Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности общения медицинской сестры с пожилыми пациентами

31.05.2023 1330 1991
Бурлакова Анна Александровна
Бурлакова Анна Александровна, преподаватель

Ивановский медицинский колледж

Демографическая ситуация в мире характеризуется глобальным постарением населения. Это связано с улучшением условий жизни и труда, успешной борьбой с инфекционными заболеваниями. В России доля лиц старше 60 лет составляет более 20%.Старение населения приводит к росту хронических заболеваний. Неизбежно увеличивается число лиц старших возрастных групп, нуждающихся в медицинской помощи, в том числе в сестринских услугах.У нас в стране в настоящий момент на одного пациента до 60 лет приходится пять пациентов старше 60 лет. Таким образом, основной круг профессионального общения медицинской сестры составляют пожилые пациенты. Очень важно уметь найти подход к каждому из них, стать помощницей, советчицей и добрым другом.

Работа медицинской сестры с пожилыми пациентами требует большого терпения, снисходительности. Сестринское обследование в виду анатомо –физиологических и психологических особенностей пациентов занимает больше времени. Говорить с пожилыми надо ясно, более медленно, иногда более громко. При опросе следует выяснить, как сам пациент описывает свое состояние, что делает для поддержания здоровья; что знает о лекарствах, которые принимает, есть ли аллергия, чем она проявляется. Медсестра выясняет особенности питания пациента, степень его двигательной активности; есть ли нарушения сна, какова обстановка в семье, как пожилой пациент справляется с проблемами, каковы его увлечения и жизненные приоритеты.

После опроса медсестра определяет проблемы пациента – чаще они связаны с дефицитом знаний в области укрепления здоровья, диетотерапии, механизмов действия лекарственных средств и т.д. Выделяются приоритеты, ставятся цели, составляется и  осуществляется план сестринских вмешательств. При этом медицинская сестра должна заручиться поддержкой самого пожилого  пациента и его родственников.

Медсестра  должна дать полную консультацию по вопросам здорового образа жизни, снабдить пациента соответствующей литературой. Важно указать пациенту на факторы риска, которые могут привести к ухудшению его здоровья. Надо стремиться, чтобы пациент не терял навыки самообслуживания. Рекомендации надо чаще повторять, а приемы ухода показывать на практике. При этом надо убедиться, что пациент правильно понял совет сестры, для этого можно попросить его повторить или показать в действии, что ему рекомендуют делать.

В процессе общения медицинской сестре следует учитывать и психологические особенности людей пожилого возраста. Следует знать, что в старости происходит заострение черт характера, т.к. ослаблен контроль над своими реакциями. Те черты, которые в молодости маскировались из-за непривлекательности, выходят на поверхность. Пожилым людям свойственны консерватизм, немотивированная обидчивость, эгоцентризм, ипохондрия, склонность к грусти, слезливости. Но в то же время пожилые люди становятся более снисходительными, терпеливыми, мудрыми. Опыт, рассудительность и спокойствие помогают им более объективно оценивать суть событий и явлений.

Британский психолог Д. Бромлей выделил 5 основных «жизненных позиций» пожилых людей; медицинской сестре важно учитывать их при работе с пациентами старших возрастных групп:

  1. «Конструктивная позиция» - эти люди в течение всей жизни и в старости остаются спокойными, довольными, жизнерадостными. Они способны смириться со старостью, не страшатся смерти. Такие люди обычно благополучно проживают старость.
  2. «Зависимая позиция» - присуща пожилым, которые всю жизнь не доверяют себе; они были слишком уступчивыми, пассивными. В старости они еще больше ищут поддержки, помощи и, не получая их, чувствуют себя несчастливыми и пассивными.
  3. «Защитная позиция» - формируется у замкнутых людей, привыкших полагаться только на себя, скрывающих свои чувства. Они ненавидят старость, не представляют себя без работы.
  4. Позиция «враждебность к миру» - проявляется «гневными» стариками. Они подозрительны, агрессивны, обвиняют общество за все собственные неудачи, испытывают отвращение к старости.
  5. Позиция «враждебность к себе и своей жизни» - встречается у людей пассивных, не имеющих своих интересов, склонных к депрессии и фатализму. Они чувствуют себя очень одиноко, а к смерти относятся как к избавлению от несчастливого существования.

Каким же образом привить будущей медицинской сестре навыки общения с пожилыми пациентами? Этот вопрос затрагивается при изучении студентами таких дисциплин, как «Здоровый человек и его окружение: пожилые люди», «Основы сестринского дела», «Сестринское дело в терапии», «Геронтология» и многих других предметов. Студенты первого курса, конечно, испытывают большие трудности при общении с пациентами всех возрастных групп, не только с пожилыми. К концу обучения будущие медсестры как правило уже без страха общаются с пациентами, хотя свой стиль общения вырабатывается лишь за годы непосредственной работы в медицинском учреждении.

Помощь в решении проблемы может оказывать использование преподавателем многих педагогических методик. К примеру, можно активно применять на занятиях метод «ролевой игры», где в качестве пожилого пациента со спектром своих проблем и медсестры выступают сами студенты. Очень полезны «показательные курации» пациентов преподавателем, во время которых учащиеся наблюдают за манерой общения и невольно перенимают какие-то моменты. Обязательно следует обсуждать и результаты студенческих кураций: называют ли пациента по имени-отчеству, достаточно ли громко и внятно говорят, четко ли формулируют вопросы, доброжелательны ли. Если у пациента возникают вопросы, на которые студент затрудняется ответить, то надо поговорить об этом всем вместе. Обязателен разбор конфликтных ситуаций, если такие возникают. Широко можно использовать и самостоятельную работу студентов, например, подготовка реферативных сообщений по темам «Психологические особенности пожилых людей», «Хоспис», «Особенности ухода за пожилыми пациентами», «Одиночество-проблема пожилых людей», «Пенсионная болезнь» и многим другим. Студенты могут поделиться впечатлениями о книге, фильме, статье на медицинскую тематику. Интересен будет и рассказ о своих близких пожилых родственниках, о реальных жизненных ситуациях на тему «медсестра-пациент». Во время занятия возможно также использование учебных фильмов и презентаций по этико-деонтологическим аспектам. Кроме того, вопросы общения с пожилыми пациентами можно и нужно затрагивать при проведении конкурсов профессионального мастерства, заседаний кружков по терапии и другим дисциплинам. Были бы очень полезны также встречи с выпускниками колледжа  с рассказом о ситуациях в своей работе.

Вопросы общения медицинской сестры с пациентами, в том числе и с пожилыми, важно разбирать и обсуждать со студентами не только в рамках «узких» предметов, а во время всего обучения будущего медицинского персонала. Следует акцентировать внимание на этико-деонтологическом аспекте как при разборе теоретического материала, так и при выполнении любой практической манипуляции. С целью совершенствования педагогической деятельности возможно обсуждение этой темы в рамках «Школы педагогического мастерства». Было бы полезно как студентам, так и преподавателям сотрудничество с практическим здравоохранением- участие в совместных конференциях, клинических разборах. Следует в большей степени привлекать студентов к работе в геронтологических учреждениях - геронтологических отделениях больниц, домах-интернатах, хосписе.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности общения медицинской сестры с пожилыми пациентами




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*