Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Пример организации внеаудиторной деятельности как одного из видов дифференцированного обучения студентов бухгалтерскому учёту

31.07.2014 927 1619
Говорова Валентина Владимировна
Говорова Валентина Владимировна, преподаватель

Михайловский экономический колледж-интернат

Согласно общему плану работы Михайловского экономического колледжа-интерната и теме научно-методической и экспериментальной работы на предстоящий учебный год каждый из членов кафедры уже выбрал собственную тему и начал на первом этапе анализировать психолого-педагогическою литературу по проблеме исследования.

 

В рамках эксперимента мы работаем над темой «Индивидуальный подход и дифференцированное обучение на уроках бухгалтерского учёта как важное условие повышения эффективности процесса обучения». И мы начали работу над этим вопросом  и с теории, и с практики.

 

Цель дифференциации — адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.

 

В качестве примера можно назвать творческое, не совсем обычное, внеклассное мероприятие, проведенное в ноябре мной и педагогом-психологом колледжа в группах отделения «Экономика и бухгалтерский учёт»: «Бухгалтерская работа – это работа с людьми, среди людей и для людей».

 

Задача нашей кафедры - стать школой общественного становления личности  студента, помочь ему занять активную позицию в освоении опыта творческих дел, дать возможность для реализации потребностей и интересов.

 

Все мы знаем, что погружение студентов в решение коллективно-творческих дел, характеризующихся высокой интенсивностью внеурочного процесса, приносит свои плоды в последующей деятельности студентов, которые принимали активное участие во внеаудиторной работе.

 

 Творческая атмосфера приводит студентов к:

- совершенствованию умений по организации и проведению различных видов творческих дел в условиях коллектива;

-закреплению компетенций группового и межличностного общения.

 

Работая в творческой группе и отвечая за свой фронт работы, студентам, тем не менее, приходится обращаться друг к другу за советом и помощью, сообща решать какие-либо проблемы и выполнять наиболее трудную и ответственную часть работы. Все это стимулирует взаимное обучение и дает возможность менее подготовленным получить поддержку более подготовленных и улучшить свои показатели; наиболее подготовленные получают возможность почувствовать ответственность за работу в целом, добиваясь качественного выполнения порученной работы от менее подготовленных студентов.

 

Все это на языке педагогики называется уровневой дифференциацией.

 

Мероприятие «Бухгалтерская работа – это работа с людьми, среди людей и для людей» проходило в форме деловой игры. Студенты моделировали «Один день из жизни бухгалтерии и ее штата: «Главный бухгалтер», «Заместитель главного бухгалтера (сангвиник)», «Бухгалтер кассир (меланхолик)», «Бухгалтер по налогам (холерик)», «Бухгалтер по расчетам (флегматик)».

 

На этом мероприятии мы смогли «увязать» проблемы бухгалтерского учета и общей психологии, этику бухгалтера и вопросы группового и межличностного общения.

 

Мы дифференцировали студентов двух групп на малые группы по их способностям, психологической совместимости как способности адаптации к различным темпераментам и характерам, а также по использованному учебному материалу. Старались учесть, чтобы в каждой группе у нас был и артист, и творческая личность, и человек, владеющий хорошо ИКТ, и самый ответственный и самостоятельный студент, и менее ответственный студент, и человек, способный эффективно разрешать конфликты и предотвращать их. Чтобы каждый студент, работая в группе, взаимодополнял другого и учился у него в процессе групповой работы.

 

Представим жизненную ситуацию: все бухгалтеры разные по характеру и темпераменту.

Как и все, они допускают в работе ошибки, и не всегда качественно выполняют работу.

Главный бухгалтер обнаруживает все это и испытывает трудности в общении с такими бухгалтерами. Возникает проблема: «Как ему вести себя, как общаться с такими работниками?» Эту проблему наши выпускники начнут решать уже в недалеком будущем.

 

Ход мероприятия:


1 этап - теоретическое обоснование  возникшей проблемы.


2 этап - представление сотрудников бухгалтерии студентами в презентациях MS PowerPoint и видеороликах.

Рассматривались подходы в общении, модели взаимодействия с сотрудниками бухгалтерии, разными по темпераменту. Все работы оригинальны, разнообразны по содержанию, каждая «со своей изюминкой» и «бухгалтерским юмором» раскрывала представляемый тип темперамента работника бухгалтерии.

Перед каждым участником и присутствующими стояла задача исправить качество работы подчиненного, а не его самого.


Поэтому на 3 этапе критики предлагали рекомендации о том, как оптимально критиковать главному бухгалтеру сотрудников с различными темпераментами.


4 этап – театрализованные миниатюры, подготовленные студентами-исполнителями ролей, где они на практике воплощали рекомендации критиков по поводу того, как вести себя с подчиненными.

Причем, здесь мы, дифференцировав студентов, пошли на эксперимент - на то, чтобы студент-сангвиник (например, студент М. обыграл роль холерика. Это делалось намеренно, чтобы ребята смогли побывать в другой для себя жизненной ситуации и наметили стратегию дальнейшего поведения.

И еще один момент: используя индивидуальный подход, мы предложили студенту, никогда не бывавшему на сцене и не обладающими актерскими способностями, проявить себя на сцене, помогли ему перевоплотиться так, чтобы в нем засверкала его индивидуальность и появилась вера в свои силы. Пример тому нигде неучаствующий, незаметный студент Е., а также студент М., упорно бравший уроки актерского мастерства даже у студента 1 курса, блестяще обыграл роль холерика, хотя на самом деле таковым не являлся. Или студент К., который замечательно выступил в роли критика, что приятно удивило присутствующих.

Сама структура дифферециации, выбранная мной и психологом, позволила НЕ БЫТЬ ПАССИВНЫМИ НИКОМУ, А ТОЛЬКО АКТИВНЫМИ - ВСЕМ!!! И работа, облечённая в творческую форму, соединила студентов, породила новые виды деловых отношений между ними - равноправные, руководства и подчинения, автора и помощников.


5 этап – просмотр различных жизненных ситуаций старых кинофильмов (которые они захотели обязательно потом посмотреть, т.к. отдельные студенты их не знали) и выработка стратегии дальнейшего поведения.

Непринужденная, творческая, театрализованная обстановка этого мероприятия позволила всем присутствующим еще раз убедиться в том, что профиль нашей специальности не только серьезный, но и эмоциональный, деловой, оригинальный и подобные мероприятия дают профессиональную путевку в жизнь нашим выпускникам.


На 6 этапе -рефлексия, когда преподаватель обращался к студентам с вопросом: «Как вы думаете, удалось ли нам достичь поставленных целей»? И студенты отвечали: «Мероприятие необычное, оно позволило нам сформировать в себе коммуникативные профессиональные функции, а также мы научились, как нам действовать дальше и вести себя на предстоящей работе, учитывая индивидуальные особенности и типы темперамента наших будущих коллег».

 

Мы уверены, что деловая игра обязательно поможет студентам в будущем:

- узнать когда и как можно обсуждать промахи подчиненных, а также стоит ли их критиковать;

- убережет от недопонимания или конфликтов с сотрудниками, которые посчитали ваши замечания несправедливыми или некорректными.

 

Содержание и цели мероприятия полностью были реализованы. Разыгрываемые роли бухгалтеров по различным участкам работы, действительно, отражают поведение сотрудников в зависимости от типа темперамента и характера работы. Студенты показали, как вести себя с окружающими людьми в коллективе.

 

Реализуются интересы, потребности студентов в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении. Их работа оказывает благотворное влияние на формирование творческой и самостоятельной личности молодого человека, гуманной и внутренне свободной, умеющей ценить себя и уважать других.

 

Список используемой литературы

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.: Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 2009. -288с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Э.Ф. Зеер. -М.: Изд-во УОРФ, 2009.- 336 с.

3. Климов Е.А.  Введение в психологию труда. М.: «Ганга», 2011

4. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов  пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2009. -576с

5. Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 2000

6. Бороздина А. В. Психология темпераментов. М., 2005




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*