Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология педагогических мастерских на уроке биологии «Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.» (5 класс)

18.08.2023 386 503
Храмова Антонина Александровна
Храмова Антонина Александровна, учитель

МОУ "СОШ № 7 им. Героя Советского Союза Трынина А.С. г. Ртищево Саратовской области"

Важно новые знания присоединять
к тому, что ребенок уже знает.
Учиться — значит придумывать.
(Из публикаций французских учителей)

Введение.

В соответствии с основными  изменениями школы с целью улучшения знаний учащихся,  развития их разносторонних  интересов и способностей, выбора  профессии особенно актуальным  является формирование у  учащихся универсальных учебных  действий (УУД).

В.М. Монахов сказал, что педагогическая технология -  это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по  проектированию, организации и  проведению учебного процесса  с безусловным обеспечением  комфортных условий для  учащихся и учителя. Одна из технологий, которая решает эту проблему  - это технология педагогических мастерских, которая  позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма. Мастерская схожа с проектным  обучением, потому что есть  проблема, которую надо решить.  Педагог создаёт условия, помогает  осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся  формулируют эту проблему и  предлагают варианты её решения.

В качестве проблем могут  и выступать различные типы  практических заданий. Данная технология сходна с проблемным обучением.  Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует. В мастерской обязательно  сочетаются индивидуальная,  групповая и фронтальная формы.

Технология педагогических мастерских  как метод и средство обучения школьников, обучающихся.

1.1. Теоретические основы технологии педагогических мастерских.

Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания»;  она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского,  Ж. Пиаже,  К. Роджерса.

Методические идеи  французской группы  получили свое развитие в работах педагогов из Санкт-Петербурга. В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других педагогов, владеющих технологией педагогических мастерских.  А именно  в монографии А.А.Окунева «Урок? Мастерская? Или…»(2001)представлена философия «Нового образования», описан опыт реализации технологии мастерских в условиях российской школы.  

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике ли батике и, др. Передавать способы работы, а не конкретные знания — очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерские строятся в соответствии с «простыми и понятными формулами»: ребенок должен сам искать знания; труд ученика должен иметь смысл; все способны; ребенок должен двигаться; дети любят работать руками.

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.  Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Основные этапы мастерской:

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения. Приём, обеспечивающий  «наведение на проблему», свёрнутый смысл темы. Его задача -  создать эмоциональный настрой, личное отношение к предмету, пробудить желание включиться в  учебный процесс. Учитель  предлагает в качестве индуктора  слово или предмет, рисунок -  желательно неожиданные.  

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микро группами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.  Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие  работы: рисунки, рассказы, загадки. Идёт работа по выполнению заданий, которые  даёт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микро группами своей деятельности с деятельностью других учеников или микро групп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Работа в парах, малых группах  выливается в представление всем промежуточного, потом и окончательного результата своего труда. Задача, не столько оценить работу другого, колько дать самооценку и провести само коррекцию. На этом этапе ученик учится говорить.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

1.2. Принципы и правила ведения мастерской.

  1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.
  2. Право каждого участника на ошибку.
  3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
  4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:
  • право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
  • право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);
  • право не участвовать на этапе предъявления результата.
  1. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.
  2. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
  • диалоги участников мастерской
  • диалоги отдельных групп
  • диалог с самим собой
  • диалог с научным или художественным авторитетом.

Целевые ориентации

  • Научить детей мыслить раскованно, творчески.  Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
  • Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Концептуальные соображения:

  • Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязывать.
  • Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
  • На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.
  • Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  • В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
  • Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
  • Творческая деятельность – без оценочная деятельность.
  • Мастер – для ученика, а не ученик для мастера.
  • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
  • Мастер – садовник, выращивающий растения -  ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.

Правила и методические приёмы:

Приложение 1.

Мастерская по теме:

«Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.»(5 класс)

Цель: научиться находить особенности строения доядерных и ядерных организмов

– Сегодня урок проходит у нас в форме мастерской. Вы будете работать в группах. Групп всего пять. На столе лежат файлы с шаблонами структурных частей клеток.

Несколько советов:

  • Попробуйте “не закрывать рот своим мыслям”.
  • Когда обсуждение проходит в парах или в четверках важно слышать, что говорит ваш сосед.
  • Будьте доброжелательны друг к другу.

–Эпиграфом к нашей работе можно выбрать строчку: “Я познание сделал своим ремеслом…”.

1.Возьмите механические карты урока работу строим согласно их структуре.

Задание №3.

Свойства живых организмов:

1._______________________________

2._________________________________

3.____________________________________

4._____________________________________

5.________________________________________

6.__________________________________________

Правило.

1.Организм -____________________________________________________________________

Все живые организмы ______________________________________________________________

Схема.

Виды живых организмов.

Организмы.

↓                                                                 ↓

Одноклеточные                              Многоклеточные

 

Правило.

В организме многоклеточном и в организме одноклеточном происходят все жизненно важные процессы: рост и развитие, движение, дыхание, раздражение, размножение, питание.

Клетка – наименьшая функциональная и структурная единица живого организма.

2.Работа с шаблонами согласно плану строения и их строения.

Общий план строения клеток:

1.клеточная мембрана;

2.цитоплазма;

3.генетический аппарат.

Особенности растительной клетки:

1.хлоропласты;

2. вакуоль;

3.клеточная стенка.

Особенности животной  клетки:

1.      Клеточный центр

Особенности бактериальной клетки:

1.наследственное вещество

2. капсула

3.Клеточна стенка

3. Заполнение таблицы «Особенности строения прокариот и эукариот» (резкое приращение в знаниях инсайт).

4. Приложение выполненной работы с шаблонами и заполненной таблицы.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Технология педагогических мастерских на уроке биологии «Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.» (5 класс)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*