Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»

11.10.2023 1196 1539
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель

Сергеев Иван Дмитриевич
Сергеев Иван Дмитриевич, студент

Вятский государственный университет

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю,

воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

А. Маркушевич

 

В настоящее время существует несколько учебно-методических комплектов для изучения математики в начальной школы. Немалой популярностью пользуется учебно-методический комплект под названием «Перспективная начальная школа».

Учебная программа под названием «Перспективная начальная школа» представляет собой альтернативный подход к образованию, отличающийся от традиционной системы обучения. Она основана на различных развивающих методиках, среди которых выделяются работы известных российских ученых Д. Б. Эльконина-Давыдова и В. В. Занкова.

Создателем курса для учащихся начальной школы стала Роза Гельфановна Чуракова – кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации работников образования.

Главная идея – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности:

  • возраста,
  • способностей,
  • интереса,
  • склонностей,
  • развития в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Основные цели данного учебно-методического комплета «Перспективная начальная школа»:

  • принять во внимание особенности современных младших школьников и модель классного коллектива в начальной школе;
  • учесть измененные образовательные требования, включая Концепцию модернизации российского образования и Федеральный компонент государственного стандарта общего образования для начальной школы;
  • учесть новые требования к учебнику, связанные с развитием информационных технологий.

Главенствующие задачи проекта «Перспективная начальная школа»:

  1. Развитие личности школьника.
  2. Стимулирование творческих способностей.
  3. Формирование интереса к учению.
  4. Воспитание нравственных и эстетических чувств.
  5. Создание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим.

Определяющие принципы концепции

  1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка

В начальном образовании присутствует стремления к развитию каждого ребенка во всех аспектах – эмоциональном, нравственном и интеллектуальном. Для этого важно создавать условия, которые дадут возможность каждому ребенку проявить свою самостоятельность и инициативу в различных видах учебы и досуга.

  1. Принцип целостности картины мира

Принцип целостности картины мира заключается в том, чтобы предоставлять школьникам содержание образования, которое поможет им видеть и понимать взаимосвязи между объектами и явлениями, чтобы у них сложилась полная картина мира.

  • Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей

Чтобы дети оставались здоровыми, необходимо придерживаться принципа заботы об их психическом и физическом благополучии. Это включает формирование у них привычек поддержания чистоты, порядка и аккуратности, а также соблюдения регулярного режима дня. Также имеют место созданные условия для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, таких как утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе и экскурсии на природу.

Главная особенность учебно-методического комплекта является то, что он акцентирует внимание на тесной связи курса «Окружающий мир» с другими предметами. Он признает, что основы этого предмета тесно связаны с изучаемым русским языком и математикой. Без понимания всего, что нас окружает, ребенок не может полноценно раскрыть свой потенциал и стать образованным.

Математика в данном курсе сложна, построена очень строго, решает традиционные вопросы нетрадиционными методами. Авторы рекомендуют ни на шаг не отступать от методики преподавания предмета и считают, что благодаря данной системе подачи материала у учеников будет складываться истинно математическое мышление.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младшего школьника умения учиться.

Программа обеспечивает достижение следующих целей.

Во-первых, развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.

Во-вторых, математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношениях; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

В-третьих, освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

И, конечно, воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Все выше перечислено говорит о том, что программа по учебному предмету «Математика» данного учебно-методического комплекта призвана ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике. Дать ребенку первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Также учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. В учебниках комплекта присутствуют ссылки на интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками, таким образом, комплект подразумевает создание условий использования компьютера в школе и их перспективное развитие.

Учебники и рабочие тетради, соответствующие этой программе, созданы с использованием ярких иллюстраций персонажей под названиями Миша и Маша. Эти персонажи сопровождают детей на протяжении года, растут вместе с ними и помогают в усвоении новых знаний.

Достоинства учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»:

  • учебники, рабочие тетради и остальные пособия оптимально подходят школьникам разного возраста;
  • основана на традиционных подходах к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста;
  • призвана сделать ребенка самостоятельным и целеустремленным.

Недостатки учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» (по мнению родителей и педагогов)

  • задания никак не выделены на фоне текста на странице – ни шрифтом, ни цветом;
  • имеются опечатки в учебных материалах;
  • несоответствие заданий по математике общему курсу, родители не всегда способны помочь в решении задач, поскольку сами не видят их главной сути.

Подводя итог, можно сказать, что благодаря учебному комплекту «Перспективная начальная школа», учитель, учащиеся и родители стали равноправными партнёрами по учебному общению. Отслеживая результаты обученности и воспитания учащихся вместе с родителями, можно отметить положительную динамику, их свободу общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Данный курс математики призван ввести ребенка в мир математических понятий и их свойств, развивая интерес к умственному труду, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни. Опыт применения учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» для решения педагогических задач позволяет школьникам переходить в среднюю школу с обширными знаниями, необходимыми для успешного продолжения обучения.

Список использованной литературы

  1. Демидова, С. С. Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа» / С. С. Демидова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16859/ (дата обращения: 10.10.2023).
  2. Онофрийчук, Л.А. Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/01/10/osnovnaya-ideya-umk-perspektivnaya-nachalnaya-shkola (дата обращения – 08.10.2023).
  3. Слепухина, Н.В. Особенности учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». – URL: https://multiurok.ru/files/osobiennosti-umk-pierspiektivnaia-nachal-naia-shko.html (дата обращения – 08.10.2023).
  4. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы // Инфоурок. – URL: https://infourok.ru/uchebno-metodicheskie-kompleksy-umk-dlya-nachalnoj-shkoly-4936381.html (дата обращения – 07.10.2023).
  5. Учебно-методические комплекты // Педагогическая копилка. – URL: https://sites.google.com/view/masterskay-uchitelya/%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D1%83%D0%BC%D0%BA (дата обращения – 07.10.2023).
  6. Чекин, А.Л. Математика. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1–4 кл. / А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова. — М. : Академкнига/Учебник, 2016. – 112 с.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*