Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль игровой деятельности в развитии лидерских качеств младших школьников

21.06.2023 399 639
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Батрутдинова Фарида Рафикзяновна
Батрутдинова Фарида Рафикзяновна, преподаватель

Тананин Максим Сергеевич
Тананин Максим Сергеевич, студент

Вятский колледж культуры

Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в педагогике и психологии. Это дает основание для аккумулирования новейших достижений теории и практики в разработку качественно новых подходов к организации педагогического процесса в любом образовательном учреждении.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст. Интерес к данному возрастному этапу объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Изучением вопросов и проблем развития лидерских качеств, формирования активности личности занимался целый ряд исследователей, педагогов, психологов. Р.С. Немов и А.Г. Кирпичник в своих работах отмечали и выделяли систему личных взаимоотношений, в которых появляется лидер. Н.С. Жеребова в своих исследованиях о взаимодействии членов группы или организации группы разбирает вопросы, причины и признаки выдвижения лидера [7].

Лидерство – один из компонентов блока общих качеств группы – естественно возникающий с развитием группы как коллектива феномен, отражающий степень дифференциации членов группы по степени влияния на группу в целом. Лидер – член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения [6, c. 115].

Основные функции лидера– организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе [1, с. 93].

В психологической литературе важнейшим мотивационным источником лидерства обычно признается потребность во власти. Подобный подход к психологии лидерства при всей внешней бесспорности не может решить проблему его мотивации. Стремление к власти у одних людей сильнее, чем у других; у многих оно вообще отсутствует. Понять причины этих различий необходимо для того, чтобы выяснить, кто и почему становиться лидером [9, с. 20].

Отличие лидера от других членов группы проявляется не в наличие у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния. Лидер является детонатором общественного мнения. Лидер обладает большим, чем остальные члены группы, влиянием на поведение других, активно формирует их позицию. Остальные члены группы принимают лидерство, строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми [8, с. 483].

Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, поэтому феномен лидерства относиться к динамическим процессам группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязания лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Следовательно, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться [9, с. 37].

Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присуще группе. Чаще всего группа предпочитает универсалов - людей общительных, веселых, знающих, умеющих делать что-либо своими руками. Менее привлекательными являются люди, относящиеся к категории зазнаек, нытиков, зануд, теоретиков-умников. Лидер - это «зеркало» группы. Человек, который является лидером одной группы, совсем не обязательно станет лидером в другой группе, так как это уже другая группа, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру.

Лидерские качества у ребенка младшего школьного возраста формируются посредством применения разнообразных методов и приемов, но прежде всего, за счет создания условий для личностной социализации, самореализации, проявления инициативы и формирования активной жизненной позиции. Значение игровой деятельности в развитии лидерских качеств учащихся начальных классов [5, с. 65].

Игровая деятельность является важным методом формирования лидерских качеств ребенка. Это обусловлено тем, что игры стимулируют развитие всех сторон организма, приводят в действие его активные стороны деятельности. Что касается младшего школьного возраста, то в этот период ребенок наиболее нуждается в движении. Игровая деятельность необходима для нормального развития организма ребенка. Поэтому в младшем школьном возрасте актуально применение игровых форм обучения и воспитания. Игровая деятельность способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, что приводит к стимулированию его активности в той или иной деятельности.

Применяя игры в качестве метода формирования лидерских качеств, педагог развивает у детей навыки рационального расходования своих двигательных ресурсов, умение преодолевать трудности и способствует развитию физических качеств подрастающего поколения. В ходе игрового действия, ребенок не замечает усталости и выполняет многократное повторение движений, мысли. Это не только развивает его физическую силу, но и формирует волевые качества, развивает выносливость и настойчивость. Игровая активность стимулирует работу мыслительных процессов. Игра способствует укреплению памяти ребенка, улучшает восприятие учебной информации и ее запоминание [4, с. 67].

Для выявления уровня развития лидерских качеств детей младшего школьного возраста было проведено исследование. Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ с УИОП пгт. Мурыгино. Респондентами выступили учащиеся 4б класса, в количестве 25 человек.

Характеристика этапов. Исследование проходило в 3 этапа:

Констатирующий этап – диагностика уровня лидерских качеств младших школьников посредством выбранной методики.

Формирующий этап – организация и проведение работы с младшими школьниками по развитию лидерских качеств посредством игровой деятельности

Контрольный этап – проведение контрольного замера и сравнительного анализа результатов диагностики уровня лидерских качеств детей младшего школьного возраста

Цель исследования: выявить уровень развития лидерских качеств детей младшего школьного возраста.

Для выявления уровня лидерских качеств младших школьников была использована методика «Самооценка лидерства» Н.Е Щурковой. Диагностика на констатирующем этапе показала, что низким уровнем лидерских качеств обладают 60% детей (15 человек). Они проявляли малую подвижность, предпочитали отсидеться в стороне и не принимать участия в мероприятиях. Средний уровень лидерских качеств выявлен у 36% детей (9 человек). Они были более активны, предпочитали принимать участие, предлагали свои идеи в коллективной работе, но не выступали в качестве лидеров.  Высокий уровень лидерских качеств показало у 4% детей (1 человек). Он принимал главные решения, Строил группу, помогал происходящему процессу, выступал в роли инициатора. Таким образом, в группе выявлен преобладающий низкий уровень лидерских качеств детей, который характеризуется плохим общением со сверстниками, неуспеваемостью, не реагируют на критику, не вступают в контакт со взрослыми, избегают шумных игр.

Исходя из полученных результатов, было организовано и проведено занятие, направленное на развитие уровня лидерских качеств посредством игровой деятельности. Целью занятия являлось повышение лидерских качеств детей, через осознание своей значимости и уверенности в себе.

Мероприятие состояло из 3 этапов. Подготовительный этап состоял из знакомства. Выполнялось упражнение «Ехали цыгане» где детям было предложено построить цыганскую повозку состоящую из лошадей, жеребенка, стен, телеги, крыши, колес и пассажиров.

По окончанию игры прошел опрос среди ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

Далее выполнялось упражнение «Где то в дремучем лесу…». Игра начиналась с вопроса: «Где-то в дремучем лесу… кто?». Один из детей должен был ответить на вопрос. Кто это сделает, дети должны решали сами, без вмешательства ведущего. Если говорят сразу несколько, то ответ не принимался, а вопрос повторялся. Когда единственный ответ (к примеру, «зайчик») получен, повторялась начальная фраза, дополняя её ответом, и с новым вопросом: «Где-то в дремучем лесу зайчик… что делает?». Ответ принимался по той же схеме, что и предыдущий.

Основная часть состояла из упражнений, где ребенок мог взять инициативу на себя. Главной задачей было раскрыть индивидуальность и значимость каждого из детей. Выполнялось упражнение «Всеобщее внимание» в котором дети привлекали внимание не прибегая к физическим действиям и не разговаривая. Задача усложнялась тем, что ее выполняли сразу все участники. Это развивало у детей умение показать себя, развить творческие навыки и воображение. Следующее упражнение «Пчелка».  Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагалось закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем по команде "Стоп!" все остаются на своих местах. Те, кто стоял в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоял по линии круга, обладают чертами лидер, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами. Те, кто стоял за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоял очень далеко от круга, одинокие люди. Следующее упражнение было «Шаг вперед» Ребята становились в шеренгу пошире, по команде делали шаг вперед, при этом ограничивая количество шагающих: «10 человек – шаг вперед! 5 человек – шаг вперед!». Лидеры - организаторы сразу были хорошо видны.

Заключительный этап состоял из упражнения «Сосчитайте до…», в котором задача играющих с закрытыми глазами досчитать до конца. То есть если всего 25 участников, то необходимо досчитать до 25. Каждый играющий может называть любую из 25 цифру, но только один раз за кон. Игроки не должны рассчитываться по порядку или присваивать каждому цифры. По команде любой из участников начинает. Он говорит: «Один», любой другой продолжает «два» и т.д. Если два и более игроков называют одну и ту же цифру, счет останавливался и начинался заново. Те ребята, которые по ходу игры чаще других начинали сет или называли цифры 1, 2, 3 и есть лидеры.

После проведенных занятий вновь была проведена диагностика «Самооценка лидерства» Н. Е. Щурковой для выявления уровня развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.  Диагностика на контрольном этапе показала положительные изменения результатов. Процент высокого уровня лидерских качеств детей повысился с 4% (1 человек) до 32% (8 человек). Средний уровень лидерских качеств повысился с 36% (9 человек) до 52% (13 человек). Процент низкого уровня уменьшился с 60% (15 человек) до 16% (4 человек).

Таким образом, анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы по развитию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста, с использованием игровой деятельности, привела к тому, что дети проявили себя, тем самым повысили свою значимость, уверенность в себе и своей деятельности то есть – повысили свои лидерские качества.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Роль игровой деятельности в развитии лидерских качеств младших школьников




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*