Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие творческих способностей студентов на занятиях дополнительного образования в системе профессиональной подготовки

02.11.2023 245 350
Бахтина Эльвира Альбертовна
Бахтина Эльвира Альбертовна, преподаватель

Кировский технологический колледж

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют формирования креативного, творчески активного поколения, способного нестандартно и эффективно решать новые проблемы.

Отмечается значительный рост требований современного работодателя к профессиональной подготовке выпускников учебных заведений. На первый план выходят такие важнейшие личностные качества будущего специалиста, как творческий подход к решению профессиональных проблем, самостоятельность, способность и готовность к саморазвитию, самореализации, умению самостоятельно ставить цели, анализировать результаты своей деятельности.

В педагогике проблема творчества и креативного мышления всегда была одной из самых актуальных. Однако, несмотря на это, она остается недостаточно изученной в теории и мало представленной в практике. Поэтому интерес к теме творчества не ослабевает с годами.  

Понятия «творчество» и «креативность» изучаются с разных сторон: разрабатываются теории и программы по развитию креативности и творческих способностей личности, понятийный аппарат различных концепций, исследуются творческое мышление. Исследованием развития творческих способностей занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд и др. 

Студенты образовательного учреждения должны обладать определенными качествами личности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать, самостоятельно критически мыслить, быть способными выдвигать новые идеи, творчески мыслить, работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций.  

В связи с этим, возникает необходимость практической разработки проблемы развития творческих способностей, что требует специальной организации учебного процесса, определенного методического подхода к содержанию, формам организации учебных занятий. 

Развитию креативной, творческой личности способствуют занятия декоративно-прикладным творчеством. Кроме того, изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, элементарных навыков рисования и рукоделия, гуманного отношения к окружающему миру. 

В КОГПОБУ «Кировский технологический колледж» готовят специалистов по многим творческим направлениям: «Дизайн в текстильной и легкой промышленности», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Технология текстильных изделий (трикотаж)» и т.д. 

Студенты учатся создавать эскизы моделей одежды, строить их конструкции, профессионально изготавливать и оформлять изделие с учетом модных тенденций, проектировать и изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства. 

В рамках дополнительного образования работают кружки по различным направлениям. У студентов есть возможность овладевать навыками рукоделия.

Это позволяет реализовать одну из важнейших задач современного образования - обучение студентов разрабатывать не просто единичные креативные модели одежды или предметы интерьера, но и уметь самостоятельно ориентироваться в системах творческого поиска. Также в колледже введены спецкурсы, направленные на формирование у студентов художественных и технологических навыков. Они способствуют проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей.

Благодаря программам дополнительного образования обучающиеся получают возможность проявить свои таланты и способности, реализовать свой творческий потенциал и воплотить свои идеи в жизнь.  

В дополнительное образование обучающихся КОГПОБУ «Кировский технологический колледж» включены несколько курсов, направленных на художественно-эстетическое развитие личности. Один из них спецкурс по декорированию сувенирных изделий.

На этих занятиях студенты разрабатывают свое авторское изделие - сувенир, оформляя его аппликативной вышивкой или вышивкой атласными лентами, а также росписью по ткани. При оформлении изделия используются такие материалы как бисер, стеклярус, пайетки, металлизированные нити, нити мулине, акриловые краски и т.д.

После разработки композиции, выполнения вышивки на изделии авторы занимаются сборкой деталей, что закрепляет их знания по практическим занятиям.  

Такие спецкурсы позволяют соединить профильную подготовку с эстетическим воспитанием, сформировать культуру труда, так как изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своей деятельности.

Целью таких занятий является закрепление и расширение изученных студентами знаний и практических умений на занятиях по рисунку, цветоведению, проектированию, материаловедению, а также формирование творческих способностей при создании собственных изделий.   

Методика обучения составлению композиций для декорирования сувениров в технике вышивки составлена для обучающихся с целью не только производить собственными руками красивые вещи, но и привить любовь к народному искусству, сохранять традиции русского декоративно-прикладного искусства, научить ценить красоту окружающего мира.

Весь процесс обучения должен отражать творческий, исследовательский, информативный и воспитательный характер. При этом внимание обучающихся необходимо останавливать на восприятии художественно-эстетической стороны выполняемой практической работы, на ритмическом чередовании масс, объема, цветовых отношениях и цветовом ритме.  

Обучение с применением цифровых образовательных ресурсов, наглядных изображений, схем, готовых изделий создает благоприятные условия для познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.  

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств.

Эти средства художественной выразительности обучающиеся осваивают на всем протяжении обучения. 

В процессе такого обучения они совершенствуют знания в области основных приемов композиции: понимание ритма, статики и динамики, пропорций, цветовой гармонии.  

Таким образом, занятия по дополнительному образованию развивают у обучающихся художественно-эстетический вкус, воображение, образное мышление, а также направлены на самореализацию в творческой сфере.

Опыт педагогической деятельности показывает, что организация дополнительного образования с художественно-технологической направленностью способствует развитию личности каждого студента, формируя инициативность, самостоятельность, конкурентоспособность. 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие творческих способностей студентов на занятиях дополнительного образования в системе профессиональной подготовки




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*