Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВажно новые знания присоединять
к тому, что ребенок уже знает.
Учиться — значит придумывать.
(Из публикаций французских учителей)
Введение.
В соответствии с основными изменениями школы с целью улучшения знаний учащихся, развития их разносторонних интересов и способностей, выбора профессии особенно актуальным является формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД).
В.М. Монахов сказал, что педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Одна из технологий, которая решает эту проблему - это технология педагогических мастерских, которая позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма. Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения.
В качестве проблем могут и выступать различные типы практических заданий. Данная технология сходна с проблемным обучением. Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы.
Технология педагогических мастерских как метод и средство обучения школьников, обучающихся.
1.1. Теоретические основы технологии педагогических мастерских.
Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания»; она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.
Методические идеи французской группы получили свое развитие в работах педагогов из Санкт-Петербурга. В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других педагогов, владеющих технологией педагогических мастерских. А именно в монографии А.А.Окунева «Урок? Мастерская? Или…»(2001)представлена философия «Нового образования», описан опыт реализации технологии мастерских в условиях российской школы.
В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике ли батике и, др. Передавать способы работы, а не конкретные знания — очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерские строятся в соответствии с «простыми и понятными формулами»: ребенок должен сам искать знания; труд ученика должен иметь смысл; все способны; ребенок должен двигаться; дети любят работать руками.
Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество. Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Основные этапы мастерской:
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения. Приём, обеспечивающий «наведение на проблему», свёрнутый смысл темы. Его задача - создать эмоциональный настрой, личное отношение к предмету, пробудить желание включиться в учебный процесс. Учитель предлагает в качестве индуктора слово или предмет, рисунок - желательно неожиданные.
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микро группами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Социализация – это соотнесение учениками или микро группами своей деятельности с деятельностью других учеников или микро групп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Работа в парах, малых группах выливается в представление всем промежуточного, потом и окончательного результата своего труда. Задача, не столько оценить работу другого, колько дать самооценку и провести само коррекцию. На этом этапе ученик учится говорить.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
1.2. Принципы и правила ведения мастерской.
Целевые ориентации
Концептуальные соображения:
Правила и методические приёмы:
Приложение 1.
Мастерская по теме:
«Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.»(5 класс)
Цель: научиться находить особенности строения доядерных и ядерных организмов
– Сегодня урок проходит у нас в форме мастерской. Вы будете работать в группах. Групп всего пять. На столе лежат файлы с шаблонами структурных частей клеток.
Несколько советов:
–Эпиграфом к нашей работе можно выбрать строчку: “Я познание сделал своим ремеслом…”.
1.Возьмите механические карты урока работу строим согласно их структуре.
Задание №3. |
Свойства живых организмов: 1._______________________________ 2._________________________________ 3.____________________________________ 4._____________________________________ 5.________________________________________ 6.__________________________________________ |
Правило. |
1.Организм -____________________________________________________________________ |
Все живые организмы ______________________________________________________________ |
|
Схема. |
Виды живых организмов. Организмы. ↓ ↓ Одноклеточные Многоклеточные
|
Правило. |
В организме многоклеточном и в организме одноклеточном происходят все жизненно важные процессы: рост и развитие, движение, дыхание, раздражение, размножение, питание. |
Клетка – наименьшая функциональная и структурная единица живого организма. |
2.Работа с шаблонами согласно плану строения и их строения.
Общий план строения клеток: 1.клеточная мембрана; 2.цитоплазма; 3.генетический аппарат. Особенности растительной клетки: 1.хлоропласты; 2. вакуоль; 3.клеточная стенка. |
Особенности животной клетки: 1. Клеточный центр |
Особенности бактериальной клетки: 1.наследственное вещество 2. капсула 3.Клеточна стенка |
3. Заполнение таблицы «Особенности строения прокариот и эукариот» (резкое приращение в знаниях инсайт).
4. Приложение выполненной работы с шаблонами и заполненной таблицы.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Технология педагогических мастерских на уроке биологии «Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.» (5 класс)
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.