Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИзменения, происходящие в последние десятилетия в различных сферах: экономике, здравоохранении, фармации, психологии, а также в сфере информационных технологий, привели к радикальным переменам во взаимоотношениях между врачом, пациентом и работниками аптек. Этому же способствовало и принятие Правительством и Министерством здравоохранения ряда новых нормативных документов. Ассортимент лекарственных средств, имеющихся в аптечных организациях, значительно расширился, и врач не всегда успевает ознакомиться с информацией обо всех поступающих новых лекарственных препаратах. Обилие рекламы на телевидении, повышение требовательности и бдительности у населения, большая загруженность врачей и многие другие моменты, привели к тому , что пациенты зачастую , минуя врача, обращаются к фармацевтическому работнику.[1]
Высокая нагрузка на фармацевтов, интенсивность труда и непростой график работы - все это не может не сказываться на психике фармацевтических работников. Поэтому важно избегать возникновения конфликтных ситуаций как внутри коллектива, так и в общении с врачами и представителями медицинских компаний.
Различные источники в литературе по- разному дают трактовку такого понятия, как деонтология. Рассмотрим некоторые из них.
Понятие «деонтология» (от греч. «деон» — должное и «логос» — учение) было введено в начале XIX в. как наименование науки о профессиональном поведении человека. Фармацевтическая деонтология изучает принципы поведения фармацевтического персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. В 1995 г. Российской фармацевтической ассоциацией был принят Этический кодекс российского фармацевта, провозгласивший главную цель профессиональной деятельности фармацевтов — всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь. Главное условие фармацевтической деятельности — всегда поддерживать высочайший профессиональный уровень, а также обязанности, права и ответственность фармацевтов за нарушение профессиональной этики.
Фармацевтическая деонтология имеет свои направления и включает взаимоотношения: 1) фармацевта с обществом; 2) фармацевта с врачом; 3) фармацевта с больным; 4) фармацевта с фармацевтом. Эти направления нашли отражение в Этическом кодексе фармацевтического работника России, разработанном в ММА им. И. М. Сеченова коллективом под руководством профессора П. В. Лопатина [2]
Фармацевтическая деонтология - это наука о долге работников, об отношении их к своим профессиональным обязанностям. Данная наука дает специалистам не только те знания, которые необходимы для выполнения функционально-должностных обязанностей, но и те, которые вытекают из общественной ценности профессии провизора (фармацевта).[3]
Фармацевтическая деонтология-это наука, которая изучает профессиональный долг и фармацевтические обязанности фармацевтических работников, предоставляет знания для реализации должностных обязанностей и помогает определять общественную ценность профессии фармацевта и провизора. [4] В любом случае, смысл этих определений однозначен и понятен каждому фармацевтическому работнику.
Даже испытывая высокую психологическую нагрузку, фармацевтические работники должны соответствовать «Этическому кодексу фармацевта». Психологическими требованиями для таких работников являются:
- уравновешенность,
- собранность,
- скорость реакции,
- хорошая память,
- внимание и наблюдательность.
- участие, сочувствие, сопереживание, доброта.
Конечно же, любовь к своей профессии будет важной составляющей облика любого работника аптеки.
Все эти качества будут способствовать спокойной и мирной обстановке в аптеке при общении с покупателями, а также помогут сохранить и внутреннее состояние аптечных работников в хорошем здравии и спокойствии.
Можно утверждать, что и на законодательном уровне деонтология закреплена в некоторых нормативных актах. Как, например, Министерством Труда и Социальной защиты РФ был утвержден приказ от 31 мая 2021 года N 349н «Об утверждении профессионального стандарта "Фармацевт", в котором законодательно были закреплены следующие трудовые действия фармацевтического работника:
-выявление потребностей граждан - посетителей аптечной организации в лекарственных средствах и товарах аптечного ассортимента.
-предоставление гражданам информации о правилах отпуска лекарственных препаратов (по рецепту медицинского работника и без рецепта).
-консультирование граждан об имеющихся в продаже лекарственных препаратах, в том числе о наличии других торговых наименований в рамках одного международного непатентованного наименования и ценах на них, о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента, в том числе о способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях.
-оказание информационно-консультационной помощи при выборе безрецептурных лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента с учетом их возможного взаимодействия и совместимости с другими лекарственными препаратами.
-оказание консультативной помощи по эксплуатации медицинских изделий в домашних условиях с учетом технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинские изделия.
Оказывая фармацевтическое консультирование, любому фармацевту будет легче, проще, интересней, если это пройдет в спокойной и дружеской беседе без повышенных тонов и нервозности. Конечно, психологическое спокойствие не дается каждому с рождением, поэтому необходимо вырабатывать это, стараться как можно больше читать специальной литературы по этому вопросу, заниматься на различных тренингах, немаловажно и знание нормативных документов.
Важность освоения принципов фармацевтической этики и деонтологии лежит в основе формирования облика фармацевтического работника, в частности фармацевта в любом СПО. Защищенность от конфликтов, агрессии, непонимания как со стороны покупателей, так и со стороны коллектива - это все в руках самих будущих фармацевтов. Самое важное - это получить знания, умения, навыки, а кроме того заниматься саморазвитием.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Фармацевтическая деонтология, как инструмент управления конфликтами в аптеке
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.