Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методы словарной работы на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции студентов

05.06.2023 303 402
Незамаева Евгения Владимировна
Незамаева Евгения Владимировна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Одной из важных проблем современных обучающихся, не имеющих физиологических и психологических отклонений, является скудный словарный запас, который во многом формируется в процессе школьного обучения. Ограниченная лексика препятствует усвоению информации, полноценному выражению мысли, продуктивному  общению. Поэтому обогащение лексического запаса становится центральной задачей в обучении русскому языку.

Исходя из того, что единицей языка является слово,  основной составляющей  лексического развития обучающихся  является  работа со словарными словами - теми, написание которых необходимо запомнить.

Словарная работа - это систематически грамотно построенная методическая работа, включающая различные развивающие формы на уровне стандартной репродуктивной деятельности.

Задача преподавателя заключается в аналогической работе с теми моделями, которые необходимы для данного контингента обучающихся.

Организуя работу со словарями, педагог должен учитывать влияние слов на мировоззрение обучающихся, их формирование как личностей.

В целях повышения речевой культуры значимое место должны занимать упражнения, направленные не только на обогащение словарного запаса, но и формирование умения свободно, последовательно, правильно, ярко излагать собственные мысли в устной и письменной форме.

Основными задачами преподавателя в этом случае являются:

  1. Пополнить словарный запас в соответствии с их возрастным критерием;
  2. Научить использовать слова в соответствии с их значением;
  3. Помочь обучающимся устранить из своей речи нелитературные слова;

Наиболее эффективные, проверенные на практике приемы развивающего обучения для достижения успешного запоминания и применения словарных слов:

1.Метод «корректурной пробы»

Задание: В каждом ряду подчеркните повторяющиеся буквы. Из оставшихся составьте слова. Определите их род и склонение. 

В О З Т С А Т О Я С Ц В

О Д О У Е Л Б В Б О У Ч Л К И

Ответ: заяц (м.р., 2 скл.); девочки (ж.р., 1 скл).

Задание: Выполните математические действия и прочитайте слова. Подберите к каждому по 3 определения, синонимичные друг другу.  Составьте  предложения, где данные слова употреблены в роли подлежащего:

КТРО-Т+ВИ+А-И+ТЬ=

ЛУЧ-Л+РЕН-Р+ИК=

Ответ: кровать, ученик. Кровать - удобная, комфортабельная, подходящая. Ученик - умный, способный, сообразительный. Деревянная кровать стояла  в детской комнате. В наш класс пришел способный ученик.

Задание: Внимательно посмотрите и подчеркните в каждом ряду слова, которые соответствуют заданному условию:

  • Слова, в которых два слога:

ЯЗЫК, МАШИНА, ПЕТУХ, ОВОЩИ, КРЕМЛЬ, КЛАСС, РОССИЯ.

  • Слова, которые употреблены только во множественном числе:

ПАЛЬТО, ОВОЩИ, НОЖНИЦЫ, ПАРТА, РЕБЯТА, ВОРОН, РОСТКИ, ГРАБЛИ

  • Слова, которые являются существительными женского рода:

ТЕЛЕВИЗОР, КАРТА, ОКНО, СТРАНИЦА, КЕПКА, ШЛЯПА, СОЛНЦЕ, РУЧКА.

  • Слова, начинающиеся с гласной буквы:

ЁЛКА, БАНКОМАТ, ТЕТРАДЬ, ОСЕНЬ, ЧАШКА, ЯБЛОКО, ДЕНЬ, ЮЛА.

  • Слова, в которых последний звук - согласный:

МУРАВЕЙ, МЕТРО, ЯЗЫК, МАЧТА, ШИМПАНЗЕ, ДОРОГА, БАЛКОН.

  • Слова, которые являются именами собственными:

ГОРОД, МОСКВА, ИМЯ, ЕВГЕНИЙ, РЕБЯТА, КРЕМЛЬ, УЧИТЕЛЬ.

Установка меняется в зависимости от того, какие темы необходимо «доработать».

  1. Метод «Буквенный диктант»

Учащимся предлагаются вопросы, отвечая на которые на которые необходимо записывать лишь первые буквы ответов. При правильном выполнении задания должны получатся словарные слова. Такой вид работы способствует пополнению словарного запаса, развитию умения не только СЛУШАТЬ, но и СЛЫШАТЬ преподавателя, формирует системное мышление.

  1. Метод «Закодированное слово»

Преподаватель диктует ряд из пяти слов, учащиеся должны запомнить их в том же порядке, затем выписать лишь первые буквы. Если задание выполнено верно, должно получиться слово.

4.Метод, направленный на развитие умения работать  в слуховой модальности.

Преподаватель диктует слова задом наперед. Учащиеся восстанавливают слова и дают им определение (используют толковый словарь).

5.Метод, направленный на развитие умения работать в зрительной модальности.

Преподаватель записывает на доске 6-7 слов под номерами. В течение 15-20 секунд учащиеся должны эти слова запомнить в том же порядке с соответствующими номерами. По истечении времени начинается работа по типу: «Запишите слово, которое было под номером 7». Можно предложить ответить на вопросы.

 6.Метод «Получи слово».

Преподаватель задает перечень вопросов, ответы на которые составляют одно слово.

Например:

Какой предлог пропущен в песне «…саду ли в огороде»?

Назовите числительное наименьшее трехзначное число.

С этой буквы начинается определение: часть слова между приставкой и суффиксом.

(Ответ: ВО-СТО-К).

После угаданного слова предлагается выполнить задание:

  • Образуйте от полученного слова однокоренные прилагательные во всех родах;
  • Назовите устойчивое словосочетание с полученным словом;
  • Назовите 2 города, находящиеся в восточной стороне России
  1. Творческий метод

Составить вопросы, ответами на которые служат словарные слова.

Например, к слову ЗАЯЦ:

  • Кого спас дед Мазай?
  • Как называют безбилетников?
  • В одной из русских сказок у него была лубяная избушка.

8.Пиктограммы.

Преподаватель произносит в достаточно быстром темпе словарные слова, услышав которые обучающиеся должны уловить их суть и изобразить на бумаге в  виде какого-то значка или рисунка  отличительный признак, ассоциацию.

9.Нетрадиционный словарный диктант.

При проведении нетрадиционного словарного диктанта обучающимся диктуются слова не на прямую, а в виде загадок. Такой способ развивает мышление и интеллект, что обогащает их лексический запас.

Такой диктант можно проводить в виде ребусов. В результате такой работы можно проверить не только знание правописания слов, но и память, быстроту реакции, сообразительность, комбинаторное мышление.

Таким образом, применяя заявленные методы преподавания развития речи, можно достигнуть значимых результатов. Главным достижением в применении такой методики обучения является формирование коммуникативно-развитой личности. Студенты значительно лучше излагают свои мысли, дают оценку произведениям искусства, владеют лексикой. При восприятии текста богатый лексический запас позволяет адекватно воспринимать текст через понимание не только словарных значений слов, но и их отношение к сказанному.

  Только правильно организованная работа по развитию речи сформирует у обучающихся умение осуществлять информационную переработку словарного текста, извлекать необходимую информацию и самостоятельно добывать знания. Хорошо поставленная словарная работа служит средством идейного и нравственного воспитания, способствует проявлению исследовательских и творческих способностей, позволяет осуществлять личностный подход.

Работа со словом должна являться обязательным компонентом в содержании урока не только русского языка, но и любого другого.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методы словарной работы на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*