Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Индивидуальная работа с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования

16.10.2023 481 600
Кадырова Юлия Изгатовна
Кадырова Юлия Изгатовна, преподаватель

Токмина Марина Александровна
Токмина Марина Александровна, преподаватель

Белебеевский медицинский колледж

Несоответствие успеваемости студента и его учебному потенциалу — одна из основных и актуальных на сегодняшний день проблем образования. Наиболее ярко это проявляется в неуспеваемости в СПО, преобладании удовлетворительных результатов обучения, частом представлении на проверку преподавателям несамостоятельно написанных рефератов, курсовых и дипломных работ, зачастую заимствованных из интернета, нежелании студентов заниматься научными исследованиями. Многие студенты не признают ценности образования, которое получают, не имеют дальнейших планов трудоустроиться по выбранной специальности. Часто студенты учатся только ради диплома.

 Неуспеваемость — это актуальный вопрос для всех педагогов. Чтобы найти способы преодоления студенческой неуспеваемости, необходимо выявить порождающие ее причины. Своя причина есть у каждого неуспевающего студента, есть также и общие причины для определенного круга обучающихся, и из всей совокупности важно найти одну решающую причину, иначе старания педагогов и психологов окажутся потраченными зря.

 Понятие академической неуспеваемости.

Неуспеваемость как дидактическое понятие впервые в истории педагогики описана В. С. Цетлин. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки студентов требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, семестра, года). Существует большое разнообразие факторов, влияющих на успешность обучения студентов в вузах. Это такие факторы, как материальное положение, здоровье студента, уровень подготовки студента до вуза, реальность представлений студента о специфике обучения в вузе, величина оплаты за обучение, организация самого учебного процесса, материальная база вуза, квалификация преподавателей, престижность выбранного вуза, индивидуальные особенности психики студента. К причинам неуспеваемости также относятся сенсорные и речевые нарушения, дефицит или отсутствие любви и заботы родителей, недисциплинированность, несформировавшиеся познавательные мотивы. В реальности у неуспевающего студента переплетается ряд описанных причин, и причина неуспеваемости кроется не только в нежелании студента учиться. Все аспекты неуспеваемости можно объединить в такие группы, как социальные, педагогические и организационно-административные.

Неуспеваемость можно классифицировать по двум типам:

  1. Абсолютная неуспеваемость. Студент не выполняет минимальные требования, необходимые для его перевода на следующий курс, соотносится с минимумом требований.
  2. Относительная неуспеваемость. Познавательные способности студента превышают линию обязательных требований.
  3. Эпизодическая неуспеваемость: недостатки преподавания, непрочность полученных знаний; недостаточный текущий контроль; прогулы занятий, рассеянное внимание, невыполнение задаваемых уроков . Выявлено, что основной причиной неуспеваемости студентов являются отрицательные бытовые условия, а именно отсутствие компьютера или ноутбука для подготовки к занятиям и выполнения заданных работ. На втором месте оказалось неудачное расписание занятий. На третьем и четвертом местах — отсутствие понятной учебной литературы и недостатки преподавания в самом вузе (устаревшее оборудование, непедагогичность сотрудников, недостаточное использование информационных технологий в преподавании и т. д.). Также студенты назвали семейные обстоятельства, пробелы в знаниях, отсутствие навыков учебного труда, лень, отсутствие интереса к обучению причинами неуспеваемости. Таким образом, на первый план выходят причины, связанные с организацией учебного процесса и дидактическими средствами обучени. Многие исследователи считают основной причиной неуспеваемости неосознанный выбор студентом специальности, и, как следствие, отсутствие мотивации в обучении. Уже в процессе обучения многие студенты понимают, что хотели бы выбрать для себя совершенно другую профессию, студенты теряют интерес к обучению и учатся только ради диплома. Успеваемость официально определяется степенью овладения знаниями, навыками и умениями, которые установлены учебной программой с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности.

Современная дидактика предлагает следующие пути преодоления неуспеваемости:

  1. Педагогическая профилактика — поиск наиболее подходящих педагогических систем, в т. ч. применение активных методов и форм обучения, новейших педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
  2. Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов учебного процесса, своевременное выявление пробелов в знаниях. Для педагогической диагностики применяются беседы педагога и студента, наблюдение за трудным студентом, проведение тестов, анализ результатов.
  3. Педагогическая терапия — меры по устранению неуспеваемости студентов методом дополнительных занятий. На Западе применяются «группы выравнивания», их преимущества заключаются в том, что занятия в них проводятся после серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Такие занятия ведут специализированные педагоги, посещение занятий является обязательным.
  4. Воспитательное воздействие — с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная воспитательная работа, т. к. неуспеваемость зачастую связана с плохим воспитанием. Проблему преодоления неуспеваемости следует рассматривать как педагогическую задачу, для решения которой необходима разработка программы с алгоритмом оптимально решения.

Решение предполагает под собой совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у студентов, учитывая их реальные возможности. Работа со студентами со слабым развитием умственной деятельности должна заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  1. Создавать проблемные ситуации.
  2. Активизировать самостоятельное мышление.
  3. Организовывать сотрудничество студентов на занятиях.
  4. Выстраивать позитивные отношения в группе. Такой группе неуспевающих студентов рекомендуются задания, которые направлены на развитие мышления, памяти и внимания.

Работа со студентами, которые не желают учиться, должна:

  1. Помочь студентам осознать необходимость получения знаний.
  2. Развивать ответственность.
  3. Поддерживать уверенность студента в собственных силах. Работа с неуспевающими студентами должна осуществляться как на уроке, так и на дополнительных занятиях.

Мотив к обучению у студента должен лежать внутри самой учебной деятельности или как можно ближе к её процессу. Достичь этого можно путем создания максимально интересного процесса обучения для студента, а также путем помощи студенту в формировании мотивов и установок, которые позволили бы ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности. Немаловажным является создание на занятии педагогом «ситуации успеха», для того, чтобы помочь более сильным студентам реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности и помочь более слабым выполнить посильный для них объем работы. 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Индивидуальная работа с неуспевающими студентами в системе среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*