Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мотивация обучающихся в СПО

20.09.2023 372 460
Рылова Раиса Ивановна
Рылова Раиса Ивановна, преподаватель

Чертовских Елена Николаевна
Чертовских Елена Николаевна, преподаватель

Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса

Результатом образовательной работы образовательного учреждения должны стать такие личностные качества обучающихся, как компетентность, ответственность, свободное владение своей профессией, ориентированность в смежных областях деятельности, способность к эффективной работе, готовность к постоянному профессиональному росту. В то же время в связи с усложнением условий современного производства, развитием новейших технологий повышаются требования работодателей к уровню подготовки специалистов среднего звена. В сложившейся ситуации перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО) стоит непростая задача — воспитать из чаще всего слабо подготовленных, немотивированных к учению первокурсников современных конкурентоспособных специалистов [1, с. 6].

Прежде чем говорить о влиянии учебной мотивации на студентов, следует сказать о том, что такое мотив.  Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности [1]. Из этого определения можно сделать вывод, что мотивация в образовании – это активный процесс стимулирования студентов к продуктивной, творческой, познавательной деятельности, активному освоению содержания образовательных программ и практик.

Для полного включения студента в обучение, необходимо, чтобы задачи, которые он ставит перед собой в учебной деятельности, были понятны и имели значимость для него. Это связано с тем, что мотивация человека находится в нем самом, поэтому необходимо, чтобы он этого захотел и сделал. Исходя из этого, основным мотивом обучения в колледже является внутренняя побудительная сила. Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности – выработкой обобщенного способа действия – и «опредмечивается» в нем и в то же время самыми разными внешними мотивами – самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения и др. Удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности этой потребности. Эта потребность заставляет старших подростков больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность.

Мотивационные педагогические технологии способствуют включению обучающихся в учебно-познавательную или учебно-профессиональную деятельность без длительного «вживания». Они ориентированы на развитие внутренней мотивации личности и включают в себя: создание атмосферы эмоциональной раскованности, положительного отношения к деятельности и стремления к ней; формирование и развитие профессионального интереса; обеспечение оптимального педагогического общения; ориентацию на практический смысл изучаемого материала; индивидуальный подход к обучающимся, повышение самооценки личности; ориентацию на конкретную профессиональную деятельность; организацию обратной связи, основанной на информировании.

Ученые, занимавшиеся данной проблемой, особо подчеркивали большую значимость ее формирования и развития у учащихся, т.к. именно учебная мотивация является основой формирования познавательной активности и актуализации учебных и познавательных мотивов и, следовательно, развития мотивов овладения профессией и самореализации, приобретения знаний, необходимых для успешной деятельности личности в будущем. Как пишет Клычкова Е. И.: Отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента, т.к. объем знаний, получаемых в процессе обучения в учреждениях СПО, сложно освоить при отсутствии мотивации [2].    Нельзя развивать у студентов мотивацию, не проведя перед этим ее диагностику. Целью контроля является выявление отклонений полученных результатов от прогнозируемых. Результаты изучения учебной мотивации должны стать основой для процесса ее формирования.

Диагностика была проведена в 5 учебных группах специальности «Металлургия цветных металлов». По результатам исследования учебной мотивации получены следующие данные. В группе АМЦМ1/21 - у 70% обучающихся что свидетельствует о положительной учебной мотивации и формировании у студентов интереса к профессиональному обучению. Больше половины студентов этой  группы мотивированы на удачу, 5% тяготеют к мотивации избегания неудачи. В группе АОМЦ2/22 65% студентов мотивированы на успех, у 25% выявлено тяготение к мотивации успеха, у 10% - отсутствует мотивация профессиональной напрвленности. Студентов имеющих негативную учебную мотивацию не выявлено. У 64% обучающихся АОМЦ3/22 выявлена мотивация на успех, у 11% - тяготение к мотивации успеха. У 25% - мотивационный полюс ярко не выражен. При этом у каждого пятого выявлено тяготение к мотивации избегания неудач. В группе АОМЦ4/23 у 81% студентов выявлена положительная учебная мотивация, у 9% - мотивационный полюс не выражен, 10% - мотивированы на избегание неудачи [3].  В группе АОМЦ20 у 81% обучающихся выявлена положительная учебная мотивация (60%-мотивация успеха, 21% - тяготение к мотивации спеха), у 19% - мотивационный полюс не выражен. По результатам диагностики выявлено у обучающихся колледжа преобладание мотивация успеха.

 Изучать мотивы учения необходимо в динамике: не только на начальном и конечном этапах обучения, но и на промежуточных [4]. И. Ф. Демидова предлагает следующие пути воздействия на мотивацию студентов: 1. «Сверху вниз» — характеризуется тем, что педагог проводит работу по осознанию студентами мотивов собственной учебной деятельности; им раскрывают цели, задачи учебной деятельности, которые необходимо сформировать;  2. «Снизу вверх» — воспитание мотивации через организацию взрослым разных видов деятельности обучающихся при их максимальной активности [1, с. 67].

 Одним из аспектов деятельности педагога является создание на уроке ситуации успеха для каждого студента. Успех на занятии — основа взаимопонимания между педагогом и учеником. Результативность выполненной учебной работы не только ведет к удовлетворению обучающихся, но и мотивирует их к дальнейшему повышению подчеркнуть, что  студенты СПО по окончании обучения должны не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками в своей выбранной профессии, но и ощущать потребность в достижениях и личностном успехе. Решить эту задачу можно лишь с учетом особенностей мотивации учения, когда педагог использует современные приемы и методы для формирования и развития у студентов положительной мотивации к учебной деятельности.

Отмечаются  следующие способы повышения мотивации на занятиях профессионального цикла: формирование положительного отношения к специальности (необходимо акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах); мотивация личным примером (интерес студента к изучаемой дисциплине должен быть вызван не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Педагог, который соблюдает дисциплину, доброжелательно относится к студентам, серьезно и ответственно выполняет свою работу, помогает всегда на этапах обучения, вовремя проверяет работы студентов ценится);  заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности (интерес преподавателя к студентам должен быть взаимным. Обсуждение каких-либо вопросов, совместное решение возникающих проблем, организация дискуссий и рассмотрение ситуационных задач);  уважение к студентам (какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения); акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний (должна прослеживаться «связь теории с жизнью», которая повышает интерес и внимание студентов к своей будущей профессии).

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Мотивация обучающихся в СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*