Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСтратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, разработанная на период до 2016 года определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь. Основными направлениями являются - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей в жизнь общества, которые оказались в трудной жизненной ситуации. С тех пор, как Россия вступила в Болонский процесс, наличие системы воспитательной работы, в том числе органов студенческого самоуправления, стало обязательным условием для аккредитации любого образовательного учреждения профессионального образования.
В студенческом самоуправлении заключены большие потенциальные возможности для совершенствования профессионального образования. Участие молодых людей в студенческом самоуправлении это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются профессиональные, организаторские, лидерские, творческие способности и личностные качества студентов. Студенческая молодежь всегда стремилась к коллективному самоуправлению, но в современной жизни смысл самоорганизации молодежного коллектива приобретает социально-практический характер, направленный на сознательное, ответственное отношение к перспективам профессиональной деятельности.
Студенческое самоуправление – это лучшее средство осуществления задач по подготовке молодых специалистов с функциональным образованием, которое отвечает современным требованиям ситуации на рынке труда, где востребованными окажутся специалисты с определенным набором личностных качеств, таких как: компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, креативность, адаптивность, доброжелательность, работоспособность.
Роль студенческого самоуправления невозможно переоценить, в выигрыше остаются все:
- государство, т.к. наиболее общественно-активная часть студенческой молодежи занята делом, причем, учится решать собственные проблемы конструктивно. Уже в свои 15-20 лет молодые люди начинают понимать, что не так уж и легко «решать проблемы», что для этого нужно терпение и упорство, желание и трудолюбие.
- образовательная организация, т.к. налаживается жизнь внутри учреждения, выделяется лидер и его команда, желающие сделать жизнь интересной и увлекательной, способные повести за собой остальных. Кроме этого мы получаем обратную связь со студенчеством, а значит и гибкость в управлении.
Студенческое самоуправление в том виде, в каком оно сформировалось сейчас, это реальная сила, способная решать многие учебные и организационные задачи, оперативно реагировать на различные ситуации, находить конструктивный выход. Каждая студенческая организация, при всем их разнообразии, создает естественную благоприятную среду, в которой молодые люди могут максимально полно реализовать свои организаторские способности и таланты.
В настоящее время выделяют три модели формирования студенческого самоуправления в учебном заведении.
Первая модель выражается в создании студенческого самоуправления вокруг ядра общественно-активных студентов. Сформировавшийся «студактив» самостоятельно определяет основные направления студенческой жизни и фактически монополизирует право студентов на самоуправление, не вовлекая в процессы принятия решений основную массу студентов.
Вторая модель представляет собой создание студенческого самоуправления «сверху», когда студенты вовлекаются в общественную работу по призыву руководства учебного заведения, которое дает им определенные поручения и делегирует некоторые полномочия – на сегодня эта модель характерна для большинства учебных заведений, в том числе и для нашего техникума.
Третья модель, является на сегодня скорее идеалом, к которому мы пока можем только стремиться. Согласно этой модели, студенческое самоуправление формируется естественным образом, само по себе, в силу наличия у основной массы студентов определенного уровня гражданской культуры. Обладая высоким гражданским самосознанием, студенты не остаются равнодушными созерцателями того, как организована их жизнь в учебном заведении. Они создают собственные самоуправляемую организацию и оказывают влияние на управление учебным заведением. Именно эта «третья модель», по существу выступает институтом гражданского общества и, по признанию многих специалистов, представляется наиболее полезной и перспективной.
Студенческое самоуправление в Донском банковском техникуме организовано и действует с 1999 года. Вся работа и статус студенческого самоуправления техникума регламентируется нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным законом от 23.07.2008г. №160-ФЗ (ред. от 12.03.2014г) «Об общественных объединениях», Рекомендациями по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ (письмо министерства образования РФ от 02 октября 2012г. №15-52-468/15-01-21), государственной программой «Патриотического воспитания граждан РФ», концепцией государственной молодежной политики (одобрена решение правительственной комиссии по делам молодежи от 5 декабря 2001г. №4, Федеральной целевой программой «Молодежь России» (2001-2005г) (одобрено Постановлением правительства РФ от 29.12.2000г. №1275, Уставом, Кодексом студента ДБТ и рядом локальных актов (Положение о студенческом самоуправлении в ДБТ, Положение о старостах учебных групп и др.), а также Концепцией воспитательной работы студентов ДБТ, программой духовно-нравственного воспитания студентов.
В структуру управления воспитательным процессом входят: социальные педагоги, выполняющие функции кураторов учебных групп, руководитель физвоспитания, педагог–организатор ОБЖ и допризывной подготовки. Возглавляет это направление заместитель директора по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам Большое место в управлении процессом воспитательной работы занимают общественные органы: Совет техникума, педагогический Совет, Попечительский совет, Президентский Совет (студенческое самоуправление), Совет по профилактике правонарушений, Совет социальных педагогов.
В нашем техникуме определяющим направлением студенческого самоуправления являются осуществление гуманистического воспитания студентов в духе толерантности и нетерпимости к проявлениям экстремизма, утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата.
Администрация техникума обеспечивает включенность студенческого Президентского совета (далее СПС) в реальный процесс жизнедеятельности учреждения; в деятельность по совершенствованию учебного процесса; в организацию и проведение всех внеклассных мероприятий.
Можно утверждать, что студенческое самоуправление является не просто самостоятельным органом, а выступает существенным компонентом всего воспитательного процесса в техникуме и несет особую нагрузку.
В настоящее время СПС это устойчивая двухуровневая система, включающая в себя Президентский совет техникума и старостат (совет старост всех учебных групп)
Первый уровень–это студенческое самоуправление в коллективах учебных групп.
Второй уровень–это студенческое самоуправление в техникуме (СПС).
Создавая структуру студенческого самоуправления, мы ставим цели:
а) создание условий для поступательного развития всех субъектов образовательного процесса, предполагающее раскрытие и развитие духовного, социального, познавательного потенциала студента;
б) обеспечение управления учебным процессом преподавателями и обучающимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.
Структура органов самоуправления в нашем техникуме является гибкой и вариативной, учитывает периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в работе, специфику, возможности и традиции каждой конкретной учебной группы, этапы ее развития, основывается на взаимодействии разных органов.
СХЕМА структуры СПС
Принцип объединения.Студенческое Самоуправление-это добровольное объединение студентов техникума с целью совместного решения вопросов по повышению качества студенческой жизни. Объединение даёт им право принимать участие в управлении студенческой жизнью техникума и использовать возможности Студенческого Самоуправления для самореализации и развития.
Принцип добровольности. Студенты добровольно определяют степень своего участия.
Принцип формализации. Деятельность студенческого объединения определяется единством целей, задач и организационной структуры, формализованных в Положении Студенческого Самоуправления и Кодексе студента. Положение и Кодекс является основным законом студенческого объединения и принимается Конференцией студентов техникума.
Принцип государственности. Студенческое Самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с государственной молодёжной политикой России.
Принцип фокуса внимания. Фокусом внимания Студенческого Самоуправления является развитие личности студента и студенческой жизни внутри техникума.
Принцип системности. Студенческое Самоуправление строит свою деятельность на системной основе. Системный подход к реализации государственной молодёжной политики рассматривает Студенческое Самоуправление, как инструмент реализации воспитательной функции техникума. В данном контексте «системный» подразумевает, что мы рассматриваем техникум, как элемент государственной системы работы с молодёжью, а Студенческое Самоуправление, как элемент системы техникума и инструмент реализации воспитательной функции и молодёжной политики государства.
Принцип выборности. Руководящие органы Студенческого Самоуправления формируются на выборной основе.
Принцип служения. Студенты, избранные в руководящие органы Студенческого Самоуправления, присягают на служение его миссии, целям и задачам как определяющим ориентирам деятельности студенческого объединения.
Принцип представительства. Студенты, избранные в руководящие органы Студенческого Самоуправления, выполняют свои функции, действуя от имени, по поручению и в интересах студентов техникума.
Принцип корпоративности. Студенческое Самоуправление является частью корпоративной культурытехникума и не может существовать вне техникума. Студенческое Самоуправление неразрывно связано с историей, ценностями, традициями техникума.
Принцип партнёрства. Стратегические основы взаимодействия Студенческого Самоуправления и администрации техникума носят партнёрский характер и закладываются в Уставе техникума.
Принцип ресурсного обеспечения. Студенческое Самоуправление для осуществления своей уставной деятельности использует организационные, материальные, интеллектуальные, информационные и иные ресурсы техникума.
Предлагаемые принципы являются основой концепции Студенческого Самоуправления техникума. Принципы определяют самые важные, характерные черты СПС техникума, отличающие его от других существующих форм студенческих организаций и если обобщить все определения принципов, то будет это звучать так:
- добровольность
- демократизм
- гуманизм
- социальная направленность
- творчество
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо реализовывать ряд следующих конкретных задач:
- способствовать формированию у студентов активной гражданской позиции, осознанию личной сопричастности и ответственности каждого за все стороны жизни страны;
- создать будущим специалистам условия для приобретения опыта и навыков жизни в трудовом коллективе, развития организаторских способностей по управлению им;
- обеспечить возможность участия студентов в прогнозировании, планировании, организации и анализе учебно–воспитательного процесса (возможность защиты реальных прав студентов во всех сферах жизнедеятельности);
- развивать правила и традиции техникума;
- формировать у студентов потребность совершенствовать свою личность, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
- формировать демократическую культуру, необходимую для саморазвития и самосовершенствования в правовом государстве. Обучать навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности;
- вносить предложения о повышении качества образовательного процесса с учетом профессиональных интересов студентов;
- организовывать и проводить студенческие общественные мероприятия: конференции, выставки, конкурсы, фестивали, семинары и др.
Конечно это не все задачи, которые стоят перед студентами техникума, здесь обозначены наиболее значимые.
Вместе со структурой студенческого Президентского совета, разработана и модель СПС, отражающая взаимодействие всех частей схемы.
Схема модели
ПРЕЗИДЕНТ→ЧЛЕНЫ СОВЕТА→СТАРОСТАТ→УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ
Сектора
- учебный
- информационный
- научный
- спортивно-оздоровительный
- профориентационный
- культурно-массовый
Как видно и схема студенческого Президентского совета и модель достаточно просты, что удобно для восприятия студентов.
Функции секторов:
Сектор № 1 «Учебный»- работа студентов сектора заключается в организации помощи в учебе отстающим студентов, а именно студенты старшекурсники помогают имеющим проблемы в учебе первокурсникам (форма работы старая, но очень эффективная);
Сектор № 2 «Информационный»- студенты этого сектора обеспечивают гласность, организуют конкурсы газет, выпуски электронной версии газеты на сайте техникума, занимаются организацией (один раз в неделю) выхода в эфир радиогазеты;
Сектор № 3 «Научный»- члены этого сектора в обязательном порядке принимают участие в работе научно-исследовательского общества, оказывают помощь в подготовке и активно участвуют в научно-практических конференциях, семинарах, дискуссиях всех уровней, что позволяет формировать и развивать интеллектуальный потенциал студентов техникума;
Сектор № 4 «Спортивно-оздоровительный» - члены сектора оказывают помощь в проведении, организации и сами участвуют в спортивных соревнованиях всех уровней, активно пропагандируют здоровый образ жизни;
Сектор № 5 «Профориентационный»- члены сектора организуют и участвуют в профориентационной работе техникума; оказывают помощь в ежегодной организации встреч со студентами техникума представителей различных коммерческих банков, сотрудников Ростовского отделения Сбербанка России, выпускниками. Как показывает практика, после этих встреч многие студенты определяются с местом прохождения практики в банках.
Сектор № 6 «Культурно-массовый»- студенты этого сектора, поддерживая традиции техникума, оказывают помощь, организуют и проводят все внеклассные мероприятия (согласно плану по воспитательной работе), что позволяет иметь базу данных на одаренных и талантливых студентов.
Данная модель не является догмой, она адаптируется и корректируется в соответствии с реальной жизнью в техникуме. Возникающие проблемы решаются на заседаниях СПС, которые организуются и проводятся один раз в месяц, согласно ежегодному перспективному плану работы СПС.
Работа Президентского совета студенческого самоуправления не замыкается в рамках техникума, мы активно участвуем в общественной жизни города (с 2006 года в состав Совета молодежи г. Ростова-на-Дону входит представитель от СПС техникума).
Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности. Это действительно реальная возможность для студентов раскрыть в себе лидерские качества, воспользоваться перспективными предложениями в сфере профессиональной и общественной деятельности. Становясь участниками и инициаторами различных видов деятельности, студенты развивают социальную активность, повышают свою самооценку за счёт достигнутых результатов.
Список используемой литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.