Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рейтинговый контроль знаний обучающихся как способ повышения мотивации студентов

15.08.2014 4321 8644
Варакина Галина Анатольевна
Варакина Галина Анатольевна, старший методист

Аббаслы Айнура Элданизовна, выпускница Гянджинский Государственный университет

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. (Многопрофильный колледж)

В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуется содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения «образование на всю жизнь» к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя.

 

Основное требование, предъявляемое выпускнику не только, и даже не столько, прочность багажа знаний, сколько умение воспользоваться ими в будущей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо в процессе обучения  сформировать у студента-техника следующие качества личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия. В связи с чем в процесс образования введена система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля.

 

Рейтинговая система – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (число) каждому студенту в размере любой учебной дисциплины.

 

Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся. На практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобальной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течении определенного периода времени (семестр, год и т.д.).

 

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности студентов средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

 

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих студентов.

 

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы преподаватель и студент заключают договор о взаимных обязательствах. Студент знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

 

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельности.

 

Данная система стимулирует:

  • Развитие творческих способностей студентов. Если раньше было трудно вызвать желание у студентов сделать макеты, поучаствовать в научно-практических конференциях, выпустить тематическую стенгазету, то с ведением рейтинг -контроля студенты сами проявляют инициативу;
  • Интерес к избранной профессии. Студенты учавствуют в подготовке и проведении уроков (доклады и технические сообщения подготовка и выступление с рефератом на уроке). При подборе материала студенты не ограничиваются учебником, а стараются узнать что-то новое, интересное по данной теме, пользуясь дополнительной литературой, а также ресурсами всемирной информационной сети internet с целью повышения рейтинга.

 

С целью повышения своего рейтинга студенты занимаются исследовательской работой, о результатах которой докладывают, участвуя в научно-практических конференциях.

 

Рейтинговая система оценки знаний позволяет студентам:

  • Осознать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;
  • Своевременно оценивать состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;
  • Углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение семестра;
  • Вносить в течение семестра коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Преподавателю рейтинговая система позволяет:

  • Рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу студентов;
  • Иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
  • Своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
  • Точно объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости;
  • Обеспечить более точную градацию оценки знаний по сравнению с традиционной системой.

 

Рейтинговая система не только снимет многие противоречия в контроле знаний учащегося, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.

 

Внесения духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией студентов, подготавливает почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между преподавателем и студентом.

 

Рейтинговая система контроля и оценки знаний позволяет избежать:

  • Отсутствие весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы, оценка может быть выставлена за доказательство теоремы или трудной задачи, а, может быть, и за ответ довольно простой)
  • Дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.);
  • Недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа
  • Незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам
  • Определить уровень подготовки каждого ученика  на каждом этапе учебного процесса;
  • Узкий диапазон  оценок, например, «четвёрки могут быть разными (близкими к «3» или к «5»);
  • Большая субъективность оценки, расплывчатость её критериев. Отсутствие самооценки
  • Повысить объективность оценки знаний, динамики учебного математического образования ученика не только в течение учебного года, но и за всё время обучения.

 

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одногрупников.

 

Выполняя какое-либо задание, студент зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения:

 

Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения к образованию: пропуск урока по неуважительной причине, опоздание на урок по неуважительной причине, нарушение дисциплины на уроке.

 

Предусмотрена система перевода баллов  в оценку по пятибалльной шкале, поскольку использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся необходимо для  выставления оценок в аттестат, классный журнал, что соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам. Учащиеся, набравшие 85%-100% от максимальной суммы получают «отлично», 76%-85% - «хорошо», 60%-75% - «удовлетворительно».

 

Итак, применение в педагогической практике системы рейтинг - контроля вместе с личностно-ориентированном подходом в образовательном процессе. позволяет реализовать современные педагогические технологии, такие как, дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества, что способствует личностному развитию высококвалифицированного специалиста, повышению его творческой и социальной активности.

 

Список используемой литературы

  1. Материалы региональной научно-практической конференции «Управление качеством образовательной деятельности в условиях реализации стандартов нового поколения: опыт и перспективы», 12 февраля 2014г –Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос.техн.ун-та им Г.И. Носова, 2014.-432с
  2. Энциклопедия образовательных технологий.-М.; НИИ школьных технологий, 2006.-  35с.
  3. Среднее профессиональное образование. 2009. №9.- 48 с. -51 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*