Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности преподавания физической культуры обучающимся с задержкой психического развития (ЗПР)

29.11.2023 138 167
Калугина Мария Сергеевна
Калугина Мария Сергеевна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение «Михайловский экономический колледж-интернат» принадлежит к системе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Колледж предназначен для обучения и реабилитации инвалидов, с возможностью обучения на договорной (платной) основе в инклюзивных учебных группах.

Наш колледж имеет свою специфику работы, которая направлена на воспитание, развитие и творческую самореализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Задача педагогов колледжа - подготовка этих студентов к предстоящей  жизнедеятельности,  возможности их, по  окончании нашего учебного заведения трудиться по выбранной специальности. Студенты – инвалиды проходят в МЭКИ социально-психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию.

Я работаю в колледже с детьми с ограниченными возможностями 18 лет. В колледж каждый год приходит группа обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). При работе с такими студентами существует ряд особенностей, в том числе есть свои особенности в преподавании физической культуры и формировании двигательный действий.

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн. человек с умственной отсталостью. По данным Главного управления реабилитационной службы и специального образования Минобразования Российской Федерации, из 600 тыс. общего количества с отклонениями в развитии 60% составляют дети с умственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.

Адаптивная физическая культура для детей с ЗПР – это одно из средств не только устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. Степень адаптации находится в прямой зависимости от клинико-психопатологического состояния обучающихся, поэтому педагогу физической культуры для продуктивной педагогической деятельности необходимо знать характерные проявления основного дефекта, особенности физического, психического, личностного развития данной категории обучающихся.

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы студентов. Психомоторное недоразвитие обучающихся с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. У обучающихся с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев. Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков метаний.

Воспитание и обучение студентов с ЗПР при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеют ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой вид физкультурной деятельности. К ним относятся:

- методы формирования знаний;

- методы обучения двигательным действиям;

- методы развития физических способностей;

- методы воспитания личности;

- методы организации взаимодействия педагога и занимающих;

- методы регулирования психического состояния обучающихся.

Формирование двигательных действий содержит две стороны: смысловую и процессуальную (двигательную). Смысловая сторона требует мышления, памяти, воображения и регулируется сознанием. Это наиболее сложная задача для студентов с ЗПР, так как нарушение познавательной деятельности и психических процессов, связанных с нею, и составляет основной дефект. Освоение любых движений возможно лишь в том случае, если обучающийся ощущает своё тело, понимая назначение и возможности его частей, так как от этого понимания зависит формирование пространственного восприятия, дифференцировка движений и т.п. Студенты с ЗПР нередко с трудом осваивают представления о схеме собственного тела и, следовательно, об основных направлениях движения и пространственной ориентации.

Методы слова и наглядности, сопровождающие движение, позволяют студентам с ЗПР оперировать образным материалом воспринимаемых объектов, воссоздавать достаточно большой объем представлений, закреплять полученные знания. Формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у данной категории обучающихся составляет основу обучения двигательным действиям.

Эти студенты в большинстве своем имеют низкий соматический статус, слабое физическое развитие. Испытывают дефицит двигательной активности, они демонстрируют сниженные по сравнению со здоровыми сверстниками показатели мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости и особенно координационных способностей.

Быстрота простой двигательной реакции у людей данной категории развивается в упражнениях с реагированием на внезапно возникающий сигнал: во время ходьбы, бега по хлопку – остановка, поворот кругом или упор присев и т.п. А при развитии выносливости лимитирующим фактором является не только сниженный потенциал сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но, главное, - сниженная способность к волевым усилиям. Задача развития выносливости ограниченна рамками упражнений в зоне умеренной интенсивности и состоит в том, чтобы не избирательно воздействовать на отдельные факторы выносливости, а создавать условия для повышения общего уровня работоспособности к широкому кругу видов деятельности.

 Основными факторами воспитания студента с ЗПР являются воспитывающая среда, воспитывающая деятельность и осмысление обучающегося себя в реальной жизни. Физкультурная  деятельность содержит и воспитывающую среду, и воспитывающую деятельность, и возможности личностного развития и самореализации; решает ряд для личности обучающегося  задач:

- воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности;

- воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями;

- формирование положительной мотивации, интереса к физкультурной деятельности;

- воспитание ответственности, инициативы, настойчивости в преодолении трудностей;

- формирование навыков самовоспитания, самоорганизации, самодисциплины, самооценки, самоконтроля.

Решаются эти задачи методами приучения, убеждения, личного примера педагога, специальных тренингов, позитивных видов оценивания деятельности, общения в коллективе, создания благоприятного психологического климата.

Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие обучающегося, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений, как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др., обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.

 

Литература

 

  1. Шапкова Л. В.Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / – М.: Советский спорт, 2007. – 608с.
  2. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: учебное пособие для СПО / Гриф УМО СПО 2023.
  3. Токарская Л.В. Теория и методика физического воспитания детей и подростков с умственной отсталостью: учебное пособие для СПО / Л.В. Токарская, Н.А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. – М: издательство Юрайт, 2019.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Особенности преподавания физической культуры обучающимся с задержкой психического развития (ЗПР)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*