Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством народного праздника

25.09.2023 290 465
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Братчикова Анастасия Константиновна
Братчикова Анастасия Константиновна, студент

Вятский колледж культуры

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность, дети в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой -  начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира [3].

На сегодняшний день познавательный интерес всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности детей старшего дошкольного возраста, что позволяет творчески работающим педагогам успешно формировать и развивать интересы детей, обогащая личность, воспитывая активное отношение к жизни [11, с. 32].

Народные праздники помогают детям узнать о традициях и обычаях своего народа, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных традициях и обрядах. Они учат бережному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Праздники - это замечательная возможность для ребенка проявить свои таланты, так как главная особенность праздника - его творческая театрализация [9].

В современной науке вопрос развития познавательного интереса является одним из наиболее актуальных. В процессе обучения и воспитания необходимо вызвать в ребёнке познавательную потребность, которая лежит в основе развития интереса к познанию. Еще К. Д. Ушинский утверждал, что в ребенке необходимо развивать желание и способность самостоятельно, без преподавателя обогащать свой познавательный опыт. Ребёнку следует дать средство извлечь нужные сведения не только из книг, но и из окружающих его предметов, из моментов его жизни [1]. 

Познавательный интерес - это направленность личности на весь окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как выраженная активность и избирательность, желание познать различные предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне. Существуют различные стадии и этапы развития познавательного интереса, которые нужно и важно учитывать при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Особенностью познавательного интереса является то, что он может обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности ребёнка [5].

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в формировании личности дошкольника в целом [10].  

Многие полагают, что развитие научно-познавательного интереса возможно в разнообразных видах и формах детской деятельности, в том числе в процессе рассмотрения с праздниками. Возможно, задействовать следующие в процессе воспитания важно обеспечивать функционирование положительных чувственностей по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, конфигурациям и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда соединено с переживанием душевного волнения: отклика, сопереживания, радости, гнева, неудовольствия. Именно поэтому к механизмам внимания, усвоения, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Народные праздники для ребенка - это, прежде всего, встреча со сказкой. Так, например, зимний святочный обряд закономерно перебегает в рассказы о домовых и различной нечисти, а затем дети, уже в Музее сказок народов мира, знакомятся с волшебными, кумулятивными сказками, а также сказками о животных [4, с. 15].

Народный праздник является одним из ярких и действенных средств для развития у детей познавательного интереса [6, с. 17].  Для организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с народным праздником используют формы и методы, такие как: познавательные беседы; чтение художественной литературы; изобразительная и конструктивная деятельность; экспериментирование и опыты; музыка; игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные); наблюдения; трудовая деятельность; праздники и развлечения; индивидуальные беседы [7].

Для того, чтобы наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром педагог может использовать:   - методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству, группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы);  методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на занятии); методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способу связи различных видов деятельности, перспективное планирование, перспектива направленная на последующую деятельность, беседа); методы коррекции и умолчания детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа) [8].

 Таким образом, мы можем сказать, что для детей старшего дошкольного возраста важно воспитание по средствам народного праздника. Получая знания в сфере народной культуры, у детей появляется познавательный интерес. Побывав на празднике дети запоминают самые яркие и красочные моменты, так как им было интересно в этот момент, их интерес подпитывался положительными эмоциями, которые они получили во время праздника.

Для решения поставленных задач, на основе проведенного теоретического анализа по проблеме было организовано эмпирическое исследование по изучению уровня познавательного интереса в период старших дошкольников.

В ходе проведённого замера мы получили следующие результаты: высокий уровень познавательного интереса составил 24% опрошенных - что является меньшей частью группы старших дошкольников. Такой результат свидетельствует о том, что у этих детей хорошо развит познавательный интерес. Средний уровень познавательного интереса составил 76% опрошенных – что показывает хороший результат. Такой итог показывает нам более нейтральное отношение к познавательному интересу. Низкий уровень познавательного интереса составил 0% опрошенных – таковых нет. Данный результат показывает полное отсутствие познавательного интереса и не желание познавать мир.

 Для повышения уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста были проведены народные праздники, такие как: татарский национальный праздник – «Сабантуй». «Сабантуй» - («Праздник плуга») - ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Для проведения народного праздник, был написан сценарий, подобраны актёры, была проведена работа над декорациями и реквизитом («кони», самодельное колесо-солнце, мешки с сеном, корзинки и самодельные яйца), было подобрано музыкальным сопровождением и, конечно, подборка костюмов.

Коми-пермяцкий национальный праздник – «Пыжа Гаж». «Пыжа Гаж» - («Гулянье на лодках») - праздник рыбаков. Он проходит в конце июня на живописном лугу напротив села возле озера Вад. Для проведения народного праздник, был написан сценарий, подобраны актёры, была проведена работа над декорациями и реквизитом (обручи, экран), было подобрано музыкальным сопровождением и, конечно, подборка костюмов.

После проведения народных праздников, был осуществлен второй замер по той же методике Э.А. Барановой. Высокий уровень познавательного интереса составил 65% опрошенных - что является меньшей частью группы старших дошкольников. Такой результат свидетельствует о том, что у этих детей хорошо развит познавательный интерес. Средний уровень познавательного интереса составил 35% опрошенных - что показывает хороший результат. Такой итог показывает нам более нейтральное отношение к познавательному интересу. Низкий уровень познавательного интереса составил 0% опрошенных - таковых нет. Данный результат показывает полное отсутствие познавательного интереса и не желание познавать мир [2].

В связи с улучшением результатов познавательного интереса у старших дошкольников, можно утверждать, что методика Э.А. Барановой действительно действующая, а народный праздник, является отличным помощником в изучении познавательного интереса.

Важно давать детям знакомиться с народными праздниками не только русской культуры, но и с другими. Это ещё больше повышает у детей познавательный интерес, так как они никогда не видели особенности данного народа, его игры, национальные костюмы, язык и многое другое.

Очень важно не просто рассказывать о празднике, а ввести детей в него, сделать их участниками этого праздника, ведь как показывает практика и исследования, старшие дошкольники начинают запоминать информацию лучше, когда перед глазами есть наглядный пример, когда они могут потрогать какие-то атрибуты праздника или костюма, поучаствовать в играх и тем самым запомнить и закрепить данную им информацию.

Список использованных источников

  1. Арапов, А. И. Формирование познавательной активности обучающихся : учеб. пособие / А.И. Арапов. – Новосибирск: НГОНБ, 2013. - 75 с.
  2. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших дошкольников и дошкольников: учебно-метод. пособие. Практикум по психодиагностике / Э. А. Баранова. -СПб.: Речь, 2005. - 128с.
  3. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л.Н. Вахрушева. - М.: Сфера, 2020. - 128 c.
  4. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 c.
  5. Морозова, Е. Что такое красота? Проектно-исследовательская деятельность / Е. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 8. – С. 10–14.
  6. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В. С.Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия. 2006. – 608 с.
  7. Приобщение детей к народной культуре. Методические разработки Н. А. Шмакова Приобщение детей к народной культуре. – URL: https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/3734 (дата обращения - 22.03.23).
  8. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста – URL: - http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8694/2/04Varivoda.pdf (дата обращения 22.03.23).
  9. Русские народные праздники – URL: - https://prazdniki-online.ru/russkie-narodnye-prazdniki/#:~:text=Среди%20народных%20праздников%20популярны%20-,Февронии%2C%20Крещение%20Господне%20и%20другие (дата обращения 22.03.23).
  10. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. – URL: - https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466303 (дата обращения 22.03.23).
  11. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1971. – 216 с.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством народного праздника




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*