Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

20.12.2023 126 145
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель

Рожкина Виктория Сергеевна
Рожкина Виктория Сергеевна, студент

Вятский государственный университет

В истории человечества здоровье всегда считалось высшей ценностью, которая является основой для активной творческой деятельности, счастья, радости и благополучия человека. Одним из современных определений здоровья дается, как  состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов

В период обучения в школе здоровье многих детей резко ухудшается. Основными причинами такого состояния являются недостаточная физическая активность, рацион питания, общая организация  обучения, ненадлежащее состояние кабинетов.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. За время учебы каждый школьник должен получить знания, которые будут необходимы им в дальнейшей жизни, в том числе и знания о сохранении и укреплении своего здоровья. Традиционная организация учебного процесса создает у детей постоянный стресс, который приводит к нарушению физиологических функций и способствуют развитию заболеваний. В результате существующая система школьного образования ориентирована на здоровье.

Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка? Одним из ответов на этот вопрос стали востребованы здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках.

 Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Цель этих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Математика – один из основных предметов школы. Здоровье ребенка во многом зависит и от того, как проходит обучение этого предмета. Трудности в изучении предмета часто являются основными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, снижение способности к адаптации, и, соответственно, к снижению уровня здоровья.

Перед учителем на уроках математики ставятся задачи:

- применение в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;

- воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей ценности.

Но для работы нужно учитывать, чтобы данные технологии удовлетворяли принципам:

- «Не навреди!». Все методы должны быть научно обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вред здоровью ученика и учителя.

-  Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося. Всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизическое состояние участников процесса.

-  Принцип непрерывности и преемственности. Работа ведется каждый день и на каждом уроке, а не от случая к случаю.

- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Объѐм учебной нагрузки и сложность материала должна соответствовать возрасту учащихся.

- Комплексный и междисциплинарный подход. Единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

- Успех порождает успех. Акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

- Активность.  Активное включение, любой процесс снижает риск переутомления.

- Ответственность за своѐ здоровье. У каждого ребѐнка надо стараться сформировать ответственность за своѐ здоровье, только тогда он реализует свои ЗУН по сохранности здоровья

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на три основные группы:

  1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся;
  3. Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Одним из главных аспектов здоровья является психологический комфорт учеников во время урока. Уже с самого начала урока важно создать атмосферу доброжелательности, позитивного эмоционального настроя. Четкая организация учебного процесса  имеет важную роль в предотвращении утомления. Хорошая атмосфера в классе, спокойные беседы, внимание ко всем ученикам и мнениям, положительная реакция учителя на желание высказать точку зрения ученика, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности -  всѐ это можно использовать для раскрытия способностей каждого ребенка.

Используя возможности уроков математики в организации процесса обучения с применением здоровьесберегающих технологий,  учителя должны ориентировать детей на то, что изучая себя, особенности своего организма, они психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Через решение задач школьники знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Все задачи можно разделить на 4 группы: задачи, в содержании которых присутствует информация об организме человека, задачи на правильное питание, задачи, о вредных привычках человека и их профилактике и задачи о здоровом образе жизни. 

Рассмотрим примеры таких задач:

1 группа:

  1. Взрослый человек спит третью часть суток. В неделе семь суток. Сколько часов в неделю спит взрослый человек?
  2. Ребёнок должен спать на один час меньше, чем вторая часть суток. Сколько часов в неделю должен спать ребёнок?
  3. Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов делает сердце за 11 минут?
  4. Вес сердца взрослого человека 300 граммов, а ребёнка до года 30 граммов. Во сколько раз больше весит сердце взрослого человека? (Сердце приводит в движение кровь. Сердце имеет толстые мышечные стенки. Его можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Сердце работает непрерывно всю жизнь человека)

2 группа:

  1. В упаковке 100 таблеток поливитаминов. Они содержат 8 г витамина С. Сколько нужно таблеток поливитаминов, чтобы принять 72 г витамина С? (Витамин С активизирует иммунную систему, способствуя повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.)
  2. В упаковке 200 драже аскорбиновой кислоты.  20 драже содержит 1 г витамина С. Сколько граммов витамина С в упаковке? (При недостатке витамина С развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов, склонность к паталогическим переломам костей, гнойничковым заболеваниям)
  3. Каждый день ребята в школе выпивают по 200 г молока на завтрак. Сколько граммов выпивает наш класс? ( в нашем классе 26 человек) Сколько это литров? ( Чтобы обеспечить организм человека дневной нормой кальция, нужно выпить молока 3 литра)
  4. Дежурные сначала разнесли 4 подноса с 13 стаканами кефира на каждом подносе, потом ещё 29 стаканов сока. Сколько всего стаканов разнесли дежурные? Какие ещё напитки вы пьёте?

3 группа:

  1. 30 больных перенесли инфаркт. Известно, что среди них 6 человек некурящих, остальные курящие. Сколько человек могли бы быть здоровыми?
  2. Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 13 секунд умирает человек. Сколько человек от последствий курения умирает за один урок? Какой вред наносит курение человеку? Как можно оградить себя от этой беды?
  3. C каждой выкуренной сигаретой курильщик получает 2 мг никотина. Сколько никотина получит человек, выкуривший пачку сигарет (в пачке 20 сигарет)?
  4. Каждая выкуренная сигарета уменьшает продолжительность жизни на 5 минут 30 секунд. На сколько уменьшится жизнь после выкуривания пачки сигарет (в пачке 20 сигарет)?

4 группа:

  1. Для спортивной школы купили 14 мячей, гантелей на 34 штуки больше, чем мячей, а гимнастических матов в 6 раз меньше, чем гантелей. Сколько гимнастических матов купили?
  2. Играть в теннис учатся 35 девочек, а мальчиков в 2 раза больше, чем девочек. Сколько мальчиков учатся играть в теннис?( В теннис играли ещё древние греки и римляне. Падающий, ударяя по мячу, кричал:»Тенне!», что по – французски означает «держите».Это слово закрепилось в качестве названия игры.)
  3. В кружке «Школа здоровья»занимались 8 мальчиков, а девочек в 4 раза меньше. Сколько детей занимались в этом кружке?
  4. В течение четырёх дней врач принимал каждый день по 11 больных, а на пятый день он принял 19 больных. Сколько больных принял за 5 дней? Часто ли вы болеете? Как часто вы обращаетесь в больницу?

Математические задачи могут быть источником знаний учащихся о здоровье человека. Это выражается в том, что в содержании задачи присутствует факты из реальной жизни о здоровье человека. Представление проблемы здорового образа жизни в виде задач с таким содержанием  способно оказывать большее влияние на учеников, чем просто слова.

Включение в уроки математики модулей по вопросам здоровья позволяет через решение задач заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, делают уроки математики более познавательными и интересными.

Также важным является соблюдение санитарных правил и требований к кабинету математики (его освещению, мебели и оборудованию). Кабинет является необходимым условием организации современного образовательного процесса при обучении математики. Ведь от правильного оборудования в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. Так, хорошо освещенный кабинет помогает учащимся совершенствовать навыки и умения по математике, оказывать воспитательное воздействие и расширять кругозор, при этом сохранять зрение.

В своей работе важно  привлекать и обучающихся к участию в оформлении кабинета- изготовление моделей фигур, написание плакатов, таблиц. . Эта работа не только углубляет и расширяет знания по математике, но и способствует также расширению кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса, и как следствие, повышает мотивацию к изучению математики и способствует положительному настрою на предмет, а значит уменьшает риск возникновения стрессовых ситуаций на уроке.

Технология оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся должна в себя включать:

  • Правильную, методически грамотную организацию урока;
  • Использование различных каналов восприятия (аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие);
  • Учет зоны работоспособности в течении трудового дня и трудовой недели (максимальная трудоспособность у детей бывает на втором и третьем уроке, если брать работоспособность в течении недели, то максимум будет достигнут в четверг);
  • Распределение интенсивности умственной деятельности на уроке. ( с 5 по 20-25 минуту урока);
  • Организация физминуток.

Реализация идеи организации здоровьесберегающего образовательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Неотъемлемым элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с требованиями являются физкультминутки. Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики являются необходимым кратковременным отдыхом с целью снятия застоя, вызванный длительным сидением за партой.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки зависит от деятельности учеников на уроке. Преобладающий вид деятельности письмо – рекомендуется гимнастика для снятия общего утомления (упражнение №1); преобладающий вид деятельности слушание – рекомендуются дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий головного мозга, активизировать детей на уроке (упражнение №2); преобладающий вид деятельности чтение, использование ИКТ – рекомендуется гимнастика для глаз (упражнение №3).

Упражнение №1:

 Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Упражнение №2:

 Носиком дышу, дышу глубоко,

 Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание

Раз, два, три, четыре –

 Снова дышим: глубже, шире.

Упражнение №3:

В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мыш­цы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

В психолого-педагогических технологиях используются личностно-ориентированные технологии; создается благоприятный психологический климат; существует  охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни; снятие эмоционального напряжения за счет внедрения  ИКТ, игровых технологий, оригинальных заданий, введение исторических экскурсий, использование литературных произведений и стихотворений. Это способствует не только психологической разгрузке, но установлению и укреплению междисциплинарных связей, а также достижению воспитательных и образовательных целей.

Благодаря использованию современных технологий можно обеспечить максимально комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности ребёнка, устранить негативные факторы, которые могут нанести вред здоровью.

Таким образом, самая большая ценность каждого человека – его здоровье, которое необходимо беречь и приумножать. Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Так как здоровье зависит от самих людей и их образа жизни, то мы сами должны нести ответственность не только за свое здоровье, но и здоровье наших учеников, используя здоровьесбергающие технологии обучения.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Здоровьесберегающие технологии на уроках математики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*