Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ истории человечества здоровье всегда считалось высшей ценностью, которая является основой для активной творческой деятельности, счастья, радости и благополучия человека. Одним из современных определений здоровья дается, как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов
В период обучения в школе здоровье многих детей резко ухудшается. Основными причинами такого состояния являются недостаточная физическая активность, рацион питания, общая организация обучения, ненадлежащее состояние кабинетов.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. За время учебы каждый школьник должен получить знания, которые будут необходимы им в дальнейшей жизни, в том числе и знания о сохранении и укреплении своего здоровья. Традиционная организация учебного процесса создает у детей постоянный стресс, который приводит к нарушению физиологических функций и способствуют развитию заболеваний. В результате существующая система школьного образования ориентирована на здоровье.
Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка? Одним из ответов на этот вопрос стали востребованы здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках.
Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Цель этих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Математика – один из основных предметов школы. Здоровье ребенка во многом зависит и от того, как проходит обучение этого предмета. Трудности в изучении предмета часто являются основными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, снижение способности к адаптации, и, соответственно, к снижению уровня здоровья.
Перед учителем на уроках математики ставятся задачи:
- применение в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей ценности.
Но для работы нужно учитывать, чтобы данные технологии удовлетворяли принципам:
- «Не навреди!». Все методы должны быть научно обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вред здоровью ученика и учителя.
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося. Всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизическое состояние участников процесса.
- Принцип непрерывности и преемственности. Работа ведется каждый день и на каждом уроке, а не от случая к случаю.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Объѐм учебной нагрузки и сложность материала должна соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный и междисциплинарный подход. Единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех. Акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность. Активное включение, любой процесс снижает риск переутомления.
- Ответственность за своѐ здоровье. У каждого ребѐнка надо стараться сформировать ответственность за своѐ здоровье, только тогда он реализует свои ЗУН по сохранности здоровья
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на три основные группы:
Одним из главных аспектов здоровья является психологический комфорт учеников во время урока. Уже с самого начала урока важно создать атмосферу доброжелательности, позитивного эмоционального настроя. Четкая организация учебного процесса имеет важную роль в предотвращении утомления. Хорошая атмосфера в классе, спокойные беседы, внимание ко всем ученикам и мнениям, положительная реакция учителя на желание высказать точку зрения ученика, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности - всѐ это можно использовать для раскрытия способностей каждого ребенка.
Используя возможности уроков математики в организации процесса обучения с применением здоровьесберегающих технологий, учителя должны ориентировать детей на то, что изучая себя, особенности своего организма, они психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Через решение задач школьники знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Все задачи можно разделить на 4 группы: задачи, в содержании которых присутствует информация об организме человека, задачи на правильное питание, задачи, о вредных привычках человека и их профилактике и задачи о здоровом образе жизни.
Рассмотрим примеры таких задач:
1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
Математические задачи могут быть источником знаний учащихся о здоровье человека. Это выражается в том, что в содержании задачи присутствует факты из реальной жизни о здоровье человека. Представление проблемы здорового образа жизни в виде задач с таким содержанием способно оказывать большее влияние на учеников, чем просто слова.
Включение в уроки математики модулей по вопросам здоровья позволяет через решение задач заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, делают уроки математики более познавательными и интересными.
Также важным является соблюдение санитарных правил и требований к кабинету математики (его освещению, мебели и оборудованию). Кабинет является необходимым условием организации современного образовательного процесса при обучении математики. Ведь от правильного оборудования в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. Так, хорошо освещенный кабинет помогает учащимся совершенствовать навыки и умения по математике, оказывать воспитательное воздействие и расширять кругозор, при этом сохранять зрение.
В своей работе важно привлекать и обучающихся к участию в оформлении кабинета- изготовление моделей фигур, написание плакатов, таблиц. . Эта работа не только углубляет и расширяет знания по математике, но и способствует также расширению кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса, и как следствие, повышает мотивацию к изучению математики и способствует положительному настрою на предмет, а значит уменьшает риск возникновения стрессовых ситуаций на уроке.
Технология оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся должна в себя включать:
Реализация идеи организации здоровьесберегающего образовательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Неотъемлемым элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с требованиями являются физкультминутки. Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики являются необходимым кратковременным отдыхом с целью снятия застоя, вызванный длительным сидением за партой.
Рекомендации по выбору вида физкультминутки зависит от деятельности учеников на уроке. Преобладающий вид деятельности письмо – рекомендуется гимнастика для снятия общего утомления (упражнение №1); преобладающий вид деятельности слушание – рекомендуются дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий головного мозга, активизировать детей на уроке (упражнение №2); преобладающий вид деятельности чтение, использование ИКТ – рекомендуется гимнастика для глаз (упражнение №3).
Упражнение №1:
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Упражнение №2:
Носиком дышу, дышу глубоко,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
Упражнение №3:
В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
В психолого-педагогических технологиях используются личностно-ориентированные технологии; создается благоприятный психологический климат; существует охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни; снятие эмоционального напряжения за счет внедрения ИКТ, игровых технологий, оригинальных заданий, введение исторических экскурсий, использование литературных произведений и стихотворений. Это способствует не только психологической разгрузке, но установлению и укреплению междисциплинарных связей, а также достижению воспитательных и образовательных целей.
Благодаря использованию современных технологий можно обеспечить максимально комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности ребёнка, устранить негативные факторы, которые могут нанести вред здоровью.
Таким образом, самая большая ценность каждого человека – его здоровье, которое необходимо беречь и приумножать. Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Так как здоровье зависит от самих людей и их образа жизни, то мы сами должны нести ответственность не только за свое здоровье, но и здоровье наших учеников, используя здоровьесбергающие технологии обучения.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.