Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Кейс - метод как педагогическая технология

22.12.2023 168 216
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель

Мякишева Анна Андреевна
Мякишева Анна Андреевна, студент

Вятский государственный университет

Формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Все инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результате обучения на будущую профессиональную деятельность. Данное утверждение и определяет актуальность применения «Кейс – метода» в практике образования. Кейс – технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач, позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя.

Метод кейсов является одним из наиболее «модных». Его необычность заключается в нетрадиционности получения учащимися знаний. Сущность «Кейс – метода» в том, учащимся предлагают осмыслить и найти решения для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Кейс создаёт проблемную ситуацию на основе факторов из реальной жизни, при этом сама проблема не имеет однозначных решений. Актуальность данного метода определяет необходимость владения педагогом знаниями об особенностях его организации.

Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Процесс подготовки у учащихся к решению сase основан на навыках и умениях работы с информационными средствами, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность.

Кейс – метод зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX века. Ведущие преподаватели понимали, что для обучения студентов-аспирантов не хватает той информации, которую дают учебники. В результате этого понимания было принято решение изменить подход к обучению. Было проведено интервью с ведущими бизнесменами и топ-менеджерами, а полученные данные были документированы в отчетах. В этих отчетах были зафиксированы ситуации, с которыми сталкиваются бизнесмены в своей деятельности, и как они их решают. Эти записи стали основой для создания системы обучения с помощью анализа бизнес-кейсов. В начале 20-го века преподаватели Гарварда начали добавлять в свои лекции студенческие дискуссии. Преподаватель предлагал "кейс" или проблему, перед студентами ставилась задача, и они обсуждали различные варианты решения. В результате этот метод обучения стал популярным и существенной частью подготовки студентов в бизнес-школах. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе.

В настоящее время существуют два классических направления case-study - американское и европейское. Американский подход, представленный Гарвардской школой, нацелен на поиск единственно верного решения проблемы. Европейская школа, Манчестерская, предполагает разнообразие вариантов решения проблемы. Американские кейсы имеют больший объем (20-25 страниц текста и 8-10 страниц иллюстраций), в то время как европейские кейсы значительно короче.

Кейсы могут отличаться содержанием и организацией материала в зависимости от образовательных целей. Некоторые кейсы направлены на анализ и оценку, требуя детального изучения информации и предъявления выводов. Другие кейсы обучают решению проблем и принятию решений на основе недостаточной или избыточной информации. В таких кейсах содержится элемент конфликта, множественности методов принятия решений и возможности реализации различных альтернативных решений. Также существуют кейсы, иллюстрирующие проблемы и их решения, которые являются более простыми и предназначены для ознакомления с методом case-study на начальном этапе.

Существуют различные типы кейс-методов в зависимости от  степени воздействия источников Практические кейсы максимально приближены к реальным ситуациям и могут включать исторические источники, реальные документы, статистика в динамике данных, даже вещественные артефакты и другие компоненты. Это кейс моделирования реального события в истории, экологического состояния локальной территории, или кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить. Они разрабатываются для отработки учебных навыков и их применения в реальной жизни. Обучающие кейсы направлены на развитие и отработку навыков решения типичных учебных ситуаций, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. Научно-исследовательские кейсы, в свою очередь, ставят перед учеником задачу проведения исследовательской деятельности на основе анализа доступной информации и работ других авторов.

Основные требования к кейсам заключаются в их соответствии чётко поставленной цели создания, актуальности на сегодняшний день, уровне трудности в соответствии с возможностями обучающихся, ориентированности на коллективную выработку решений и наличии нескольких вариантов решений для обсуждения.

Особенности данного метода состоят в следующем. Технология представляет собой специфическую разновидность аналитической исследовательской методики, включая операции исследования и аналитические процедуры. Она также является методом коллективного обучения, где ключевыми компонентами являются совместная работа в группах и взаимный обмен информацией. Технология включает подготовку группы к погружению в определенную ситуацию, создание эффектов осознания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т. д. Она объединяет различные подходы к развивающему обучению, включая индивидуальное, групповое и коллективное развитие, а также формирование личностных качеств обучаемых. Этот метод представляет собой специфическую разновидность проектной технологии, при которой идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий. Он интегрирует элементы метода «создания успеха», активизируя учащихся, стимулируя их успехи и подчеркивая достижения обучаемых. Достижение успеха является одним из ключевых двигателей метода, способствуя формированию стойкой позитивной мотивации и увеличению познавательной активности.

Применение кейс-технологией предполагает педагогическую деятельность, которая может быть в рамках трех стратегий поведения учителя в ходе работы с кейсом:

  • учитель может предоставлять подсказки или дополнительную информацию для разгадки кейса в форме дополнительных вопросов;
  • в определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
  • учитель может ничего не делать и дать шанс ученикам самостоятельно работать над проблемой.

Применение данной технологии, как и других подобных методов, включает два основных этапа: подготовительный и проведение самого урока. Во время первого этапа происходит подготовка кейса, где формулируется задание - учебная ситуация, которая может быть вымышленная или упрощенная реальная ситуация в зависимости от возраста учащихся. Затем определяются вопросы, на которые ученикам нужно будет найти ответ после анализа всех материалов. Второй этап представляет собой активную работу учащихся с кейсом во время урока.

Рекомендуется следовать определенному порядку при решении кейсов:

  1. Начните с ознакомления с сюжетом в течение 3-5 минут.
  2. Проведите проблематизацию-обнаружение противоречия в сюжете в ходе групповой дискуссии и определение его «странности» в течение 3-4 минут.
  3. Сформулируйте проблему и выберите наилучшие формулировки путем мозгового штурма в группе. Затрачивайте на это 3-4 минуты.
  4. Предложите гипотетические ответы на проблематический вопрос внутри небольших групп в течение 3-4 минут.
  5. Проверьте гипотезы на основе информации из сюжета и других доступных источников в течение до 15 минут. Дайте учащимся возможность использовать любую литературу, учебники и справочники. Если необходимо, подготовьте распечатку с информацией, отсутствующей в учебниках и справочниках. Однако, ограничьте ее объем до 1-2 страниц.
  6. Презентуйте найденное решение группой в течение не более 3 минут.
  7. Проведите рефлексию хода решения кейса в течение 3-4 минут.

Для успешного использования кейсов в процессе обучения необходимы готовность учащихся, навыки самостоятельной работы, умение работать с текстом, коммуникация и умение решать проблемные вопросы. Если учащиеся неподготовлены или не мотивированы, дискуссия может оставаться поверхностной.

Кейс-метод является инструментом, который используется для применения теоретических знаний к решению практических задач. Он способствует развитию различных навыков у учащихся, включая самостоятельное мышление, умение учитывать альтернативные точки зрения и аргументированно высказывать свою позицию. Также он помогает развивать аналитические и оценочные навыки, работу в команде и нахождение наиболее рациональных решений проблемы. Кейс-технология способствует развитию практических навыков.

Кейс-технологии можно применять на разных предметах. Рассмотрим пример кейс-метода на уроке математики в начальной школе, который кейс-метода способствует закреплению у учащихся теоретических знаний; отработке навыков практического использования алгоритмов, ознакомлению учащихся со моделями анализа практических ситуаций; отработке навыков группового анализа проблем и принятия решений.

Задание кейса

Необходимо составить смету расходов по выполнению ремонта класса. Условия таковы: Необходимо подсчитать комплект материала и вычислить его стоимость. Надо отремонтировать класс к новому учебному году: побелить потолок, покрасить 3 стены (одну стену занимают окна), настелить линолеум, установить плинтус.

Размеры класса: длина – 8м; ширина – 6м; высота – 3м.

Расход материала: 1л побелки на 3м2 потолка; 1 л краски на 4 м2 стены.

Стоимость материала: 1 банка побелки ёмкостью 4л стоит 450 руб.; 1 банка краски ёмкостью 3л стоит 1050 руб.; 1 м2 линолеума стоит 500 руб.; 1м плинтуса на потолок стоит 180 руб.; 1м плинтуса на пол стоит 210 руб.

Какова стоимость всего материала, необходимого для ремонта класса?

Работа по поиску поставленной проблемы организована в 4 группах. Учащимся надо выполнить необходимые расчёты. Работа по группам с использованием кейс-метода.

Результаты заносятся в таблицу, подсчитываются баллы в каждой группе.

Обсудить выполнение задания.

Кейс № 1. I группа находит стоимость материала для ремонта потолка.

Кейс № 2. II группа находит стоимость материала для ремонта стен.

Кейс № 3. III группа находит стоимость материала для ремонта пола.

Кейс № 4. IV группа находит стоимость материала для установки плинтуса.

1800 + 4200 + 24000 + 10920= 40920 (руб.) – общая стоимость всего материала.

Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Кроме того, процесс решения проблемы, представленной в кейсе, предполагает творческий подход к познанию и требует коллективного участия. Таким образом, в рамках этого метода обучения обучающиеся также узнают, как соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения и строить логические схемы решения проблемы с неоднозначными ответами. На уроках обучающиеся не будут скучать, а будут активно думать, анализировать и развивать навыки дискуссий. Наконец, применение метода кейсов позволяет даже слабоуспевающим обучающимся активно участвовать в обсуждении вопросов, поскольку здесь нет однозначных ответов, которые нужно просто выучить. Вместо этого они сами могут предлагать свои ответы. Такой подход к учебе значительно повышает мотивацию к обучению.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Кейс - метод как педагогическая технология




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*