Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация индивидуального проектирования обучающихся в колледже

06.12.2023 613 1110
Гарейшина Инна Георгиевна
Гарейшина Инна Георгиевна, преподаватель

Новосибирский речной колледж

Современный человек отличается инициативностью и ответственностью, адаптивностью к динамично меняющимся условиям. Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Проектная деятельность в колледже – это особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Под проектом (от лат. Project - продвинутый вперёд) в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понимается:

  1. разработанный        план сооружения, какого-нибудь     механизма, устройства;
  2. предварительный текст какого-нибудь документа;
  3. замысел, план.

В «Толковом словаре» В.И.Даля проект — это предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, и изложение его на письме или в чертеже.

В литературе по данной теме рассматривается актуальность проектно-исследовательской деятельности как инновационной технологии вовлечения обучающихся в учебный процесс.

Существует множество подходов (Гузеева В.В., Коллингс Э.У., Полат Е.С., Сиденко А.С., Хайнес С., Чечель И.Д.) к классификации проектов по различным основаниям: по характеру результата, по форме, по характеру доминирующей деятельности, по профилю знаний, по характеру координации, по уровню контактов, по продолжительности, по типу объекта проектирования.

Индивидуальный проект - форма организации образовательной деятельности по реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профессиональной направленности. Индивидуальный проект – учебный проект, выполняемый обучающимися первого курса в рамках одной или нескольких общеобразовательных учебных дисциплин с целью демонстрации достижений в самостоятельном освоении обучающимися содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Главная цель разработки проекта заключается в формировании у студентов различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, информационно-аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

В колледже активно ведется работа по организации и методическому сопровождению индивидуального проектирования обучающихся. В учебных планах по программам подготовки специалистов и рабочих (служащих) предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. В настоящее время – как отдельный предмет «Индивидуальный проект».

Методической службой колледжа в помощь руководителям индивидуальных проектов были разработаны «Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта для обучающихся и преподавателей». Индивидуальный проект предполагает получение вполне реального практического результата на основе теоретических знаний, оформленного тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, нужно научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять способы совершенствования проектирования и изготовления продуктов различного рода.

Руководителем проекта является преподаватель-предметник, координирующий проект. В процессе написания индивидуальных проектов выработан алгоритм работы: выбор темы, анализ имеющихся данных, целеполагание и обоснование актуальности, что происходит в совместной деятельности обучающегося с преподавателем. А далее проект реализуется индивидуально.  Устанавливаются сроки представления преподавателю проекта, обучающиеся обращаются к руководителю за консультацией того или иного вопроса.

Несмотря на разнообразие тем, структура индивидуального проекта или исследовательской работы должна быть примерно одинаковой: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, определения, список использованных источников, приложения.

После завершения работы над оформлением проекта необходимо продумать презентацию. Для защиты проекта создается комиссия, состоящая из представителей администрации, ведущих педагогов, сотрудников методической службы. Для оценки индивидуальных проектов (как самой работы, так и ее защиты) используется рейтинговая оценка. Можно отметить, что многие индивидуальные проекты сделаны на достаточно высоком уровне, а главное, мы видим интерес обучающихся к этой деятельности, их желание показать результаты своего труда, сопереживание другим. Это самый важный результат работы по внедрению индивидуальных проектов среди обучающихся первого курса по общеобразовательным дисциплинам. Комиссией отбираются лучшие работы первокурсников, которые рекомендуют на общеколледжную конференцию «От индивидуального проекта – к профессиональной карьере», куда в качестве слушателей приглашаются все студенты 1 курса. Лучшие проекты рекомендуются для участия в мероприятиях разного уровня.

При написании работ студенты без труда находили теоретический материал и его анализировали. Затруднения вызывали определение гипотезы и актуальности, выявление объекта и предмета исследования. При оценке презентаций самыми частыми были следующие ошибки: бессмысленная анимация, отсутствие единообразия и жесткого макета, информационная избыточность слайдов. Выявленные замечания учтены при разработке методических рекомендаций по выполнению и защите индивидуального проекта.

Можно сказать, что индивидуальные проекты завоевывают устойчивые позиции. Проектная деятельность в колледже является отправной точкой в формировании исследовательских навыков обучающихся, необходимых им для написания курсовых работ, ВКР и будущей профессиональной деятельности.

Данная деятельность развивает такие качества личности, как познавательная активность, заинтересованность в обучение, расширение кругозора, мотивирует осознанное получение и использование знания. Кроме того, обучающиеся учатся работать над проблемой, получают навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, публичного выступления. Работа над проектом дает возможность обучающимся сотрудничать с руководителем, обсуждать, предлагать свою точку зрения. У обучающихся формируются компетенции значимые для его успешной профессиональной деятельности.

Список литературы и информационных источников

  1. Бахтиярова Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии, 2001. № 2. С. 28.
  2. Балашов В. В., Лагунов Г. В., Малюгина И. В., Масленников В. В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в России: монография: в 3 ч. — М., 2007 — С. 42.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва : Олма-Пресс : Крас. пролетарий, 2004. - 700 с.
  4. Мандель, Б. Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО/ Б. Р. Мандель. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 293с.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / М.: Академия, 2002. — 272 с.
  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  1. Рубакова, Н. В. Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО / Н. В. Рубакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 416-418. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86170/.
  2. Сенина О.И. Индивидуальный проект. 10-11 класс. Модуль 2: Дедуктивный метод проектирования: от готового продукта к его осмыслению. Учебник для общеобразовательных организаций, работающих в режиме разновозрастного обучения/ – Усть-Илимск, 2021. – 38 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732. 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Организация индивидуального проектирования обучающихся в колледже




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*