Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование сервисов системы дистанционного обучения MOODLE для осуществления педагогической деятельности в информационно-образовательной среде учреждения в условиях реализации ФГОС

01.08.2014 1411 2535
Грошева Елена Львовна
Грошева Елена Львовна, руководитель научно-методической работы

Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова

Основной вектор развития начального и среднего профессионального образования на сегодняшний день лежит в области электронных технологий обучения, которые позволяют повысить эффективность традиционных форм обучения и обеспечить доступ к получению актуальных образовательных услуг всем участникам образовательного процесса. Это актуально в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты, в основе реализации которых лежат компетентностный подход и модульные технологии обучения.


Требования ФГОС предусматривают, что эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС), которая является важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования.

 

Глобальная интеграция дистанционных образовательных технологий в образовании – это новый подход к получению знаний, специальности, профессии, еще не достаточно изученный, но, несомненно, несущий в себе огромный педагогический потенциал. Однако, характеризуя дидактические функции дистанционных образовательных технологий, не следует забывать о том, что сами по себе они малоэффективны и успешны для обучения, если за ними не стоит ряд методических разработок по их включению в учебный процесс, если нет четко сформулированных целей, которые должны быть достигнуты при их использовании, разработанной программы обучения.

 

Любая информационная технология должна органично интегрироваться в общую педагогическую концепцию, в учебно-воспитательный процесс, где наряду с данным подходом к образованию и в сочетании с ним используются разнообразные методы и средства обучения, в том числе и традиционные.

Можно выделить два направления использования дистанционных образовательных технологий  – во-первых, это сопровождение основного учебного процесса, как очного, так и заочного, а во-вторых  – полное обеспечение дистанционного обучения, посредством использования дистанционных образовательных технологий.

 

Для Костромской области обеспечение доступности качественного образования за счет преимуществ открытых образовательных мультимедиа систем, возможности сетевого распространения образовательных ресурсов и телекоммуникационного доступа к ним имеет особое значение. Это обусловлено географическими особенностями, относительно невысокой плотностью населения, концентрацией ведущих учебных центров в областном центре.


Вопросом внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс творческая группа преподавателей техникума занимается с 2007 года, а с 2012 года функционирует региональная стажировочная площадка, деятельность которой направлена на распространение инновационного опыта работы использования педагогического потенциала информационно-образовательной среды на основе СДО Moodle в информационной образовательной среде образовательных учреждений Костромской области.

Целью площадки является создание условий для распространения инновационного опыта использования ресурсов информационной образовательной среды на базе платформы дистанционного обучения Moodle.

 

В процессе стажировки стажѐры могут осуществить проектирование на основе изученного инновационного опыта собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям своего образовательного учреждения.

 

Одним из условий эффективного использования электронной информационной образовательной среды является качественный контент, (информационное наполнение ресурса (к примеру, веб-сайта) - вся информация, которую пользователь сможет загрузить на диск компьютера, соблюдая соответствующие законности, в основном для личного пользования).который представлен электронными учебно-методическими комплексами (ЭУМК), обеспечивающими непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения.

 

В ОГБПОУ «Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова» продумана и реализована технология подготовки электронного контента ЭУМК, проводится работа по созданию и использованию их в образовательном процессе. В качестве программной среды используется система дистанционного обучения (СДО) Moodle, которая поддерживает большинство современных спецификаций для обмена учебным контентом и является свободно распространяемой. Moodle дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации исследовательской деятельности студентов как  самостоятельной, так и групповой.

 

С использованием этой системы в техникуме организовано избирательное применение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) для различных образовательных услуг как очного, так и заочного обучения.

На сервере ОГБПОУ «Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова» представлена электронная база ЭУМК по 31 дисциплине (http://spoket.ru).

 

За 2 года подготовлены РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ на печатной основе и практические работы для слушателей курсов повышения квалификации, которые проходят стажировку с использованием подготовленного дистанционного ресурса. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ являются составной частью учебно-методических комплексов к сетевым курсам «Методика использования электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе» и «Технология создания электронных учебно-методических комплексов для учебного процесса». Результатом работы каждого слушателя является ЭУМК по дисциплине, созданный и размещѐнный в СДО «Moodle».


В процессе реализации программы создано педагогическое сообщество, в рамках которого педагоги могут выступать экспертами разработанных в рамках курсов материалов.

Опыт наших преподавателей представлен на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях:

- На региональном уровне:

  • Преподавателями ОГБПОУ «Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова» проведены 19 мастер-классов и открытые занятия для более чем 250 руководителей и преподавателей образовательных организаций Костромской области  по плану-графику повышения квалификации ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» и плану мероприятий региональной стажировочной площадки.      
  • Ежегодно преподаватели  принимают участие в региональном методическом конкурсе и становятся победителями и призѐрами.
  • ПУБЛИКАЦИЯ сборника «Модель организации учебного процесса с использованием электронного УМК в учреждениях среднего профессионального образования»- Опыт информатизации образовательных учреждений Костромской области. Методический сборник [Текст] / [Е.А.Лушина, Т.В.Николаева, В.Н.Ершов и др.; под ред. Е.А.Лушиной]. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 260 с;

- На межрегиональном уровне:

  • Подготовка и проведение IV Межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и студентов «Будущее принадлежит молодежи», посвященной 120-летию техникума 7 февраля 2014 года.

- На федеральном уровне:

  • 2011, в журнале «СПО»  №8 за 2011 год вышла статья из опыта работы по дистанционному обучению
  • 2012, МОСКВА ФИРО, 1-й Всероссийский конкурс авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе Российского образования» – «Использование СДО «Moodle» для повышения профессиональных компетенций студентов».
  • участие в конкурсе «Инновации в области содержания учебно-методических комплексов в системе начального и среднего профессионального образования УМО ЦФО» (октябрь 2012 г.);
  • участие в научно-практической конференции «Инновационные подходы к содержанию учебно-методического комплекса в технологическом и профессиональном образовании» (г. Липецк, 21 ноября 2010 г.);
  • выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Самоопределение учащейся молодежи: становление и развитие методологии и практики» (11-12 ноября 2011 года), город Кострома.

Таким образом, в процессе деятельности региональной стажировочной площадки нами апробированы и реализованы программы модулей, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации Костромской области, подготовлены программно-методические ресурсы для педагогического сообщества региона по использованию педагогического потенциала информационно-образовательной среды на программной платформе Moodle.

 

Литература

1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.

2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

3. Поляков А.А. Стратегия развития дистанционного инженерного образования// Материалы Шестой международной конференции по ДО. - М.: МЭСИ, 1998.

4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.

5. Соловов А.В. Об эффективности информационных технологий// Высшее образование в России. - 1997. - N 4.

6. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.

7. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // "Образование: путь к успеху". - Уфа., 2010.

8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

9. Институт Реформы образования Образовательного портала Мой университет! http://www.edu-reforma.ru/




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*