Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие базовых компетенций в рамках профильного изучения математики

23.06.2014 1160 2765
Карашевич Вера Борисовна
Карашевич Вера Борисовна, преподаватель

Донской банковский колледж

Эффективность модернизации среднего профессионального образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентного конкурентоспособного специалиста. Отличительной особенностью образовательных стандартов профессиональной школы третьего поколения является то, что они формируют не только общие вопросы обучения и воспитания, но и вопросы подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста к самостоятельной профессионально-ориентированной деятельности.

 

В соответствии с ФГОС СПО удельный вес времени, отводимого на организацию самостоятельной работы обучающихся, возрастает, следовательно, повышение эффективности самостоятельной работы будет существенно влиять и на качество подготовки специалиста. Таким образом, актуальными становятся наличие у современного студента умений самостоятельно пополнять и обновлять знания, умение находить и анализировать нужный материал, творчески подходить к решению различных задач. Работа во внеурочное время оказывает значительную помощь в осуществлении некоторых учебно-воспитательных задач и в достижении дидактических целей:

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, получаемых на аудиторных занятиях, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
  • формирование общетрудовых и профессиональных умений;
  • формирование умений и навыков умственного труда;
  • мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
  • овладение технологией самообразования

В Рекомендациях по организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования» дается определение самостоятельной работы - «самостоятельная работа обучающихся – это учебная, учебно-исследовательская и общественно-значимая деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию». При изучении дисциплины математика организация самостоятельной работы студента должна представлять единство трёх взаимосвязанных форм:

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа.
  2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
  3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов разнообразны: подготовка и написание контрольных работ, рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; подготовка к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и др.

 

Для развития базовых компетенций по математике в рамках профильного изучения предмета преподавателями нашего техникума разработаны домашние контрольные работы по ключевым темам. Домашние контрольные работы предлагаются студентам на достаточно продолжительный срок (от двух недель до одного месяца), составлены в соответствии с темами рабочей программы. В течение этого периода обучающиеся имеют возможность получать консультации по проблемным вопросам. Основным задачником для выполнения этого вида работы является «Сборник конкурсных задач по математике для поступающих во ВТУЗы» по редакцией М.И.Сканави (Москва «Высшая школа»-1978г.).

 

В назначенное время готовая работа сдается на проверку, и преподаватель назначает день «защиты» контрольной работы, в процессе которой  подтверждается качество овладения данной темой.

 

Очевидно, что данный вид деятельности включает основные этапы:

- подготовительный: подготовку учебно-методических материалов и диагностику уровня знанийстудентов;

- организационный: проводятся индивидуально-групповые консультации, и устанавливаются сроки и формы промежуточных консультаций;

- мотивационно-деятельностный: преподавателем обеспечивается положительная мотивация деятельности студентов, проверка промежуточных результатов, организация самоконтроля и самокоррекции;

- контрольно-оценочный: включает индивидуальную защиту, отчеты и оценку, написание в аудитории контрольного задания.

 

Положительно зарекомендовали себя составление и оформление содержания самостоятельных работ на флеш-носителях по некоторым темам рабочей программы. Особенно это касается тем, требующих трудоемких построений и геометрических изображений, таких как «Гармонические колебания» или «Сечение многогранника плоскостью», которые студенты выполняют в качестве опережающих самостоятельных заданий накануне изучения новой темы.

 

При проведении аудиторных самостоятельных работ эффективна, так называемая, обучающая самостоятельная работа, во время которой каждый студент имеет возможность задать вопрос преподавателю, посоветоваться по ходу решения, утвердиться в правильности действий. Это стимулирует интерес к изучаемой теме, корректирует знания и, что немаловажно, учит студента добиваться знаний.

 

Большое значение имеет структура заданий, при составлении которых следует придерживаться принципа дифференцированного подхода. Предлагаемые задания содержат три уровня сложности, и студент самостоятельно, анализируя свои знания и умения, выбирает ту работу, которую считает посильной, при этом имея возможность «перейти» от низкого к более высокому уровню.

 

И еще один вид самостоятельной аудиторной работы – фронтальный опрос. Предполагаю, что он вызовет разные мнения, но многолетний опыт применения показывает его положительный эффект.

 

Каждому преподавателю математики известно: без хорошего знания формул, свойств и определений понятий невозможно научиться решать примеры и задачи. Для проверки уровня знаний теоретического материала и проводятся фронтальные опросы. Подготовленные вопросы (чаще всего 16-20 шт.) преподаватель зачитывает по одному с интервалом 15-20 секунд, во время которого каждый студент письменно отвечает. Работы собирает преподаватель, а затем в произвольном порядке снова раздает их студентам с целью проверки. Зачитывая заново вопросы, мы анализируем устно правильный ответ. Если есть какой-либо нестандартный вариант, совместно со студентами решаем, можно ли его считать верным. Таким образом, студенты еще раз повторяют формулы (т.е. используется принцип многократного повторения) и оценивают работы по предварительно оговоренным границам оценок.

 

Это очень результативная учебная деятельность, которая дает возможность за 15-20 минут оценить каждого студента и подготовить его к последующей самостоятельной работе, в которой применяются данные формулы и свойства. Фронтальный опрос стимулирует отношение к обучению, поскольку дает возможность даже «слабому» студенту получить положительную оценку, а это достаточное поощрение учебной деятельности.

 

Еще один подход к решению задач формирования базовых компетенций состоит, в определенной степени, в вовлечении студентов в научную деятельность. Одним из видов внеаудиторной работы является творческая деятельность студентов. В процессе выполнения творческого задания студентами делаются сообщения о применении математики в профессиональной деятельности, пишутся и защищаются рефераты, подбираются исторические материалы по изучаемым темам.

 

Во внеурочное время студенты выполняют исследовательские работы по математике, с которыми выступают на ежегодных научно-исследовательских конференциях техникума.

 

В нашем техникуме на протяжении последних лет проводится научно-практическая конференция исследовательских работ студентов «Шаг в науку». Студенты выступают с докладами по темам, углубляющим и расширяющим теоретические знания, например, по теории комплексных чисел, или развивающим познавательные способности, способности к саморазвитию при подготовке доклада и презентации. В этом учебном году представлены исследования по теме «Золотое сечение».

 

Важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов является разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, банки заданий и задач, сформированных на основе содержания рабочей программы дисциплины, заданий для самоконтроля и т. д. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.

 

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. В своей работе я использую  следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде экзамена.

 

В завершение сошлюсь на высказывание, прочитанное мной на интернет-портале «http://nsportal.ru/npo-spo/»: «Одна из главных задач современного образовательного процесса заключается в том, чтобы научить студента учиться. Как говорят японцы, нужно не дать голодному рыбу, а научить его ловить рыбу, тогда он всегда будет сыт. К сожалению, многие студенты недостаточно активны в учебном процессе и не всегда способны организовать самостоятельную учебную деятельность. Деятельность – ядро личности. Включение студентов в деятельность – важнейшее условие развития личности».

 

Используемая литература:

1. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

2. Секция № 20 «Научно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в соответствии с ФГОС ВПО» http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf7/S20.pdf

3. Начальное и среднее профессиональное образование http://nsportal.ru/npo-spo/




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*