Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы студентов на практическом занятии по фармакологии

18.12.2023 87 105
Телегина Олеся Юрьевна
Телегина Олеся Юрьевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Фармакология является одной из самых сложных дисциплин, профессиональных модулей в системе подготовки средних медицинских работников. За последние десятилетия фармакология стала объемнее, глубже и сложнее. Появились совершенно новые и очень важные группы фармакологических средств. Сильно продвинулись представления о механизмах действия; стратегия и тактика фармакотерапии стали сложнее и патогенетически осмысленней. Объем всей имеющейся информации удваивается каждые 10 лет. К тому же, отдавая дань новому, нельзя отказаться от базовых знаний прошлого.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования одной из профессиональных компетенций является осуществление организационной и исследовательской деятельности. Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность студентов выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть, не что иное, как ключевые компетентности. Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в их активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Следует признать, что самостоятельная работа студентов не просто форма образовательного процесса, а его основа. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к личным качествам студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов; повышается роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиливается ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

В связи с этим самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью учебного процесса.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников медицинских колледжей определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, умение применить ее у постели больного. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ.

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Задачами самостоятельной работы студентов являются:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умения использовать справочную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

В учебном процессе учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Существует 3 формы самостоятельной работы студента: фронтальная, групповая,  индивидуальная.

Сравнительный анализ форм самостоятельной работы студентов

Сущность формы

Фронтальная. Студенты выполняют общее для них задание, получая общий инструктаж; каждый работает самостоятельно, стремясь достигнуть цели. Используются общие приемы организации и руководства действиями студентов.

Групповая. Используется в малых группах (в группах постоянного или сменного состава) для совместной работы над поставленной задачей при выполнении практических заданий, а также для взаимной проверки заданий.

Индивидуальная. Предусматривает обязательное выполнение заданий, которое составляется индивидуально для каждого студента.

Преимущества

Фронтальная. Возможно коллективное достижение общей цели и задач, побуждающее студентов к взаимодействию. Результаты работы могут обсуждаться всеми студентами, подвергаться взаимному контролю.

Групповая. Неизбежность делового сотрудничества при обсуждении, принятии коллективного решения, обсуждение ошибок.

Индивидуальная. Возрастание роли студента в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения. Сотрудничество преподавателя и студента при выполнении трудоемких заданий. Приобщение слабоуспевающих студентов к деятельности. Личностное отношение к материалу, стимуляция активности студентов.

Целесообразность

Фронтальная. Целесообразна в начале изучения темы, когда важно создать настрой, вызвать интерес к новой теме. Полезна при выполнении задания по образцу.

Групповая. Целесообразна при проведении коллективного анализа заданий, типичных ошибок, допускаемых студентами в процессе выполнения работы.

Индивидуальная. Целесообразна, когда необходимо дифференцировать деятельность студентов, а также при осуществлении сотрудничества преподавателя и студента.

Практическое занятие – форма систематических учебных занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

На практических занятиях по фармакологии практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

Индивидуальные задания (60 минут)

- решение ситуационных задач;

-заполнение таблиц по теме занятия;

- написание рецептов по заданию;

- работа со справочным материалом;

- тестирование в СДО Moodle (30 минут)

На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике занятий.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

индивидуальные занятия (домашние занятия):

 -изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);

 - изучение рекомендуемых литературных источников;

- выполнение контрольных работ, курсовых работ;

- работа со словарями и справочниками;

- использование аудио- и видеозаписи;

 - работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

- написание докладов, рефератов;

 - составление глоссария, кроссворда и тестов по темам дисциплины.

Групповая самостоятельная работа студентов:

- подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);

- участие в Интернет олимпиадах

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с учебно-методическим комплексом по дисциплинам. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.

Организация самостоятельной работы студента

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повышения профессионального уровня.

Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы студента:

  1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине.
  2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.
  3. Обучение студентов методам самостоятельной работы.
  4. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция).
  5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

  1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы студентом.
  2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
  3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
  4. Проведение письменного опроса.
  5. Проведение устного опроса.
  6. Организация и проведение индивидуального собеседования.
  7. Организация и проведение собеседования с группой.

Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой

Инструктаж по выполнению задания:

  1. Цель задания;
  2. Его содержание;
  3. Сроки выполнения; ориентировочный объем работы;
  4. Основные требования к результатам работы;
  5. Критерии оценки.

Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

  • уровень освоения учебного материала;
  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении

практических задач;

  • уровень умения активно использовать электронные образовательные

ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • уровень сформированности общих и профессиональных компетенций;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями;
  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • уровень умения определить, проанализировать варианты действий;
  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

Оценка практических навыков

Оценка «5» - ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения, определяет междисциплинарные связи по условию задания.

Оценка «4» - ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания.

Оценка «3» - ставится, если студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя.

Оценка «2» - ставится, если студент дает неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий.

Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения.

Студенту, также, рекомендуется заполнить рабочую тетрадь по дисциплине, которая поможет ему более детально проработать пройденный материал.

В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.

Таким образом, изучение фармакологии в медицинском колледже решает ряд важных задач. Их успешное выполнение возможно лишь при использовании ряда современных педагогических приемов, среди которых важное значение имеет оптимальная организация занятия и самостоятельной работы.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Организация самостоятельной работы студентов на практическом занятии по фармакологии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*