Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Стратегические основы взаимодействия студентов и администрации техникума в условиях введения ФГОС

20.06.2014 1652 3403
Козина Марина Георгиевна
Козина Марина Георгиевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам

Донской банковский колледж

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, разработанная на период до 2016 года определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь. Основными направлениями являются - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей в жизнь общества, которые оказались в трудной жизненной ситуации. С тех пор, как Россия вступила в Болонский процесс, наличие системы воспитательной работы, в том числе органов студенческого самоуправления, стало обязательным условием для аккредитации любого образовательного учреждения профессионального образования.

 

В студенческом самоуправлении заключены большие потенциальные возможности для совершенствования профессионального образования. Участие молодых людей в студенческом самоуправлении это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются профессиональные, организаторские, лидерские, творческие способности и личностные качества студентов. Студенческая молодежь всегда стремилась к коллективному самоуправлению, но в современной жизни смысл самоорганизации молодежного коллектива приобретает социально-практический характер, направленный на сознательное, ответственное отношение к перспективам профессиональной деятельности.

 

Студенческое самоуправление – это лучшее средство осуществления задач по подготовке молодых специалистов с функциональным образованием, которое отвечает современным требованиям ситуации на рынке труда, где востребованными окажутся специалисты с определенным набором личностных качеств, таких как: компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, креативность, адаптивность, доброжелательность, работоспособность.

 

Роль студенческого самоуправления невозможно переоценить, в выигрыше остаются все:

- государство, т.к. наиболее общественно-активная часть студенческой молодежи занята делом, причем, учится решать собственные проблемы конструктивно. Уже в свои 15-20 лет молодые люди начинают понимать, что не так уж и легко «решать проблемы», что для этого нужно терпение и упорство, желание и трудолюбие.

- образовательная организация, т.к. налаживается жизнь внутри учреждения, выделяется лидер и его команда, желающие сделать жизнь интересной и увлекательной, способные повести за собой остальных. Кроме этого мы получаем обратную связь со студенчеством, а значит и гибкость в управлении.

 

Студенческое самоуправление в том виде, в каком оно сформировалось сейчас, это реальная сила, способная решать многие учебные и организационные задачи, оперативно реагировать на различные ситуации, находить конструктивный выход. Каждая студенческая организация, при всем их разнообразии, создает естественную благоприятную среду, в которой молодые люди могут максимально полно реализовать свои организаторские способности и таланты.

 

В настоящее время выделяют три модели формирования студенческого самоуправления в учебном заведении.


Первая модель выражается в создании студенческого самоуправления вокруг ядра общественно-активных студентов. Сформировавшийся «студактив» самостоятельно определяет основные направления студенческой жизни и фактически монополизирует право студентов на самоуправление, не вовлекая в процессы принятия решений основную массу студентов.


Вторая модель представляет собой создание студенческого самоуправления «сверху», когда студенты вовлекаются в общественную работу по призыву руководства учебного заведения, которое дает им определенные поручения и делегирует некоторые полномочия – на сегодня эта модель характерна для большинства учебных заведений, в том числе и для нашего техникума.


Третья модель, является на сегодня скорее идеалом, к которому мы пока можем только стремиться. Согласно этой модели, студенческое самоуправление формируется естественным образом, само по себе, в силу наличия у основной массы студентов определенного уровня гражданской культуры. Обладая высоким гражданским самосознанием, студенты не остаются равнодушными созерцателями того, как организована их жизнь в учебном заведении. Они создают собственные самоуправляемую организацию и оказывают влияние на управление учебным заведением. Именно эта «третья модель», по существу выступает институтом гражданского общества и, по признанию  многих специалистов, представляется наиболее полезной и перспективной.

 

Студенческое самоуправление в Донском банковском техникуме организовано и действует с 1999 года. Вся работа и статус студенческого самоуправления техникума регламентируется нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным законом от 23.07.2008г. №160-ФЗ (ред. от 12.03.2014г) «Об общественных объединениях», Рекомендациями по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ (письмо министерства образования РФ от 02 октября 2012г. №15-52-468/15-01-21), государственной программой «Патриотического воспитания граждан РФ», концепцией государственной молодежной политики (одобрена решение правительственной комиссии по делам молодежи от 5 декабря 2001г. №4, Федеральной целевой программой «Молодежь России» (2001-2005г) (одобрено Постановлением правительства РФ от 29.12.2000г. №1275, Уставом, Кодексом студента ДБТ и рядом локальных актов (Положение о студенческом самоуправлении в ДБТ, Положение о старостах учебных групп и др.), а также Концепцией воспитательной работы студентов ДБТ, программой духовно-нравственного воспитания студентов.

 

В структуру управления воспитательным процессом входят: социальные педагоги, выполняющие функции кураторов учебных групп, руководитель физвоспитания, педагог–организатор ОБЖ и допризывной подготовки. Возглавляет это направление заместитель директора по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам Большое место в управлении процессом воспитательной работы занимают общественные органы: Совет техникума, педагогический Совет, Попечительский совет, Президентский Совет (студенческое самоуправление), Совет по профилактике правонарушений, Совет социальных педагогов.

 

В нашем техникуме определяющим направлением студенческого самоуправления являются осуществление гуманистического воспитания студентов в духе толерантности и нетерпимости к проявлениям экстремизма, утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата.

 

Администрация техникума обеспечивает включенность студенческого Президентского совета (далее СПС) в реальный процесс жизнедеятельности учреждения; в деятельность по совершенствованию учебного процесса; в организацию и проведение всех внеклассных мероприятий.

 

Можно утверждать, что студенческое самоуправление является не просто самостоятельным органом, а выступает существенным компонентом всего воспитательного процесса в техникуме и несет особую нагрузку.

 

В настоящее время СПС это устойчивая двухуровневая система, включающая в себя Президентский совет техникума и старостат (совет старост всех учебных групп)


Первый уровень–это студенческое самоуправление в коллективах учебных групп.


Второй уровень–это студенческое самоуправление в техникуме (СПС).

Создавая структуру студенческого самоуправления, мы ставим цели:

а) создание условий для поступательного развития всех субъектов образовательного процесса, предполагающее раскрытие и развитие духовного, социального, познавательного потенциала студента;

б) обеспечение управления учебным процессом преподавателями и обучающимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

 

Структура органов самоуправления в нашем техникуме является гибкой и вариативной, учитывает периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в работе, специфику, возможности и традиции каждой конкретной учебной группы, этапы ее развития, основывается на взаимодействии разных органов.

 

СХЕМА структуры СПС

 


Деятельность студенческого самоуправления в техникуме строится на следующих принципах:

Принцип объединения.Студенческое Самоуправление-это добровольное объединение студентов техникума с целью совместного решения вопросов по повышению качества студенческой жизни. Объединение даёт им право принимать участие в управлении студенческой жизнью техникума и использовать возможности Студенческого Самоуправления для самореализации и развития.

Принцип добровольности. Студенты добровольно определяют степень своего участия.

Принцип формализации. Деятельность студенческого объединения определяется единством целей, задач и организационной структуры, формализованных в Положении Студенческого Самоуправления и Кодексе студента. Положение и Кодекс является основным законом студенческого объединения и принимается Конференцией студентов техникума.

Принцип государственности. Студенческое Самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с государственной молодёжной политикой России.

Принцип фокуса внимания. Фокусом внимания Студенческого Самоуправления является развитие личности студента и студенческой жизни внутри техникума.

Принцип системности. Студенческое Самоуправление строит свою деятельность на системной основе. Системный подход к реализации государственной молодёжной политики рассматривает Студенческое Самоуправление, как инструмент реализации воспитательной функции техникума. В данном контексте «системный» подразумевает, что мы рассматриваем техникум, как элемент государственной системы работы с молодёжью, а Студенческое Самоуправление, как элемент системы техникума и инструмент реализации воспитательной функции и молодёжной политики государства.

Принцип выборности. Руководящие органы Студенческого Самоуправления формируются на выборной основе.

Принцип служения. Студенты, избранные в руководящие органы Студенческого Самоуправления, присягают на служение его миссии, целям и задачам как определяющим ориентирам деятельности студенческого объединения.

Принцип представительства. Студенты, избранные в руководящие органы Студенческого Самоуправления, выполняют свои функции, действуя от имени, по поручению и в интересах студентов техникума.

Принцип корпоративности. Студенческое Самоуправление является частью корпоративной культурытехникума и не может существовать вне техникума. Студенческое Самоуправление неразрывно связано с историей, ценностями, традициями техникума.

Принцип партнёрства. Стратегические основы взаимодействия Студенческого Самоуправления и администрации техникума носят партнёрский характер и закладываются в Уставе техникума.

Принцип ресурсного обеспечения. Студенческое Самоуправление для осуществления своей уставной деятельности использует организационные, материальные, интеллектуальные, информационные и иные ресурсы техникума.

 

Предлагаемые принципы являются основой концепции Студенческого Самоуправления техникума. Принципы определяют самые важные, характерные черты СПС техникума, отличающие его от других существующих форм студенческих организаций и если обобщить все определения принципов, то будет это звучать так:

- добровольность

- демократизм

- гуманизм

- социальная направленность

- творчество

- самостоятельность.

 

Для достижения данных принципов необходимо реализовывать ряд следующих конкретных задач:

- способствовать формированию у студентов активной гражданской позиции, осознанию личной сопричастности и ответственности каждого за все стороны жизни страны;

- создать будущим специалистам условия для приобретения опыта и навыков жизни в трудовом коллективе, развития организаторских способностей по управлению им;

- обеспечить возможность участия студентов в прогнозировании, планировании, организации и анализе учебно–воспитательного процесса (возможность защиты реальных прав студентов во всех сферах жизнедеятельности);

- развивать правила и традиции техникума;

- формировать у студентов потребность совершенствовать свою личность, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

- формировать демократическую культуру, необходимую для саморазвития и самосовершенствования в правовом государстве. Обучать навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности;

- вносить предложения о повышении качества образовательного процесса с учетом профессиональных интересов студентов;

- организовывать и проводить студенческие общественные мероприятия: конференции, выставки, конкурсы, фестивали, семинары и др.

 

Конечно это не все задачи, которые стоят перед студентами техникума, здесь обозначены наиболее значимые.

 

Вместе со структурой студенческого Президентского совета, разработана и модель СПС, отражающая взаимодействие всех частей схемы.

Схема модели

ПРЕЗИДЕНТ→ЧЛЕНЫ СОВЕТА→СТАРОСТАТ→УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ

Сектора

- учебный

- информационный

- научный

- спортивно-оздоровительный

- профориентационный

- культурно-массовый

 

Как видно и схема студенческого Президентского совета и модель достаточно просты, что удобно для восприятия студентов.


Функции секторов:

Сектор № 1 «Учебный»- работа студентов сектора заключается в организации помощи в учебе отстающим  студентов, а именно студенты старшекурсники помогают имеющим проблемы в учебе первокурсникам (форма работы старая, но очень эффективная);

Сектор № 2 «Информационный»- студенты этого сектора обеспечивают гласность, организуют конкурсы газет, выпуски электронной версии газеты на сайте техникума, занимаются организацией (один раз в неделю) выхода в эфир радиогазеты;

Сектор № 3 «Научный»- члены этого сектора в обязательном порядке  принимают участие в работе научно-исследовательского общества, оказывают помощь в подготовке и активно участвуют в научно-практических конференциях, семинарах, дискуссиях всех уровней, что позволяет формировать и развивать интеллектуальный потенциал студентов техникума;

Сектор № 4 «Спортивно-оздоровительный» - члены сектора оказывают помощь в проведении, организации и сами участвуют в спортивных соревнованиях всех уровней, активно пропагандируют здоровый образ жизни;

Сектор № 5 «Профориентационный»- члены сектора организуют и участвуют в профориентационной работе техникума; оказывают помощь в ежегодной организации встреч со студентами техникума представителей различных коммерческих банков, сотрудников Ростовского отделения Сбербанка России, выпускниками. Как показывает практика, после этих встреч многие студенты определяются с местом прохождения практики в банках.

Сектор № 6 «Культурно-массовый»- студенты этого сектора, поддерживая традиции техникума, оказывают помощь, организуют и проводят все  внеклассные мероприятия (согласно плану по воспитательной работе), что позволяет иметь базу данных на одаренных и талантливых студентов.

 

Данная модель не является догмой, она адаптируется и корректируется в соответствии с реальной жизнью в техникуме. Возникающие проблемы решаются на заседаниях СПС, которые организуются и проводятся один раз в месяц, согласно ежегодному перспективному плану работы СПС.

 

Работа Президентского совета студенческого самоуправления не замыкается в рамках техникума, мы активно участвуем в общественной жизни города (с 2006 года в состав Совета молодежи г. Ростова-на-Дону входит представитель от СПС техникума).

 

Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности. Это действительно реальная возможность для студентов раскрыть в себе лидерские качества, воспользоваться перспективными предложениями в сфере профессиональной и общественной деятельности. Становясь участниками и инициаторами различных видов деятельности, студенты развивают социальную активность, повышают свою самооценку за счёт достигнутых результатов.

 

Список используемой литературы:

  1. «Примерное положение о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования» (Письмо Минобразования от 10 октября 2006 г. № АФ-234/06)
  2. «Студенческое самоуправление. Методические рекомендации. Ч.1» РнД, 2004 г.
  3. Письмо Федерального агентства по образованию от 19.02.2007 г. N 231/12-16 «О студенческом самоуправлении»
  4. «Студенческое самоуправление в России: социологический анализ» Москва, 2007.- 132 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/645



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*