Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ соответствии с требованиями к результатам освоения программы начального общего образования, указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, предметные результаты по учебному предмету «Математика» должны обеспечивать развитие пространственного мышления: умения распознавать, изображать (от руки) и выполнять построение геометрических фигур (с заданными измерениями) с помощью чертежных инструментов; развитие наглядного представления о симметрии ученики младшего дошкольного возраста; овладение простейшими способами измерения длин, площадей.
В начальной школе изучение геометрического материала включают постепенно в курс математики и соотносят с подготовительной частью изучения основного курса геометрии в основной школе.
Основные цели этого изучения:
- формирование логического мышления школьников, развитие у них первоначальных навыков определения простейших геометрических понятий, навыков точной формулировки выводов на основе наблюдений;
- формирование пространственного мышления учеников 1-4 классов;
- развитие первоначальных умений и навыков при построении с помощью основных инструментов: циркуля, линейки, угольника;
- формирование элементарных приемов построения (листок в клетку);
- знакомство с простейшими дедуктивными умозаключениями, в основе которых лежат наблюдения, сравнения и обобщения (понятия, определения, теоремы, доказательства не вводятся);
- развитие умений и навыков измерения геометрических величин.
Важными задачи при изучении геометрического материала младших школьников заключаются в том, чтобы создать у учащихся четкие и верные геометрические образы, развить пространственные представления, научить их навыкам черчения и измерения, которые имеют большое жизненно-практическое значение для того, чтобы подготовить детей к успешному изучению систематического курса геометрии.
Преимущественно уроки математики в начальной школе построены так, что главную часть их составляет арифметический материал, а геометрический материал входит составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определенное разнообразие в учебную деятельность детей на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а, кроме того, содействует повышению эффективности обучения.
Учитывая преемственность образовательных программ, необходимо учитывать при изучении геометрического материала с учащимися 1-4 классов, что первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игр и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. К 6-7 годам многие дошкольники правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий еще не высок: дети противопоставляют квадрат прямоугольнику, не узнают знакомую форму предмета, если сам предмет им не знаком. Ребенка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур; иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие размеры фигур. Названия фигур дети часто смешивают или заменяют названиями предметов (так, треугольник дети называют «уголком», «крышей», «флажком» и т.п.).
Решение этой задачи, особенно на первом этапе обучения, предполагает уточнение терминологии, которой пользуются дети, а также осознание признаков, позволяющих отнести геометрические фигуры к соответствующей категории.
Сравнивая знакомые фигуры между собой, дети начинают осознавать, в чем заключается сходство и различие фигур. Так, они замечают, что в треугольнике меньше сторон и углов, чем в квадрате. Уже на этом этапе дети устанавливают связь между названием «треугольник» и числом углов в этой фигуре.
После установления связи между названием и числом углов треугольника необходимо продолжить эту линию и предложить детям дать другое название квадрату. Такая работа подготавливает почву для формирования общего способа классификации по числу углов.
Второй задачей изучения геометрического материала в курсе математики начальной школы является развитие пространственного воображения у ребенка, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и абстрагировать.
Третьей важной задачей является формирование у учащихся практических умений измерения и построения геометрических фигур с помощью циркуля, угольника и линейки. Задания на вычисления различных параметров геометрических фигур (длин отрезков, периметра и площади прямоугольника и квадрата) позволяют показать ребенку взаимосвязь количественных и пространственных характеристик объектов материального мира, а также показать еще одно приложение понятия «натуральное число» – как результата измерения величин.
Изучение геометрии в 1-4 классах во взаимосвязи элементов плоскости и пространства имеет целый ряд преимуществ перед разделением их на две параллельные или последовательно изучаемые линии.
Во-первых, это позволит подготовить учащихся к тому, что планиметрия и стереометрия – это не разные науки, а одна – геометрия, и все свойства и закономерности, которые выполняются в планиметрии, справедливы и в пространстве.
Во-вторых, изучение геометрического материала во взаимосвязи элементов плоскости и пространства предупредит некоторые затруднения и ошибки учащихся при изучении стереометрии в 10-11 классах. Так, одна из причин неспособности ученика прочитать проекционный чертеж, увидеть содержащуюся в нем информацию для решения задачи или ответа на поставленный вопрос – это несформированное представление о форме объемной фигуры, особенностях взаимного расположения ее элементов.
Вот примеры нескольких занимательных заданий по геометрии для данного возраста.
Задание 1. Найди на рисунке слева пять треугольников, а на рисунке справа пять четырехугольников.
Задание 2. Какие фигуры были использованы при изображении домика?
Задание 3. Построить равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 см. Найди его периметр.
Таким образом, геометрический материал в курсе начального общего образования имеет огромное значение, так как использование начальных геометрических знаний помогает при решении как учебных, так и практических задач, а также в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественного и пространственного отношения.
Список использованной литературы
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Роль геометрического материала в курсе начального общего образования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.