Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДемографическая ситуация в мире характеризуется глобальным постарением населения. Это связано с улучшением условий жизни и труда, успешной борьбой с инфекционными заболеваниями. В России доля лиц старше 60 лет составляет более 20%.Старение населения приводит к росту хронических заболеваний. Неизбежно увеличивается число лиц старших возрастных групп, нуждающихся в медицинской помощи, в том числе в сестринских услугах.У нас в стране в настоящий момент на одного пациента до 60 лет приходится пять пациентов старше 60 лет. Таким образом, основной круг профессионального общения медицинской сестры составляют пожилые пациенты. Очень важно уметь найти подход к каждому из них, стать помощницей, советчицей и добрым другом.
Работа медицинской сестры с пожилыми пациентами требует большого терпения, снисходительности. Сестринское обследование в виду анатомо –физиологических и психологических особенностей пациентов занимает больше времени. Говорить с пожилыми надо ясно, более медленно, иногда более громко. При опросе следует выяснить, как сам пациент описывает свое состояние, что делает для поддержания здоровья; что знает о лекарствах, которые принимает, есть ли аллергия, чем она проявляется. Медсестра выясняет особенности питания пациента, степень его двигательной активности; есть ли нарушения сна, какова обстановка в семье, как пожилой пациент справляется с проблемами, каковы его увлечения и жизненные приоритеты.
После опроса медсестра определяет проблемы пациента – чаще они связаны с дефицитом знаний в области укрепления здоровья, диетотерапии, механизмов действия лекарственных средств и т.д. Выделяются приоритеты, ставятся цели, составляется и осуществляется план сестринских вмешательств. При этом медицинская сестра должна заручиться поддержкой самого пожилого пациента и его родственников.
Медсестра должна дать полную консультацию по вопросам здорового образа жизни, снабдить пациента соответствующей литературой. Важно указать пациенту на факторы риска, которые могут привести к ухудшению его здоровья. Надо стремиться, чтобы пациент не терял навыки самообслуживания. Рекомендации надо чаще повторять, а приемы ухода показывать на практике. При этом надо убедиться, что пациент правильно понял совет сестры, для этого можно попросить его повторить или показать в действии, что ему рекомендуют делать.
В процессе общения медицинской сестре следует учитывать и психологические особенности людей пожилого возраста. Следует знать, что в старости происходит заострение черт характера, т.к. ослаблен контроль над своими реакциями. Те черты, которые в молодости маскировались из-за непривлекательности, выходят на поверхность. Пожилым людям свойственны консерватизм, немотивированная обидчивость, эгоцентризм, ипохондрия, склонность к грусти, слезливости. Но в то же время пожилые люди становятся более снисходительными, терпеливыми, мудрыми. Опыт, рассудительность и спокойствие помогают им более объективно оценивать суть событий и явлений.
Британский психолог Д. Бромлей выделил 5 основных «жизненных позиций» пожилых людей; медицинской сестре важно учитывать их при работе с пациентами старших возрастных групп:
Каким же образом привить будущей медицинской сестре навыки общения с пожилыми пациентами? Этот вопрос затрагивается при изучении студентами таких дисциплин, как «Здоровый человек и его окружение: пожилые люди», «Основы сестринского дела», «Сестринское дело в терапии», «Геронтология» и многих других предметов. Студенты первого курса, конечно, испытывают большие трудности при общении с пациентами всех возрастных групп, не только с пожилыми. К концу обучения будущие медсестры как правило уже без страха общаются с пациентами, хотя свой стиль общения вырабатывается лишь за годы непосредственной работы в медицинском учреждении.
Помощь в решении проблемы может оказывать использование преподавателем многих педагогических методик. К примеру, можно активно применять на занятиях метод «ролевой игры», где в качестве пожилого пациента со спектром своих проблем и медсестры выступают сами студенты. Очень полезны «показательные курации» пациентов преподавателем, во время которых учащиеся наблюдают за манерой общения и невольно перенимают какие-то моменты. Обязательно следует обсуждать и результаты студенческих кураций: называют ли пациента по имени-отчеству, достаточно ли громко и внятно говорят, четко ли формулируют вопросы, доброжелательны ли. Если у пациента возникают вопросы, на которые студент затрудняется ответить, то надо поговорить об этом всем вместе. Обязателен разбор конфликтных ситуаций, если такие возникают. Широко можно использовать и самостоятельную работу студентов, например, подготовка реферативных сообщений по темам «Психологические особенности пожилых людей», «Хоспис», «Особенности ухода за пожилыми пациентами», «Одиночество-проблема пожилых людей», «Пенсионная болезнь» и многим другим. Студенты могут поделиться впечатлениями о книге, фильме, статье на медицинскую тематику. Интересен будет и рассказ о своих близких пожилых родственниках, о реальных жизненных ситуациях на тему «медсестра-пациент». Во время занятия возможно также использование учебных фильмов и презентаций по этико-деонтологическим аспектам. Кроме того, вопросы общения с пожилыми пациентами можно и нужно затрагивать при проведении конкурсов профессионального мастерства, заседаний кружков по терапии и другим дисциплинам. Были бы очень полезны также встречи с выпускниками колледжа с рассказом о ситуациях в своей работе.
Вопросы общения медицинской сестры с пациентами, в том числе и с пожилыми, важно разбирать и обсуждать со студентами не только в рамках «узких» предметов, а во время всего обучения будущего медицинского персонала. Следует акцентировать внимание на этико-деонтологическом аспекте как при разборе теоретического материала, так и при выполнении любой практической манипуляции. С целью совершенствования педагогической деятельности возможно обсуждение этой темы в рамках «Школы педагогического мастерства». Было бы полезно как студентам, так и преподавателям сотрудничество с практическим здравоохранением- участие в совместных конференциях, клинических разборах. Следует в большей степени привлекать студентов к работе в геронтологических учреждениях - геронтологических отделениях больниц, домах-интернатах, хосписе.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности общения медицинской сестры с пожилыми пациентами
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.