Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сторителлинг - современная педагогическая технология для учебной дисциплины ООД.07 «Физика»

18.12.2023 78 86
Стук Анна Кирилловна
Стук Анна Кирилловна, преподаватель

Пермский профессионально-педагогический колледж

Использование современных педагогических технологий – важный аспект педагогической деятельности. Многие педагоги с трудом привыкают к новым технологиям в образовании.

В данной статье рассматривается особенность технологии сторителлинг и возможность её использования на занятиях по физике.

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй», способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй.

Сторителлинг – это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время.

Простота изложения информации, естественный и простой стиль позволят преподавателю донести до обучающего с разным уровнем учебных знаний, умений донести информацию. К истокам сторителлинга можно отнести: притчи, басни, сказки, былины, истории, сюжеты из художественной литературы; фрагменты материалов научных познавательных программ, обучающих ТВ программ и фильмов, разных научных передач, документалистики, новости, публикации в СМИ, биографии учёных. Можно взять идеи из встреч с интересными людьми, при посещении экскурсий, или истории с природными явлениями.

Цель сторителлинга – захватить внимание обучающихся с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Виды педагогического сторителлинга

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Обучающие только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает обучающимся конкретную информацию: правила, теории и прочее, которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории. Может быть, как в устной форме, так и в виде анимации.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только очевидного, но и скрытого знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным способом выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами – видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика.

Скрайбинг — это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации.

На русский язык термин МАЙНД-МЭП может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления».

       Хорошо применять на уроках физики сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.

Например,

  • Механика: закон сложения сил (из м/ф «На задней парте», басня И. Крылова «Лебедь, щука и рак»), где задача решается из предложенной информации:

Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил, действующих под углом одна к другой. Направление сил определено в басне так:

… Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а щука тянет в воду.

История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики. Результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Ивана Крылова.

Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.

Так ли это? Посмотрим. Лебедь, рвущийся к облакам, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза, а может быть, даже вполне уравновешивая его, – ведь груз невелик («поклажа бы для них казалась и легка»). Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодействующая их никак не может равняться нулю.

Во всяком случае, Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу все нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла басни.

  • Электростатика: электризация тел (Ералаш: «Короткое замыкание», «Новый метод»), где из предложенной информации происходит разбор явления электризации тел.
  • Видеоконтент из СМИ: Атомная физика (НПО Маяк, Кыштымская трагедия, авария на Чернобыльской АЭС, Авария на АЭС Фукусима-1), на основе полученной информации из видеоконтента, происходит разбор следующей проблемы – экологические проблемы эксплуатации АЭС.

При разборе темы в ходе беседы рассматриваются следующие вопросы:

  • заражение химическими веществами прилегающей к станции территории: особенно опасны радионуклиды и не радиоактивные изотопы;
  • вредные тепловые излучения от систем охлаждения;
  • различные виды радиационного излучения: альфа, бета, гамма; нейроны и рентгеновское излучение;
  • рост атомной энергетики ведет к нагреву, а затем перегреву атмосферы и катастрофическим изменениям климата;
  • биологическое воздействие радиоактивного излучения на организм человека, животных, растений.

После разбора видеоконтента проводится голосование: кто за АЭС, кто против АЭС.

На уроках физики использую библиографические истории ученых (Александр Попов 1949г., Гагарин. Первый в космосе. 2013г., Курчатов 2020г., и т.д.), видеоконтент (мультфильмы, видеоролики), интеллектуальные карты, басни, сюжеты из литературы.

Какие возможности дает сторителлинг?

Технология сторителлинга позволяет:

  • разнообразить образовательную деятельность;
  • заинтересовать каждого обучающегося в происходящем действии;
  • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
  • обогатить устную речь обучающихся;
  • облегчить процесс запоминания сюжета.

Кроме того, сторителлинг – это отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого обучающегося. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Данная технология помогает:

  1. научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание;
  2. запомнить материал, развивает грамотность;
  3. осваивать полезные сервисы и инструменты Интернета для создания историй. 

Все это ведет к успешному использованию полученных навыков при применении сторителлинга в дисциплине ООД.07 Физика в проектной и совместной деятельности обучающихся и педагога.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Сторителлинг - современная педагогическая технология для учебной дисциплины ООД.07 «Физика»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*