарить и т.д.).

В действующих учебниках предусмотрены тексты профессионального характера, но их недостаточно для студентов. Из этого следует, что преподавателю необходимо еще самому подбирать такого рода тексты, связанные с будущей деятельностью студентов.

Конечно же, тексты профессиональной направленности следует подбирать с учетом доступности для студентов. Материал должен быть небольшим по объему,  в него может быть включено небольшое количество новых лексических единиц. В дальнейшем тексты и диалоги усложняются с добавлением необходимой лексики, речевых оборотов и следует учитывать индивидуальные возможности студентов.

При этом реализуются принципы профессиональной направленности обучения и дифференцированного индивидуального подхода.

Интересной формой работы на занятиях со студентами является практикоориентированная творческая деятельность, которая при дальнейшей разработке ее элементов, превращается в самостоятельную педагогическую технологию – «Творческая мастерская» или же другими словами – в проектную деятельность.  Сущность ее заключается в том, что общеобразовательная дисциплина рассматривается в тесной связи с профессией. Связующим звеном такого обучения является творческая деятельность студентов. В качестве примера приведу перечень тем индивидуальных учебных проектов, которые студенты нашего техникума защищали в прошлом учебном году, а другие планируют поработать над проектами в этом году.

- Создание сборника кулинарных блюд ЗОЖ

- Использование иноязычных терминов в практике повара/кондитера

- Создание англо-русского словаря сварочных терминов

- Создание англо-русского словаря кулинарных терминов для дальнейшего использования на учебном занятии по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для студентов профессии «Повар, кондитер» и т.д.

Как правило, практикоориентированные творческие задания вызывают интерес у студентов, расширяют кругозор, закрепляют полученные знания в нестандартной и свободной форме, развивают творческие способности, формируют ответственность за порученную деятельность. Обучение через творчество в системе СПО является наиболее приемлемой и желаемой формой для студентов, получающих профессию.

Проводя работу по реализации принципа профессиональной направленности в процессе обучения студентов английскому языку можно сделать следующий вывод: студенты проявляют устойчивый интерес к профессиональным темам, используя знания из спец.дисциплин, что способствует формированию основ профессиональной направленности и потребности в практическом использовании английского языка в будущей профессиональной деятельности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Реализация принципа профессиональной направленности при обучении студентов СПО английскому языку




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*