Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДаже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска.
В. Ф. Шаталов
Каждая педагогическая технология направлена на совершенствование воспитательно-образовательной деятельности, реализуемая посредством использования эффективных методов и средств. Одной из таких педагогических технологий является педагогическая мастерская. Под данным понятием подразумевают технологию, при помощи которой учитель-мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
В ходе работы мастерской каждый учащийся совершает открытие как в предмете, так и в самом себе. Педагог же в данном случае выступает в роли мастера: наставника, помощника, который подбирает необходимый материал, продумывает ход работы мастерской и позволяет каждому ребёнку проявить себя через творчество.
Педагогическая мастерская является актуальной и значимой технологией на данный момент, поскольку она решает много важных задач:
Педагогическая мастерская является инновационной технологией, которая осуществляет деятельностный подход, отвечающий требования Федерального государственного образовательного стандарта. Технология за счёт разной и интересной деятельности пробуждает у детей интерес к творчеству, а педагогу позволяет избежать профессионального выгорания.
Представленная технология в процессе реализации придерживается определённых принципов:
В ходе работы педагогической мастерской педагог должен соблюдать не только перечисленные принципы, но и ряд правил:
Основной особенностью педагогической мастерской являются этапы её реализации. Данных этапов семь: индукция, деконструкция, реконсрукция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия. Рассмотрим этапы, а также как их используют на практике в начальной школе на уроке математики. Урок посвящён теме, которая изучается во 2 классе, «Порядок действий в выражениях без скобок».
Фрагмент урока:
- Начинаем урок математики! Всем желаю хорошего настроения и успехов в работе!
- Прочитайте высказывание: «Порядок время бережёт!»
- Какие ассоциации возникают у вас со словом порядок? Нарисуйте или напишите на листочках… (Затем дети делятся своими записями, знакомятся со значениями данного слова, определяют какое значение слово «порядок» подходит к урокам математики).
Фрагмент урока:
- Я предлагаю вам сейчас найти значение данного выражения: 32 – 32 : 4 ∙ 2 + 3 ∙ 5.
- Что нового в этом задании? (В выражении есть все четыре действия.)
- Выполните это задание.
- Итак, проверим работу. (Дети озвучивают свои ответы).
- Как вы думаете, почему у вас получились разные варианты ответов в одном и том же выражении? (Не знаем правила порядка действий).
Далее дети формулируют с помощью педагога тему и цель урока.
Фрагмент урока:
- Сейчас вам предстоит поработать в парах. Подумайте, в какой последовательности необходимо выполнить действия в данном выражении (32 – 32 : 4 ∙ 2 + 3 ∙ 5), чтобы ответ получился 31. Сделайте вывод. (Дети работают в парах, делают выводы.)
- Какой вывод вы можете сделать? (Сначала выполняются по порядку действия умножение или деление, а потом сложение или вычитание.)
Фрагмент урока:
- Следующим шагом я предлагаю поработать вам в группах и составить эталон к правилу, которое вы только что сформулировали. (Дети работают в группах. После выполнения групповой работы учитель организует защиту проектов. Дети ходят и смотрят работы других групп.)
Фрагмент урока:
После того, как группы представят свои работы, учитель вывешивает свой вариант эталона, проводится анализ работ.
Фрагмент урока:
Педагог демонстрирует учащимся эталон, который предлагает автор учебника. Учащиеся рассматривают эталон, сравнивают свои работы, находят и исправляют допущенные ошибки. Далее анализируют изученное правило.
- Итак, с каких действий вы начинаете вычисления? (С действия умножения или деления).
- В каком порядке? (Слева направо).
- А затем? (Действия сложения или вычитания).
- В каком порядке? (Также, слева направо).
- Ребята, вы смогли успешно справиться с затруднением!
- Что теперь вы можете? (Находить значения выражений без скобок, но содержащих все четыре арифметических действия).
Педагогическая мастерская – интересная и необычная технология, которая имеет как достоинства, так и недостатки. Начнём с отрицательной стороны. Поскольку в данной технологии выделен принцип безоценочности, нет как такового контроля. Из-за этого трудно выявить, все ли учащиеся поняли тему урока и усвоили верное правило. Также небольшим минусом является то, что учащимся даётся практически полная свобода, т.е. отсутствует принуждённости выполнения заданий. Некоторые учащиеся будут усиленно трудиться, стараться, поскольку им интересно, другие же могут ни прикладывать никаких усилий.
Перейдём к достоинствам данной технологии. В ходе работы создаётся приятный эмоциональный фон, учащиеся могут дать простор своему воображению и творчеству. Отсутствует критика в адрес учащихся, благодаря этому ребенок не боится ошибиться. Учащиеся самостоятельно добывают новые знания и корректируют полученные результаты. Благодаря работе в парах и группах дети учатся работать в команде, развивают коммуникативные навыки и др.
Таким образом, использование в учебном процессе педагогических мастерских способствует стимулированию их учебно-познавательной активности, развитию творческих способностей, исследовательских и познавательных умений учащихся. Названные умения выступают основой для дальнейшего развития образовательных и социально-личностных компетенций учащихся.
Список использованной литературы
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности использования технологии «Педагогическая мастерская» в начальной школе
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.